Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках иностранного языка
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках иностранного языка
Совершенно очевидно,что для того,чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса,современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности.которые были накоплены человечеством в течение веков.С этой точки зрения огромную роль играет знание как минимум одного иностранного языка.Язык-это хранилище культуры этноса.Процесс обучения школьников иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.Поэтому можно только положительно рассматривать воспитание духовности школьников именно на уроках иностранного языка.В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы,позволяющие формировать навыки критического мышления,позволяющего соотнести свои взгляды с нормами общественной морали.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках иностранного языка »
Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках иностранного языка.
Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса современным школьникам необходимо усвоить те духовно – нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков.
С этой точки зрения огромную роль играет знание как минимум одного иностранного языка. Язык – хранилище культуры этноса. Процесс обучения современных школьников иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения. Поэтому можно только положительно рассматривать воспитание духовности именно на уроках иностранного языка. В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. Именно на уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстралингвистических компетенций затрагивает вопросы отношения и поведения ребёнка в той или иной жизненной ситуации. Всё чаще и з чаще среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, особенно в старшем звене, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней.
Нравственное воспитание развивает способности и воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность, развивает волю, мышление, внимательность, воображение, память.
Одним из многочисленных и разнообразных способов воспитания средствами иностранного языка является чтение общественно – политической, духовной и художественной литературы. Важна на уроках иностранного языка работа в парах и н групповая работа. В процессе парной и групповой работы воспитывается чувство ответственности за выполнение задания, учащиеся привыкают помогать друг другу, а это развивает внимание, способствует развитию чувства коллективизма. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, складываются определённые точки зрения.
Путь воспитания при чтении – это путь опосредованный: от текстов, от полученной информации к мыслям, к выработке взглядов, убеждений, формированию мировоззрения. Эффективность воспитания в процессе чтения зависит не только от правильного подбора материала, но и от возможности применять содержание прочитанного в практической деятельности учащегося. Чтобы усвоенное и продуманное в ходе чтения стало действительным, нашло своё воплощение в повседневной жизни учащихся, полезно проведение учениками конференций и докладов, представление проектов и написание эссе.
Существует также иной способ воспитания средствами иностранного языка, а именно: использование поэзии на уроках иностранного языка. Проблемы, затрагиваемые в поэтических произведениях, универсальны, носят жизненный характер, не всегда предполагают однозначное решение. Использование поэзии на уроках иностранного языка способствует также знакомству с лучшими образцами поэзии, видами стихотворных форм, с вариантами перевода стихов на родной язык, способствует развитию различных навыков и культурной компетенции обучаемого.
Большинство тем иностранного языка затрагивает напрямую или косвенно нравственный аспект воспитания (Вежливые англичане, Иностранный этикет, Моя родословная, Права и обязанности ребёнка и другие).
Нравственное воспитание на уроках иностранного языка способствует формированию целостного, социально – ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формированию уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.