kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Речевые ситуации как средство развития неподготовленной речи.Классификация упражнений,направленных на её развитие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Неподготовленная речь - это естественная речевая деятельность, необходимость которой диктуется реальными коммуникативными потребностями людей».                                                                      Н.С. Обносов        

Речевая ситуация 
–   это важнейшая сторона реальной коммуникации,     в которой создаются личностно-значимые условия и обстоятельства, которые побуждают  к речевой деятельности, определяют содержание и языковое оформление высказываний.
 

Рекомендации к  созданию речевой ситуации в обучении иностранному языку:

  • 1. речевая ситуация должна быть адекватной реальной ситуацией общения, в которой употребляется  освоенный   учащимися   лексическо- грамматический материал;
  • 2. речевая ситуация должна быть предельно ясна и интересна ученику;
  • 3. создание  благоприятных условий;
  • 4.  доброжелательное отношение партнеров друг к другу, когда каждый из них заинтересован в том, чтобы общение состоялось;
  • 5. речевая ситуация должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у учащихся  интерес к заданию и желание участвовать и хорошо выполнить его.
  • 6.речевая ситуация должна вызвать у учащихся определенное эмоциональное    состояние, что возможно если ситуация полностью понятна для учащихся  и если она преподносится заинтересованно, с увлечением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Речевые ситуации как средство развития неподготовленной речи.Классификация упражнений,направленных на её развитие.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Каслинская средняя общеобразовательная школа №27» Речевые ситуации как средство развития неподготовленной речи. Классификация упражнений, направленных на её развитие.  Семёнова Г.В. учитель немецкого языка

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Каслинская средняя общеобразовательная школа №27»

Речевые ситуации как средство развития неподготовленной речи. Классификация упражнений, направленных на её развитие.

Семёнова Г.В.

учитель немецкого языка

«Неподготовленная речь - это естественная речевая деятельность, необходимость которой диктуется реальными коммуникативными потребностями людей».   Н. С.Обносов  Речевая ситуация – это важнейшая сторона реальной коммуникации, в которой создаются личностно-значимые условия и обстоятельства, которые побуждают к речевой деятельности, определяют содержание и языковое оформление высказываний.

«Неподготовленная речь - это естественная речевая деятельность, необходимость которой диктуется реальными коммуникативными потребностями людей». Н. С.Обносов

Речевая ситуация – это важнейшая сторона реальной коммуникации, в которой создаются личностно-значимые условия и обстоятельства, которые побуждают к речевой деятельности, определяют содержание и языковое оформление высказываний.

Виды речевых ситуаций

Виды речевых ситуаций

  • стандартные ( стабильные);
  • вариабельные ( переменные);
  • проблемные ситуации, способствующие возникновению мотива и потребностей высказывания, выдвижению гипотез, предположений, активизации мыслительной деятельности;
  • Вербально-изобразительные ситуации предполагают использование рисунков, кадров диафильмов, настенных тематических картин с одновременным восприятием звучащего и видимого текста, содержательных (план, реплики под рисунками) или формальных (ключевые слова, образцы, словосочетания) опор;
  • Изобразительные ситуации .Направленность мысли создается с помощью словесно сформулированной задачи;
  • естественная и искусственная ситуация;
  • официальная и неофициальная ситуация;
  • Реальная и условная ситуация.
Рекомендации к созданию речевой ситуации в обучении иностранному языку.

Рекомендации к созданию речевой ситуации в обучении иностранному языку.

  • 1 . речевая ситуация должна быть адекватной реальной ситуацией общения, в которой употребляется освоенный учащимися лексическо- грамматический материал;
  • 2. речевая ситуация должна быть предельно ясна и интересна ученику;
  • 3. создание благоприятных условий;
  • 4. доброжелательное отношение партнеров друг к другу, когда каждый из них заинтересован в том, чтобы общение состоялось;
  • 5.  речевая ситуация должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у учащихся интерес к заданию и желание участвовать и хорошо выполнить его.
  • 6 .речевая ситуация должна вызвать у учащихся определенное эмоциональное состояние, что возможно если ситуация полностью понятна для учащихся и если она преподносится заинтересованно, с увлечением.
Речевая ситуация состоит из следующих основных компонентов :    - участников общения;  - места и времени общения;  - предмета общения;  - цели общения;  - обратной связи между участниками общения.

Речевая ситуация состоит из следующих основных компонентов : - участников общения; - места и времени общения; - предмета общения; - цели общения; - обратной связи между участниками общения.

Классификация упражнений «Необитаемый остров» (погода, семья,спорт,экология);  отрывочный текст проблемного характера. ( например, афоризмы, высказывания древних или знаменитых людей.) Это может иметь множество различных мнений и версий, что как раз очень ценно. Можно выслушать как мнение каждого ученика, так предложить им обсудить эту проблему в группах.  Решение такого нестандартного вопроса развивает инициативность, воображение, способность к логическому анализу ситуации и оперативному принятию решения. Обдумывание проблемной ситуации вызывает напряженную внутреннюю речемыслительную активность, независимо от того, реализуется ли она потом во внешней речи. В таких условиях обучение неподготовленной речи происходит наиболее эффективно. Выполняя подобное задание учащиеся учатся культуре группового общения: участники обсуждения должны проявлять уважение и такт по отношению друг к другу, не должны кричать и перебивать друг друга.

Классификация упражнений

  • «Необитаемый остров» (погода, семья,спорт,экология);
  • отрывочный текст проблемного характера. ( например, афоризмы, высказывания древних или знаменитых людей.) Это может иметь множество различных мнений и версий, что как раз очень ценно. Можно выслушать как мнение каждого ученика, так предложить им обсудить эту проблему в группах. Решение такого нестандартного вопроса развивает инициативность, воображение, способность к логическому анализу ситуации и оперативному принятию решения. Обдумывание проблемной ситуации вызывает напряженную внутреннюю речемыслительную активность, независимо от того, реализуется ли она потом во внешней речи. В таких условиях обучение неподготовленной речи происходит наиболее эффективно. Выполняя подобное задание учащиеся учатся культуре группового общения: участники обсуждения должны проявлять уважение и такт по отношению друг к другу, не должны кричать и перебивать друг друга.

Создание ситуаций с помощью фильмов  Создание ситуаций с помощью фильмов 
  • Создание ситуаций с помощью фильмов 
  • Создание ситуаций с помощью фильмов 

Очень хороший контекст деятельности может быть задан специальными фильмами. Это должны быть событийные фильмы, интересные по содержанию (проблеме), коммуникативные по направленности (учёт сферы коммуникации), методические по характеру.

«Неделя науки»

Ролевая игра  Мы можем предложить учащимся включиться в ролевую игру – исполнить, например, роль робкого (или, наоборот, самоуверенного) человека, пришедшего к зубному врачу: роль нового ученика, который хочет познакомиться с новыми друзьями; роль человека, желающего узнать побольше о своих соседях по этажу, и т. п. Это как мы наблюдали, удачно реализуется при работе над темами «Моё свободное время», «Кем быть?», «Это –Я!»  Изучение темы «Кем быть?» сопровождается такой игровой ситуацией: несколько человек пишут на листках своё имя и передают преподавателю. Преподаватель раздает сложенные листки и предлагает каждому из них ставить рассказ на тему; «Кем будет этот человек и почему?»: «Что произойдёт в его жизни в ближайшее время?». Задание легко несколько видоизменить, предложив написать любое имя и перечень качеств, которыми этот человек обладает.

Ролевая игра

Мы можем предложить учащимся включиться в ролевую игру – исполнить, например, роль робкого (или, наоборот, самоуверенного) человека, пришедшего к зубному врачу: роль нового ученика, который хочет познакомиться с новыми друзьями; роль человека, желающего узнать побольше о своих соседях по этажу, и т. п. Это как мы наблюдали, удачно реализуется при работе над темами «Моё свободное время», «Кем быть?», «Это –Я!»

Изучение темы «Кем быть?» сопровождается такой игровой ситуацией: несколько человек пишут на листках своё имя и передают преподавателю. Преподаватель раздает сложенные листки и предлагает каждому из них ставить рассказ на тему; «Кем будет этот человек и почему?»: «Что произойдёт в его жизни в ближайшее время?». Задание легко несколько видоизменить, предложив написать любое имя и перечень качеств, которыми этот человек обладает.

Печатный текст   Мы можем создать учебную коммуникативную ситуацию по содержанию текстов. Здесь можно рекомендовать: упражнения, предлагающие составление фактов текста с факторами из жизни учащихся, их окружающей действительности; создание воображаемых учебных коммуникативных ситуаций на основе текста; пересказ от имени одного из персонажей; индивидуальные задания на основе текста.

Печатный текст 

Мы можем создать учебную коммуникативную ситуацию по содержанию текстов. Здесь можно рекомендовать: упражнения, предлагающие составление фактов текста с факторами из жизни учащихся, их окружающей действительности; создание воображаемых учебных коммуникативных ситуаций на основе текста; пересказ от имени одного из персонажей; индивидуальные задания на основе текста.

Составьте диалог между директором фирмы и молодым специалистом, который ищет работу».(резюме)   При работе с ситуациями подобной структуры наблюдается значительное различие между речевыми реакциями говорящей пары учащихся. В самом деле, директор компании (из приведенной выше ситуации) может по-разному построить свою беседу с поступающим на работу молодым инженером, в зависимости от речевого стимула, который он себе выберет, например: желание принять на работу или нежелание принять на работу .  Составьте личное высказывание по теме: «Что для тебя значит первая любовь?», «Веришь ли ты в любовь с первого взгляда?» (ЦИТАТЫ великих людей о любви)
  • Составьте диалог между директором фирмы и молодым специалистом, который ищет работу».(резюме) При работе с ситуациями подобной структуры наблюдается значительное различие между речевыми реакциями говорящей пары учащихся. В самом деле, директор компании (из приведенной выше ситуации) может по-разному построить свою беседу с поступающим на работу молодым инженером, в зависимости от речевого стимула, который он себе выберет, например: желание принять на работу или нежелание принять на работу .

  • Составьте личное высказывание по теме: «Что для тебя значит первая любовь?», «Веришь ли ты в любовь с первого взгляда?» (ЦИТАТЫ великих людей о любви)
В практике работы с созданием речевых ситуаций в неподготовленной речи нередко наблюдается тенденция приблизить процесс обучения к естественным условиям, когда занятия проводятся в магазине, на вокзале, на улице, в классе, в театре ,в школьном дворе.    Речевая ситуация развивает все речевые компоненты неподготовленной речи. Действительно, продуцируя речевую реакцию на заданные условиия ситуации, учащийся неизбежно комбинирует ранее усвоенный языковый материал, причём выборочная мобилизация пройдённого материала на основе определённого речевого стимула осуществляется по инициативе учащегося, который может придать разговору различное направление.     Основными признаками неподготовленной речи с психологической точки зрения являются следующие:    1. Ее оформление, как в отношении содержания, так и в отношении языка, происходит практически одновременно с моментом высказывания.   2 . Высказываемые в процессе неподготовленной речевой деятельности суждения всегда являются мыслями говорящего или собственными интерпретациями мыслей других лиц.

В практике работы с созданием речевых ситуаций в неподготовленной речи нередко наблюдается тенденция приблизить процесс обучения к естественным условиям, когда занятия проводятся в магазине, на вокзале, на улице, в классе, в театре ,в школьном дворе. Речевая ситуация развивает все речевые компоненты неподготовленной речи. Действительно, продуцируя речевую реакцию на заданные условиия ситуации, учащийся неизбежно комбинирует ранее усвоенный языковый материал, причём выборочная мобилизация пройдённого материала на основе определённого речевого стимула осуществляется по инициативе учащегося, который может придать разговору различное направление.  

  Основными признаками неподготовленной речи с психологической точки зрения являются следующие:

1. Ее оформление, как в отношении содержания, так и в отношении языка, происходит практически одновременно с моментом высказывания.

2 . Высказываемые в процессе неподготовленной речевой деятельности суждения всегда являются мыслями говорящего или собственными интерпретациями мыслей других лиц.

Вопросно-ответные упражнения.; (Как вопрос, так и ответ требует от  учащегося высказать свою точку зрения по той или иной теме.)   Комментирование содержания фильма (эпизода),театральной постановки,  прочитанной книги, телепередачи;   Беседа-дискуссия ;    пресс-конференция ;  Игровые упражнения, требующие неподготовленного высказывания.       Различного вида викторины.   Развитие сюжета прослушанного краткого рассказа.
  • Вопросно-ответные упражнения.; (Как вопрос, так и ответ требует от учащегося высказать свою точку зрения по той или иной теме.)

 

  • Комментирование содержания фильма (эпизода),театральной постановки, прочитанной книги, телепередачи; 
  • Беседа-дискуссия ;
  • пресс-конференция ;
  • Игровые упражнения, требующие неподготовленного высказывания.
  •       Различного вида викторины.
  •   Развитие сюжета прослушанного краткого рассказа.

Коллективный рассказ . Иногда преподаватель может назвать место, время действия и действующих лиц, а учащиеся составляют рассказ по цепочке.  Различного рода описания , требующие умения обобщать факты. Например: описание качества человека определенной профессии, определение круга его обязанностей (врач, учитель).  карточки с вопросами связанными с прошлым  опытом.  Интервью.  Задача опросить как можно больше присутствующих на уроке учащихся, с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. Для этого школьники, работая одновременно, свободно перемещаются, но классу, фиксируют ответы в записной книжке и так далее.
  • Коллективный рассказ . Иногда преподаватель может назвать место, время действия и действующих лиц, а учащиеся составляют рассказ по цепочке.

  • Различного рода описания , требующие умения обобщать факты. Например: описание качества человека определенной профессии, определение круга его обязанностей (врач, учитель).

  • карточки с вопросами связанными с прошлым опытом.

  • Интервью.  Задача опросить как можно больше присутствующих на уроке учащихся, с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. Для этого школьники, работая одновременно, свободно перемещаются, но классу, фиксируют ответы в записной книжке и так далее.

Огромное значение имеет правильное соотношение между упражнениями в неподготовленней и подготовленной речи на уроке. Проводить урок целиком с неподготовленной речью очень трудно, но в старших классах неподготовленная речь на уроках разговорной практики должна преобладать, занимая большую часть времени. Однако проблема соотношения упражнений в подготовленной и неподготовленной речи требует специального экспериментального исследования. Решение этой проблемы будет способствовать высокому уровню мотивации в обучении иностранным языкам.

Огромное значение имеет правильное соотношение между упражнениями в неподготовленней и подготовленной речи на уроке. Проводить урок целиком с неподготовленной речью очень трудно, но в старших классах неподготовленная речь на уроках разговорной практики должна преобладать, занимая большую часть времени. Однако проблема соотношения упражнений в подготовленной и неподготовленной речи требует специального экспериментального исследования. Решение этой проблемы будет способствовать высокому уровню мотивации в обучении иностранным языкам.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Немецкий язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Семёнова Галина Владимировна

Дата: 17.12.2015

Номер свидетельства: 267182


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства