Просмотр содержимого документа
«Межкультурный аспект в внеурочной деятельности по немецкому языку»
Межкультурный аспект во внеурочной деятельности
по немецкому языку
Так же как отдельный человек не может существовать изолированно от других людей, так и ни одна культура не способна функционировать в абсолютной изоляции от культурных достижений других народов.
В настоящее время сложилась такая ситуация, когда любой народ открыт для восприятия чужого культурного опыта и одновременно сам готов делиться с другими народами продуктами собственной культуры. Это обращение к культурам других народов получило название «взаимодействие культур» или «межкультурная коммуникация».
Межкультурный подход обоснован в целом ряде концепций:
- концепция Н. Д. Гальсковой, которая считает, что главной целью является формирование межкультурной коммуникации;
- концепция С.Г. Тер - Минассовой о параллельном и взаимосвязанном обучении языка и культуры, о включении культуры в коммуникацию;
- концепция В. В. Сафоновой - социокультурный подход обучения ИЯ, с учетом всех социокультурных составляющих.
По концепции Сафоновой межкультурный подход базируется на взаимосвязи языка и культуры. Культура страны изучаемого языка даётся на материале текстов, ситуаций и, таким образом, происходит структурирование образа иноязычной культуры в сознании обучающего.
Основным методом развития межкультурной коммуникации является межкультурный тренинг: анализ различных ситуаций общения, выявление общего и специфического.
Условиями успешной МКК являются:
Открытость к познанию чужой культуры
Готовность к восприятию психологических, социальных и др. межкультурных различий
Настрой на общение
Владение набором коммуникативных средств и правильный выбор в зависимости от ситуации общения
Соблюдение этических норм
В современных условиях развитие межкультурной коммуникации происходит в самых разных сферах человеческой жизни: туризме, спорте, военном сотрудничестве, личных контактах. Межкультурная компетенция предполагает готовность и умение жить и взаимодействовать в современном многокультурном мире.
Обучающимся необходимы для перспективной деятельности не только фоновые и предметные знания языка, иметь представления о реалиях иностранного языка и знать их, а также быть знакомыми с традициями и обычаями другой страны. Это поможет ему в будущем компетентно вести свои дела, общаться с партнёрами чужой страны, не испытывая дискомфорта и языкового комплекса. Привлечение материалов культуры резко повышает мотивацию учения, что чрезвычайно важно, т.к. обучение без мотивации неэффективно.
Но даже в тех случаях, когда языковой барьер преодолен, собеседники свободно разговаривают на одном языке, установить понимание удается далеко не всегда. Участники диалога могут произносить фразы, реплики, обмениваться информацией, но понимания в процессе общения не происходит. Здесь много причин, но, прежде всего, это – отсутствие социокультурной коммуникативной компетенции. Необходимо также грамотное использование норм поведения – как речевого, так и неречевого, которое должно быть основано на знании особенностей культуры страны изучаемого языка.
Г. В. Рогова справедливо отметила, что «Авторитет предмета, престиж иностранного языка находятся в непосредственной зависимости от качества внеклассной работы в школе». Поэтому, наверное, не стоит доказывать необходимость и важность внеурочной деятельности по иностранному языку, которой я уделяю большое значение.
Курс внеурочной деятельности «Немецкий с увлечением»
Включение детей во внеурочную деятельность с помощью ролевых игр даёт возможность познакомиться с менталитетом немцев и развивает положительную мотивацию изучения немецкого языка. Именно во время этих игр дети учатся культуре общения: как сделать покупки, как приветствовать, как поздравить друзей, родных, знакомых, как обратиться с вопросом для получения информации. Школьники должны знать о некоторых особенностях, которые сопровождают речевое поведение носителей немецкого языка. Некоторые из них универсальны и хорошо известны, другие – может быть, выражены не столь ярко. Но в любом случае эти невербальные сигналы очень важны для взаимного понимания и гармоничного общения в немецкоязычной среде. Чтобы диалог, как форма общения, состоялся и стал реальностью обучающиеся должны иметь навыки:
Установить контакт с собеседником, запросить и дать информацию по ходу беседы для решения поставленной коммуникативной задачи;
Начать, поддержать и закончить разговор;
Выразить свое отношение к обсуждаемому вопросу;
Выяснить мнение и отношение собеседника;
Четко ориентироваться в фактах иноязычной культуры и уметь дать оценочное описание фактов, реалий и событий;
Адекватно интерпретировать факты иноязычной культуры, проявляя чувства такта и толерантности.
Программа элективного курса по немецкому языку
«Готовимся познать мир» для обучающихся 9 класса
Курс предназначен для обучающихся 9 класса, которые уже овладели базовыми знаниями языка, и содержит дополнительный материал по страноведению немецкоязычных стран: Германии, Австрии, Швейцарии, Люксембурга и Лихтенштейна. Содержание программы способствует развитию коммуникативной компетенции школьников, обогащению лексического запаса, развитию умения аудирования и чтения текстов. Введение такого элективного курса способствует поддержанию мотивации к изучению немецкого языка. Полученные знания дети могут применить в дальнейшем в профессии, связанной с туристическими или внешнеэкономическими связями, и просто во время заграничной поездки.
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа. Периодичность занятий 1 раз в неделю.
Курс внеурочной деятельности « В мире немецких сказок»
Литература народов немецкоязычных стран является еще одним значимым средством для формирования социокультурной компетенции. Из произведений художественной литературы мы узнаем о жизни, традициях, обычаях, образе жизни немецкоязычных стран, а также знакомимся с языковой культурой этих стран
Курс « Немецкие рождественские песни»
Ещё одним способом развития социокультурной компетенции обучающихся является использование видеоматериалов. Видеофильмы - это своего рода культурные портреты страны. Благодаря им, можно увидеть ландшафты и достопримечательности страны, наблюдать процесс праздника, модели поведения людей в повседневной жизни. Внеклассные мероприятия страноведческого и лингвострановедческого содержания способствуют передаче обучающимся иноязычной культуры, содействуют их вовлечению в диалог культур, формируют талантливую личность, способную адаптироваться в современном поликультурном мире. Необходимо отметить, что межкультурный аспект во внеурочной деятельности является одновременно и условием успешного овладения немецким языком и ознакомлением с культурой страны изучаемого языка. Несомненно, это предоставляет обучающимся больше возможностей для расширения их кругозора, поддерживает интерес к изучаемому языку, а, следовательно, и мотивацию. Все это вместе способствует решению коммуникативных, воспитательных, общеобразовательных и развивающих задач и обеспечивает повышение эффективности обучения.