Рефлексия как завершающий этап урока иностранного языка в рамках ФГОС.
Рефлексия как завершающий этап урока иностранного языка в рамках ФГОС.
Рефлексия на уроке - это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рефлексия как завершающий этап урока иностранного языка в рамках ФГОС.»
Рефлексия как завершающий этап урока иностранного языка в рамках ФГОС.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия на уроке - это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики. Ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я сделал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? - вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.
Рефлексию можно классифицировать по содержанию на: символическую, устную и письменную.
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Она уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
Рефлексию можно разделять по виду деятельности на коллективную, групповую, фронтальную, индивидуальную.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.
По функции рефлексия делится на:
личностную: духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других), физическую (успел – не успел, легко – тяжело), сенсорная(комфортно — дискомфортно)
Интеллектуальная рефлексия (что понял – что не понял, какие затруднения испытывал)
• Анкета • Вопрос • Символ • Таблица • Ситуация • Рисунок
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
По цели рефлексия делится на
·рефлексию настроения и эмоционального состояния;
·рефлексию деятельности.
·рефлексию содержания учебного материала;
Рефлексия настроения и эмоционального состояния оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".
Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением трех смайликов: веселого, нейтрального и грустного.
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
Интересен, на мой взгляд, и прием с различными цветовыми изображениями.
У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока.
Эффективен прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».
Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет, - другого.
Рефлексия деятельности
Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.
Рассмотрим несколько приёмов.
Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
«Наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.
Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками.
Приём «поезд» предполагает, что на доске помещён поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, показавшееся неинтересным.
И ещё один приём - «поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Рефлексия содержания учебного материала.
Учитель использует ее, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного.
В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приемы:
Прием незаконченного предложения (тезиса):todays lesson I have got acquainted with. -found out... learnt... remembered...
Возможные варианты незаконченных фраз, связанных непосредственно с тематикой урока:
I would like to go to school where ...I want to help people I...look up to (respect) people who ...ideal friend is a person who ...most serious problem(s) in my life is...you want to be a friend of the Earth ... Etc.
Ещё один приём - «Плюс-минус-интересно». Цель данного приёма - подведение итогов урока. Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.
- первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
И последняя разновидность рефлексии – рефлексия цели. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
В данной рефлексии можно использовать как приём незаконченного предложения, так и таблицу. В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.
Как проводить рефлексию — для себя сам решает каждый учитель. Можно использовать карточки, оценочные листы, графики и рисунки. Все это позволит добиваться лучших результатов на уроке английского языка в школе. Необычный формат рефлексии зачастую вызывает неподдельный интерес у учащихся. Даже не совсем успешные ученики имеют возможность показать себя как в групповой рефлексии, так и индивидуально.