Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению (немецкий язык)»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
(НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК)
Составитель: Беркович Светлана Вячеславовна,
учитель немецкого языка первой квалификационной категории
Класс: 5
Сроки реализации программы: 2019-2020 уч.год
Количество часов в неделю/год: 1 час/ 35 часов
Программа составлена на основе: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы: – 2 -е М: Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения); Рабочие программы. Немецкий язык 5-9 классы. Предметная линия Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. к УМК «Немецкий язык. Второй иностранный язык. » серии «Горизонты» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений – Москва: Просвещение: Cornelsen, 2014.
Учебник: Немецкий язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ М.М.Аверин, Ф.Джин, Л.Рорман. – 4-е изд. – М.: Просвещение: Cornelsen, 2014.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Коммуникативная направленность процесса обучения иностранным языкам и деятельностный подход к изучению иностранных языков не могут быть реализованы без повышения работоспособности обучающегося. Для осуществления этой цели, необходим переход от традиционного фронтального управления всей деятельностью обучающихся без учёта их индивидуальных возможностей и особенностей к управлению учебным процессом с максимальной индивидуализацией обучения. Кроме того, необходимо повышение мотивации к изучению иностранного языка.
Именно внеурочная деятельность помогают поддерживать мотивацию на должном уровне, а также интерес к стране изучаемого языка и к самому предмету.
Значение внеурочной деятельности по иностранному языку не только в формировании и поддержании интереса и мотивации к изучению языка, но и также в формировании познавательной деятельности учащихся, в разумной организации их досуга.
Внеурочная деятельность открывает широкие возможности для осуществления гуманистического воспитания и для формирования мировоззрения школьников.
Внеурочная деятельность расширяет лексический запас учащихся, повышает уровень практического владения иностранным языком, значительно улучшает страноведческие знания учащихся.
Цели и задачи курса
Знакомство школьников с фольклором Германии, традициями, обычаями немецкого народа, российских немцев через изучение этнического материала.
Формирование умений и навыков речевого иноязычного общения,
формирование компетентности в вопросах межкультурной коммуникации.
Воспитание толерантного отношения к иностранном традициям и обычаям, воспитание патриотизма через изучение иностранной культуры.
Создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством немецкого языка.
Задачи программы:
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Данная программа обеспечивает реализацию следующих задач:
I. Познавательный аспект.
познакомить детей c культурой страны изучаемого языка (музыка, игры, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
познакомить с традициями, обычаями праздников в Германии;
познакомить с традициями и обычаями российских немцев.
II. Развивающий аспект.
развивать мотивацию к дальнейшему овладению немецким языком и культурой;
развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком; приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации.
развивать двигательные способности детей через драматизацию.
познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
III. Воспитательный аспект.
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки праздников и постановок.
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.
развивать толерантное отношение к культуре другого народа;
развивать любовь к родной культуре и национальным традициям
формировать умения применять на практике полученные знания;
развивать творческий потенциал учащихся;
повышение мотивации и активизации деятельности.
Характеристика курса
Программа «Полиглот» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике;
условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного
языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
В процессе обучения немецкому языку учащиеся знакомятся с обычаями и традициями немецкого народа, с немецкими народными сказками, с народными и современными играми Германии. Среди традиций особое место занимает празднование национальных, религиозных, а также бытовых праздников. Это, прежде всего, такие праздники, как День Святого Мартина, Рождество, Пасха и т.д. На занятиях должен использоваться фольклорный материал, который включает в себя сказки, загадки, песни, пословицы и поговорки, стихотворения. Этнический материал значим тем, что позволяет организовать процесс формирования языковых навыков в более доступной форме, способствуя, таким образом, повышению мотивации учащихся к изучению немецкого языка. Кроме того, что обучающиеся познакомятся с фольклором немецкого народа, в процессе обучения более глубже познаются и исследуются и собственные традиции и обычаи, национальные сказки, праздники, всё это происходит в сравнении и сопоставлении.
Востребованность данного курса объясняется тем, что в ходе его изучения учащиеся осваивают умения и навыки речевого иноязычного общения, знакомятся с культурой немецкого народа, узнают особенности национальных обычаев и традиций российских немцев, и в сравнении происходит воздействие на образ мышления ребенка, воспитание толерантного отношения к другим культурам.
Место курса в учебном плане
По плану внеурочной деятельности на изучение данного курса выделяется 35 часов в 6 классе . Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время
Планируемые результаты освоения программы внеурочнойдеятельности.
В результате реализации данной программы учащиеся достигают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностными результатами являются:
общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
осознание себя гражданином своей страны;
осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).
Метапредметными результатами являются:
развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;
формирование мотивации к изучению иностранного языка;
формирование умения координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском и т. д.).
Предметными результатами являются: овладение начальными представлениями о нормах немецкого языка (фонетических, лексических, грамматических); умение (в объёме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.
Учащиеся смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
понимать на слух речь учителя, одноклассников;
понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера ) и уметь прогнозировать развитие его сюжета;
выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
инсценировать изученные сказки;
сочинять оригинальный текст на основе плана;
соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
- Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
- Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
- Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях;
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Учащиеся знакомятся с городами Германии. Заочное географическое путешествие по карте Германии. Знакомство с национальными парками, горами и реками Германии, старинными замками и постройками Германии. Ознакомление с географией Германии, с немецкоговорящими странами.
Знакомство с обычаями и традициями Германии. Национальная еда. Традиции. Праздники: праздник Урожая, Рождество, Пасха. Национальные особенности немцев. Национальные костюмы. Национальные парки Германии.
Известные всему миру немцы: врачи, певцы, поэты и писатели, художники, изобретатели.
Формы проведения занятий.
Внеурочная деятельность по иностранному языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
На реализацию задач программы нацелены основные формы работы в ее рамках:
проведение занятий;
проведение костюмированных праздников;
участие в детских проектах, организация различных конкурсов;
выход на родительские собрания;
Основные методы обучения:
В процессе изучения данного курса предусматривается использование разных типов уроков ( игры, викторины, конкурсы и пр.), ТСО, наглядности, ресурсов сети Интернет, большого количества дополнительной литературы, что делает процесс обучения интересным и способствует повышению уровня учебной мотивации у учащихся.
Методы и приемы обучения
Методы обучения
Приемы обучения
Презентация: знакомство с новой лексикой, с новой темой
- объяснение;
- слушание, повторение, запись;
Практика,
тренировка
- чтение материала;
- парная и групповая работа;
-разучивание ролей для инсценировки сказок, ситуаций, диалогов.
Продуктивная работа учащихся
- проектная работа;
- обсуждение изучаемой темы;
- ролевые и сюжетные ситуации;
- презентация;
- проведение праздника.
Виды деятельности:
игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
чтение, литературно-художественная деятельность;
изобразительная деятельность;
постановка драматических сценок, спектаклей;
проектная деятельность;
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Календарно-тематическое планирование.
№п/п
Дата
Содержание
1
Ознакомится с планом работы. Знакомство с географическим положением Германии, ее соседями.
2
Гимн, флаг, герб Германии. История символики Германии.
Прослушивание гимна и чтение за учителем слов гимна.
3
Федеративные земли и их столицы.
4
Федеративные земли и их столицы.
5
Знакомство с географией Германии : реки, озера, моря, горы.
6
Знакомство с географией Германии : реки, озера, моря, горы.
7
Столица Германии. Её история.
8
Национальные парки и их значение для страны и ее жителей.
9
Национальные парки и их значение для страны и ее жителей.
10
Старинные замки.
11
Национальные особенности немцев (обзор)
12
Национальная еда в Германии. Рецепты приготовления блюд.
13
Национальная еда в Германии. Рецепты приготовления блюд.
14
Как празднуют Рождество в Германии. Праздничный стол.
15
Конкурс блюд немецкой кухни.
16
Национальная одежда.
17
Конкурс «Наряди куклу в немецкий национальный костюм»
18
Виды отдыха в Германии : кемпинги. Автобаны.
19
Виды отдыха в Германии : кемпинги. Автобаны.
20
Национальная валюта: марки и евро
21
Как празднуют карнавал в Германии.
22
Знакомство с Робертом Кохом, Эрлихом Паулем , Домагк Герхардом (врачи и что они сделали для всемирной медецины)
23
Кто такая Марлен Дитрих? Прослушивание аудиозаписей с ее исполнением песен.
24
Альбрехт Дюрер и Гане Гольбейн младший и их живопись
25
Биография Баха и Бетховена и их произведения (прослушивание музыкальных произведений)
26
Знакомство с творчеством писателей Гете и Шиллера
27
Гофман и его сказки
28
Драматургия Брехта
29
Изобретатель первого автомобиля (Мерседес)
30
Как празднуют пасху в Германии.
31
Конкурс пасхальных зайцев.
32
Конкурс пасхальных открыток.
33
Конкурс пасхальных букетов.
34
Путешествие в мир немецких детских книг. Изготовление книги-комикса любой сказки.