
 
  
 
  
 
    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
  Староакульшетская основная общеобразовательная школа
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  МАСТЕР-КЛАСС
  
 
  Пальчиковые куклы:  
  личностно-деятельный подход  
  при изучении немецкого языка
  в начальной школе
  
 
  
 
  
 
  
 
  Приленская Ольга Алексеевна,
  учитель ВКК
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  2012-2013 уч. год
    
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  В моём кружке лет 25  
  Театров – не пересчитать!  
  Есть настольный, тростевой,  
  тантаморески, плоскостной,
  театр картинок и петрушки,
  настоящие игрушки…
  Но в последние лет 5
  Стала я с детьми играть
  В другой театр, чтоб развивать
  Девочкам и мальчикам
  Не только все их пальчики,
  Мелкую моторику
  
 
  
 
  С немецкою риторикой,
  Но и воображение,
  Чтенье с выражением,
  Память их тренировать,
  Лексику запоминать,
  Чтоб ВРД у них работали,
  И каждый сам себе похлопал бы
  За успешное познание
  Немецкого языкАзнания.  
  Чем больше мы с детьми играем,
  Тем больше пользы извлекаем:
  Мы – от них, они – от нас!
  Вот о чём мой мастер-класс.
    Актуальность
  
 
  Игра различных направлений, игра с куклой – основной вид деятельности ребёнка младшего школьного возраста. Именно в игре развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Некоторые дети в силу своих психологических особенностей боятся принимать участие в групповой деятельности на открытой сцене. И тут приходит на помощь кукольный театр, где дети выступают за занавесом (ширмой). Это помогает им преодолеть неуверенность в себе, учит их общаться со сверстниками и взрослыми. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения. Кукольный театр обогащает таких детей впечатлениями, вызывает у них массу разнообразных эмоций и способствует их эстетическому развитию. Они становятся более уверенными, способными на артистизм.
  Самый скромный ребёнок развивается и раскрывается во время игры с куклой, забывает об условностях, заявляет о себе, пробует, на что способен, начинает верить в себя. Маленькие успехи складываются в большие победы. Вот у него получилась маленькая сценка с куклой в классе, следующая ступенька – на публике. Возникает первая победа, радость от того, что он может сам делать интересные постановки, у него формируется устойчивое положительное отношение к иностранному языку. Проходит время, и ребёнок начинает мыслить, думать, предлагать свои идеи. Кукольный театр – стартовая дорожка для формирования успешности. Сами того не замечая, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе и в знании иностранного языка.
  
 
  «Учитель иностранного языка обязан активно вмешиваться в эмоциональную атмосферу урока и обеспечивать, по возможности, возникновение у учащихся эмоциональных состояний, благоприятных для их учебной деятельности»
  А. А. Леонтьев, психолог  
  
 
  Цель МК: помочь овладеть технологией пальчикового кукольного театра
  Форма МК: косвенное обучение
  Основная цель:  
   Повышение мотивации к изучению языка.  
  Регулярное повторение пройденного материала: реализация одного из основных общедидактических принципов обучения – принцип прочности знаний.
 
  
 
  Основные приёмы и технологии
  Театральной методикой я пользуюсь давно и постоянно. Создание в школе кукольного театра на иностранном языке – это единая система классной, домашней, кружковой и внеклассной работы.  
  Этапы работы кружка:
  Подготовительный этап – самый большой, сложный. Он включает:  
   знакомство учащихся с предстоящей работой;  
  знакомство с лексическим наполнением спектакля или сказки, предварительную тренировку лексических единиц и грамматических структур;  
  изготовление пальчиковых кукол и декораций учащимися (индивидуальное во втором классе для выявления творческих способностей учащихся и коллективное в третьем-четвертом классах) с обсуждением их в парах и мини-группах, а также с учителем;  
  распределение ролей при коллективном исполнении;  
   работу с текстом пьесы (чтение по ролям);  
  анализ каждой роли  
  музыкальное, шумовое, световое оформление спектакля; репетиции  
  подборку игр, конкурсов, викторин;  
  репетиции спектакля за столом (индивидуальные или коллективные) с обсуждением их в парах или мини-группах;  
  репетиции песен и танцев;  
  репетиции в “живом плане”;  
  репетиции всего спектакля перед учителем (индивидуальные или коллективные);  
  окончательный отбор лучших исполнителей для показа другим классам школы.  
 
 
   Спектакли, предназначенные для второго класса, можно с успехом показывать третьим и четвертым классам, давая им после просмотра более сложные задания пол теме спектакля.
 
   Что такое пальчиковый кукольный театр?
 
  Пальчиковый кукольный театр – это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики. Также в пальчиковый кукольный театр могут быть включены различные "декорации": деревья, домик, репка и т.п. Пальчиковый кукольный театр можно купить в магазине или сделать самому.  
  ПТ – это межпредметный фон иноязычного общения, который способствует использованию иностранного языка в коммуникативно-значимых ситуациях при выполнении таких видов
  работ как:
    Для чего нужен пальчиковый кукольный театр?
 
  Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.  
  Занятия в кружке помогают повторить, активизировать языковой материал, усвоенный на уроках. Участие в спектаклях приучает детей к четкой речи, правильно оформленной фонетически и интонационно, а соприкосновение с искусством превращает процесс изучения иностранного языка в кружке в яркое увлекательное занятие. Подготовка, постановка спектаклей, их музыкальное оформление, изготовление кукол, выполнение декораций – все это помогает развивать чувство прекрасного, приобщать детей к доступному им труду, расширять кругозор.
   Как сделать пальчиковый кукольный театр?
 
  Создатель знаменитого театра кукол в Москве Сергей Владимирович Образцов в детстве сам смастерил свою первую куклу, которую надевают на руку, и она движениям пальцев оживает. Я последовала его примеру и тоже попыталась сама изготавливать пальчиковых кукол к уроку. Изготовление кукол – это творческий процесс. Каждая  кукла, созданная руками детей, уникальна. Пальчиковый кукольный театр можно связать на спицах или крючком, сшить из плотной ткани, сделать из картона, баночек или стаканчиков от йогурта, а также из простой или цветной бумаги, теннисных шариков, а также одноразовых ложек.  Выбор всех этих материалов зависит от вкуса ребёнка и общей манеры решения куклы. В иных случаях волосы могут быть просто нарисованы или вылеплены одновременно с головой, то есть изображены чисто скульптурно.  
    Глаза либо покупают, либо делают из:  
   Волосы:  
   верёвка,  
  мочалка,  
  нитки,  
  мех и т.п. 
 
    
 
  Взаимодействие:  
     администрация
  учителя
  родители
  старшеклассники
  Интернет-ресурсы
 
    
 
  Особенность нашей малокомплектной школы как раз и состоит в том, что учителя стараются помогать и поддерживать друг друга, делятся своими находками и материалами.
Мы постоянно применяем наше главное открытие: Гарантия успеха — это совместная работа семьи и школы.
  Идея игры с куклой, персонажем, который, воплощая определённые человеческие черты, позволяет более направленно и гибко мотивировать речь учащихся на уроке, ещё раньше была заложена в учебниках немецкого языка И. Л. Бим (вспомните образы любопытного Буратино, упрямого Фомы и т. д.). Опираясь на эту идею, кукол можно использовать для организации ролевых игр в классе. Поскольку игра с куклой представляет собой одну из разновидностей ролевой игры, она обладает всеми её свойствами и достоинствами в организации речевой деятельности на уроке иностранного языка. Вместе с тем игра с куклой, как специфическая форма ролевой игры, имеет некоторые особенности. Возможны следующие функции куклы на уроке:
   Кукла, особенно кукла-зверюшка, имеет ясно выраженный характер, подходящий, например, для обучения диалогу – волеизъявлению. Упрямый ослик на любое побуждение ответит отказом, хитрая лиса переадресует приказ или просьбу другому, а медлительный медвежонок переспросит, чем вызовет хоровое повторение приказа. Капризная кукла ничего не хочет делать и на любое утверждение: “Du musst…” отвечает: “Ich will nicht…” Идёт тренировка употребления модальных глаголов.
   Перед классом появляется незнакомая кукла. Это создает стимул к диалогу-расспросу: “Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Откуда ты?” И т. д. За диалогом следует обобщение всего, что ученики узнали от куклы.
  Если при обычной парной работе такого рода половине группы отводится роль слушающих (часто пассивная), то с помощью куклы-партнера увеличивается индивидуальное время говорения учащихся вдвое.
   “Ваша кукла уже большая. Она умеет бегать, прыгать, петь, танцевать и так далее. Расскажите соседу обо всем, что умеет ваша кукла, и спросите его, что умеет делать его кукла. Чья кукла умеет делать больше?” Как и обычная ролевая игра, игра с куклой позволяет строить сюжетные цепочки заданий.
  Итак, кукла – это особый, “действующий”, активный вид наглядности на уроке. Ролевая игра с куклой разнообразит занятие, организует внимание, внутренне мотивирует речь учащихся и способствует, таким образом, коммуникативной направленности урока.
  Система игровых упражнений
  Хочу отметить богатые обучающие возможности игры и в современных учебниках И.Л. Бим, Л.И. Рыжовой. При овладении немецким языком, видоизменяя игровую ситуацию в процессе обучения, создаются условия для автоматизации запоминания языкового материала. Игра в их понимании – упражнение речевых навыков. (привести примеры)
  В процессе игр у младших школьников лучше формируются грамматические навыки, кроме того, им прививается культура звучащей речи, обогащается словарный запас, развивается умение строить монолог. Игровой материал, должен быть систематизирован по принципу «От простого – к сложному».
  Результативность:
         |   2008/2009   |    2009/2010   |    2010/2011   |    2011/2012   |     2012/2013  1 четверть   |  
  |   71%   |    75%   |    78%   |    65%   |    66%   |  
 
   
 
  Заключение
  
 
  Вы скажете, что вся эта деятельность – слишком большая дополнительная нагрузка для учителя. Это правда. Однако и отдача огромная: удовольствие от работы с мотивированными учениками, радость новых открытий и достижений. Кроме того, в последнее время, благодаря переходу на новую систему финансирования, у администрации появилась возможность поощрять инициативных педагогов стимулирующей оплатой.
  Верьте в свои силы, дерзайте, зажигайте интерес у ваших учеников!  
  Вас ждёт успех, признание и любовь. И к вам, и, конечно, к вашему предмету.