Просмотр содержимого документа
«"Вклад земляков в историю железной дороги Тамбовщины"»
Выполнили: студенты группы 2.16 Аладинский Алексей,Жуков Максим Руководитель: Швецова Ю. А.
Тамбов 2017
1837 году, или, чуть позже, могла вступить в действие еще одна рельсовая дорога – в Тамбовской губернии, но этому проекту тогда не суждено было сбыться…
Николай Михайлович Гамалей
Высочайшим указом 8 октября 1832 года Н. М. Гамалей, образованный и наделенный живым умом, был назначен гражданским губернатором в Тамбов (около 6-ти лет), успел сделать много полезного для города.
В 1833 году ему за заслуги пожалован был орден Святого Станислава 1-й степени, в 1837 -орден Святой Анны 1-й степениза отлично-полезную службу и труды в бытность Тамбовским губернатором.
(1795–1859)
В тот период правительство, занимавшееся проектами развития путей сообщения, обратило внимание на потребности Тамбовской губернии , начав работы по улучшению судоходства на реке Цне , которая соединяла Тамбов и Моршанск – один из российских центров хлеботорговли.
Замысел Гамалея
Н. М. Гамалей понимал, что Цнинское судоходство имело сезонные неудобства и требовало на содержание значительных средств.
Гамалей знал, что в стране зародилась идея создания железнодорожного транспорта – перспективная альтернатива гужевому и водному.
В 1835 году он обратился в правительство с проектом Моршанской чугунной железной дороги .
Все работы на частные капиталы акционеров – богатых дворян-помещиков и купцов от правительства лишь требовалось одобрение инициативы, и утверждение проекта по созданию акционерного общества.
Проект Гамалея
Его проект, сохранившийся в архиве Тамбовской области, содержит описание железной дороги, подробную смету расходов на ее возведение и дальнейшую эксплуатацию.
Его реализация предвещала значительные выгоды государству, сельскохозяйственному производителю Тамбовской губернии, купцам, обществу акционеров и простому потребителю.
Проект ж/д Гамалея
Протяженность железнодорожных путей от Моршанска до устья Цны 100 верст, разделенных на равные части четырьмя станциями
объездные железные здания постоялых дворов конюшни, сараи
дороги (по 5 верст)
Перевозка тяжестей фурами при помощи тягловых лошадей
Для уменьшения времени погрузки фур
«могазейны» – склады для хранения доставляемых в Моршанск продуктов.
Свидетельство хорошего знания вопроса по отечественным и зарубежным аналогам
Любопытно, что в расчетах Гамалея уже учитывался опыт Петергофской железной дороги, находившейся в ту пору на стадии строительства, а также первой в мире Ливерпульской железнодорожной колеи !
Мысли о возведении рельсовой колеи в Тамбовской губернии приходили в голову не одному Гамалею…
Тамбовский помещик - майор Осинский
Во второй половине 1830-х годов Осинский представил правительству проект железной дороги «Тамбов – Москва – Петербург».
Кривцов Николай Иванович
Другой тамбовский помещик, ранее служивший в английском посольстве, а затем занимавший пост губернатора в Воронеже, составил свой проект железнодорожного полотна, который должен был соединить Москву, Тамбов и Саратов.
(10.01.1791 г., с.Тимофеевское Орловская губ.– 31.08.1843 г, с.Любичи Кирсановский уезд Тамбовская губ.).
Реализация проектов
Однако время для воплощения этих смелых замыслов в России в тот период еще не настало, поэтому проект губернатора Гамалея, как и все остальные предложения тамбовских энтузиастов рельсовых дорог, не нашел поддержки правительства.
В продолжение истории…
Летом 1837 года великий князь Александр II c воспитателем - поэтом В.А. Жуковским совершили путешествие по России (вошли главные населенные пункты Тамбовской губернии). Из Моршанска - в Тамбов (два дня), где их ждал роскошный прием с балом, с выставкой, демонстрирующей уникальные достижения губернии.
Выставка тамбовской губернской продукции произвела на всех огромное впечатление. Жуковский записал в своем дневнике: «Недостаток сбыта».
В продолжение истории…
О «недостатке сбыта» шел разговор между тамбовским губернатором и окружением наследника престола и о железной дороге.
В том же году Гамалей повторно обратился в министерство со своим проектным предложением. И хотя Главное управление путей сообщения опять подтвердило свое отрицательное мнение, предложение Гамалея обсуждалось в Комитете министра внутренних дел.
Мало того, дело получило доступ к государю и было им одобрено. «Высочайшим повелением» разрешалось создать общество акционеров, о чем сообщалось правительству и администрации Тамбовской губернии.
«Одних уж нет, а те далече…»
Когда в Тамбов пришло разрешение создать акционерное общество и строить рельсовый путь, Н. М. Гамалей, обладавший всеми необходимыми знаниями и материалами по этому вопросу, уже был переведен на должность товарища министра государственных имуществ.
Местные помещики, которые в 1835–1837 годах были готовы финансировать строительство, либо употребили свои капиталы на другие выгодные дела, либо умерли…
Строительство ж/д на Тамбовщине
Большое значение для экономики края и связи его с разными территориями страны имела постройка в 1860 – 1870-х гг. через территорию Тамбовской губернии линий железных дорог.
Выгода ж/д для тамбовчан
Тамбовские помещики, продававшие хлеб, стали грузить его в большие вагоны и быстро перевозить в Москву, Санкт-Петербург, другие промышленные города, за границу.
Крестьяне Тамбовской губернии получили возможность перевозить свою продукцию в разные уголки страны и продавать с выгодой для себя.
По железной дороге они добирались и на временные заработки на шахты Донбасса, в зажиточные сёла Кубани, Дона, юга Украины, на фабрики и заводы Москвы, ежедневно ездили на фабричную работу в близлежащие города и промышленные сёла Тамбовской и соседних губерний.
По железной дороге в губернию в больших количествах ввозили промышленные изделия: ткани, обувь, строительные материалы, станки и др. Некоторое оборудование (тяжёлые паровые котлы для цехов) можно было привезти только железнодорожным путём.
Многие великие люди оказывали содействие развитию железной дороги на Тамбовщине
АСЕЕВЫ Михаил Васильевич и Василий Тихонович «Торговый дом братьев Асеевых» (1884 год)
Суконные фабрики торгового дома «Братьев Асеевых» находились в Тамбовской губернии. Первая фабрика - при селе Рассказово в 5 верстах от станции «Платоновка» Русско-Уральской железной дороги. На этом расстоянии с 1903 года работал особый железнодорожный путь.
Братья Асеевы, чтобы подвозить сырьё и вывозить готовое сукно со своей фабрики в Рассказове, построили на собственные средства ветку от фабрики до станции Платоновка.
Дорога, изменившая жизнь тихого уезда
Известнейший селекционер Иван Владимирович Мичурин проводил на станцию Козлов, ныне Мичуринск, электричество.
Иван Владимирович Мичурин
В 1873 году нашего земляка назначили на должность товарного кассира станции Козлов (ныне Мичуринск) Рязано-Козловской железной дороги, а затем - помощником начальника станции. Здесь Мичурин проявляет интерес к железнодорожной технике и много работает над изучением физики, химии, теоретической механики и электричества.
В это время по разработанному Мичуриным проекту было осуществлено грандиозное по тому времени мероприятие - электрификация станции Козлов .
Влияние ж/д на тамбовчан
В конце XIX - начале ХХ века у общественности возникла идея организации разумного и полезного досуга рабочих. Цели: повышение культурного уровня простого населения, смягчение положения рабочих, борьба с пьянством.
Заметные усилия в этом направлении прилагала администрация железной дороги . В 1903 г. при ее участии было учреждено Тамбовское общество по устройству разумных развлечений для рабочих и служащих железной дороги. Оно собственными силами устраивало литературно-музыкальные вечера, ставило театральные спектакли.
Таким образом, железная дорога изменила жизнь не только Тамбовского уезда, но и самих тамбовчан !!!