Урок немецкого языка в 4 классе по теме
«Пришла весна и прекрасные праздники» - урок обобщающего повторения
18.04.2013г.
Этапы урока:
Начало урока. Рефлексия. Тема, цели, задачи урока.
Фонетическая зарядка.
Речевая разминка:
Сообщение о весенних месяцах.
Обучение аудированию с извлечением необходимой информации.
Беседа о погоде.
Коллективный рассказ о погоде весной по рисунку-опере.
Развитие речевых навыков по теме: «Весенние праздники»
Разноуровневые задания.
Работа по карточкам (индивидуальная – самопроверка и взаимопроверка)
Диалогическая речь в парах:»Что мы дарим маме на 8 Марта?».
Повторение грамматических форм глаголов-Perfekt
Развитие фонетических навыков(отработка стихотворения о Пасхе).
Грамматическая игра»Ostersuchen».
Обучение чтению с основным пониманием содержания.
Рефлексия
Итоги урока, выставление оценок.
Домашнее задание.
Оборудование: доска, ноутбук, проектор, экран, колонки, мультимедийная презентация, тематические картинки, аудиозапись песни, вербальные опоры, учебник, рабочая тетрадь, магниты, индивидуальные карты, смайлики, раздаточный материал.
Цели и задачи урока:
Воспитательные задачи:
воспитание толерантного отношения к чужому мнению;
формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
развитие речевой культуры школьников и культуры общения.
Развивающие задачи:
формирование интереса к предмету,
развитие способности извлечения информации,
совершенствование умений и навыков самостоятельной работы,
формирование мотивации к дальнейшему изучению немецкого языка,
развитие языковой догадки, развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.
Образовательные задачи урока:
Совершенствование универсальных учебных действий во всех видах речевой деятельности.
Личностные умения:
действия самоопределения, нравственно-этического оценивания.
Регулятивные:
действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки, волевой саморегуляции.
Познавательные:
Общеучебные:
знаково-символические;
умение строить речевое высказывание;
умение действовать по образцу;
умение извлекать информацию из текста.
Логические:
синтез;
установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
умение вести диалог;
умение работать в паре;
постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации);
планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем на немецком языке.
Социокультурные задачи:
приобщение учащихся к культуре и реалиям стран изучаемого языка;
обучение формам речевого общения, принятого в странах изучаемого языка;
умение представлять родную страну и культуру на немецком языке.
Самоанализ урока.
Это урок обобщающего повторения по теме «Весна. Весенние праздники » в 4 классе. Я работаю по УМК И. Л. Бим «Немецкий язык. Первые шаги», в который входят учебник, рабочая тетрадь и аудиодиск. Свой самоанализ урока я построила с точки зрения поставленных целей, а цели урока были – совершенствование универсальных учебных действий во всех видах речевой деятельности.
Все учащиеся данной группы сознательно выбрали изучение именно немецкого языка как первого иностранного. В группе 12 человек, на уроке присутствовало 12 учащихся. Дети по типу мышления - наглядно-образные. Для младших школьников характерно восприятие информации через наглядные средства. Именно поэтому на уроке я использую наглядность для лучшего овладения материалом.
Основная задача урока – совершенствование универсальных учебных действий во всех видах речевой деятельности младших школьников.
На данном уроке совершенствовались следующие УУД:
Из личностного блока:
действия смыслообразования;
действия самоопределения;
нравственно-этического оценивания.
Из регулятивных УУД:
действия целеполагания;
контроля;
коррекции;
оценки;
волевой саморегуляции.
Из познавательных УУД:
знаково-символические;
умение строить речевое высказывание;
умение действовать по образцу;
умение извлекать информацию из текста.
Из коммуникативных УУД:
умение вести диалог;
умение работать в паре;
постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации);
планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем на немецком языке.
Умение составлять коллективный рассказ по рисунку-опоре.
Перечисленные УУД совершенствовались в следующих видах речевой деятельности:
Личностные действия – ведущие, поскольку обеспечивают ценностно-смысловую, нравственную и социальную ориентацию младших школьников. Поэтому я старалась построить урок так, чтобы вызвать интерес и желание изучать немецкий язык. По моему мнению, этому способствовало применение ИКТ, мультимедийной презентации, единый сюжет урока, интересная информация о праздновании весенних праздников в Германии и в России, игровые ситуации, использование разнообразных заданий.
Действия смыслообразования: в личностном блоке первое – освоение личностного смысла учения, желание продолжать учёбу.
Осознание и принятие жизненных ценностей и нравственных норм совершенствовались на нашем уроке опосредованно через отношение к изменениям в природе весной, празднику пасхи, обсуждение подарков маме к 8 Марта; многие учащиеся подготовили поздравительные открытки.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности по овладению иноязычной речью как новым способом общения.
Действия целеполагания – постановка учебной (коммуникативной, познавательной, игровой) задачи на основе соотнесения того, что уже известно ученику, и того, что ещё неизвестно и предстоит освоить.
Действие целеполагания на этом уроке формировалось через выполнение следующих заданий. На начальном этапе урока я демонстрирую слайды, символизирующие различные весенние месяцы. Учащиеся, глядя на картинку, определяют тему, цели учебной деятельности, ищут средства её осуществления. Далее учащиеся называют действия, которые им предстоит осуществлять на уроке.
Действия контроля – сличение результатов своих речевых действий и деятельности в целом с заданным образцом - эталоном с целью выявления отклонения от образца, т.е. умение контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с педагогом и сверстниками; адекватное восприятие и понимание оценки педагогов и сверстников.
Эти действия развивались на протяжении всего урока в процессе выполнения и проверки учащимися различных заданий.
Задания типа:
Вставь пропущенную букву, собери буквы, найди соответствия (Самопроверка);
Собери слова в предложение (Взаимопроверка);
Составление и представление диалогов парами (Самоконтроль).
Действия коррекции связаны с внесением необходимых корректив в свои действия при говорении, письме, чтении в случае расхождения заданного эталона – образца общения и реального речевого действия и его результата, т.е. умение видеть ошибку и исправлять её как с помощью, так и без помощи взрослого. Эти действия учащиеся осуществляли на протяжении всего урока при выполнении различных заданий (как письменных, так и устных – составить диалог…).
Действия оценки, самооценки – осознание учеником того, как хорошо он научился говорить, понимать иноязычную речь на слух, читать и писать на немецком языке. Осознание качества и уровня усвоения материала. По окончании выполнения задания учащиеся выставляли оценку себе, своему товарищу и в конце урока сами давали оценку диалога своих товарищей, оценивали свои успехи, отмечали, что у них получилось, а что нет, какое задание больше всего понравилось, какое настроение в начале и конце урока.
Действия саморегуляции – умение сосредоточиться на выполнение речевых действий, умение проявить волевое усилие и настойчивость для достижения целей и т.д. Эти действия развивались через выполнение заданий, когда нужно было действовать самостоятельно – в рабочих листах, следуя образцу – дополнить предложения, составляя диалог, когда учащиеся усовершенствовали свои умения взаимодействовать в паре.
Познавательные УУД:
Знаково-символические действия включали в себя действия моделирования в качестве таблицы, модели предложения при построении речевого высказывания с опорой на картинку по теме «Погода» в речевой разминке, при составлении диалогов; коллективного рассказа.
Действия, связанные с осознанием и самостоятельным построением устного и письменного речевого высказывания на немецком языке. На уроке учащиеся в парах составляли диалог по картинкам « Погода весной», «Весенние праздники» используя речевые опоры, дополняя предложения или составляя из разрозненных слов осмысленные предложения;
Действия, связанные с рефлексией деятельности по овладению немецким языком, контролем, оценкой процесса и результатов иноязычной деятельности совершенствовались на протяжении всего урока и в конце урока, а также выбором учащимися своего настроения в начале и конце урока.
Действия по извлечению необходимой информации из прочитанного текста совершенствовались при проверке домашнего задания, когда учащиеся отвечали на вопросы к тексту о традициях празднования Пасхи в Германии.
Из логических действий на данном уроке в ходе выполнения определённых заданий мне удалось усовершенствовать умения учащихся в:
синтезе (составление слова из букв, заполнение пропусков, составление предложения из отдельных слов, самостоятельное достраивание предложения);
установлении причинно-следственных связей при проверке прочитанного текста.
Коммуникативные действия:
Учение выступает как сотрудничество учеников и учителя. На уроке дети активно участвовали в постановке целей и задач. На первый план мною выдвинута значимость совершенствования таких коммуникативных УУД, как:
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем на иностранном языке;
Постановка вопросов разного рода;
Управление поведением партнёра по иноязычному общению: взаимоконтроль, коррекция и оценка его речевых действий.
На уроке вы это увидели при организации работы в парах, в совместной работе с учителем. В процессе урока учащиеся постоянно поощрялись высказывать свою точку зрения, воспитывалось умение слушать собеседника. Демонстрируя детям образцы общения на немецком языке, я предлагала им необходимые речевые опоры, оказывала помощь, чтобы каждый из них почувствовал успешность своего иноязычного общения.
С моей точки зрения, все поставленные цели урока были достигнуты.
Используемая литература: УМК по немецкому языку для 4 классов авторы: И.Л.Бим , Л.И.Рыжовой; учебное пособие «Внеклассная работа по немецкому языку на начальном этапе обучения» автор-составитель Лебедева Г.Н.; учебное пособие «Современный урок немецкого языка» автор-составитель Лебедева Г.Н.