Тема М.М. Пришвин «Осеннее утро»
Цели: познакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»;
отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения; развивать умение работать в группе; прививать любовь к родной природе.
Оборудование: Компьютер, проектор, презентация к уроку.
Учебники «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой; портрет М.Пришвина, его книги; таблички с записью слов; рисунки на тему осень; цветные листики для каждого ученика; толковый словарь В.И.Даля.
Ход урока
- Организационный момент
Жужжащее чтение
- Речевая разминка
- Прочитаем хором предложения с последовательной постановкой логического ударения.
Какой чудесный день!
Какой чудесныйдень!
Какой чудесный день!
С этой отличной нотки и начнём наш урок.
Есть еще один рассказ,
Замечательный, для вас.
Вы вдохните – не дышите,
Ветра в поле не будите,
А тихонько выдыхайте,
Подул ветер – У_У_У!
Пожелтели, задрожали листья – Ф_Ф_Ф!
Полетели на землю – П_П_П!
Зашуршали – Ш_Ш_Ш!
- Чистоговорки
- Скороговорки
3. Проверка домашнего задания
- Какой раздел мы с вами сейчас изучаем?
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ.
- Мы читали много стихов об осени. Сейчас я зачитаю вам некоторые из них. А вы, ребята, должны сказать автора отрывков.
1.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера : (Ф.Тютчев)
2.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее. (К.Бальмонт)
3.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты. (А.Плещеев)
4.
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой. (А.Фет)
4. Постановка темы, целей урока
- Сегодня мы продолжаем читать произведения об осени. Вы познакомитесь с творчеством нового писателя, его произведениями. Продолжим учиться определять главную мысль текста и искать ответы на вопросы в тексте произведения.
5. Работа над рассказом М. Пришвина «Осеннее утро»
- Чтение библиографических данных(учащимися)
Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии (области). Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям.
- Что вы узнали о Пришвине?
- Выставка книг М. Пришвина.
- Рассмотрите обложки книг, прочитайте названия. Сделайте вывод, о чем писал М. Пришвин.
-Сегодня мы познакомимся с произведением писателя – М.Пришвина – большого знатока и любителя русской природы, который все свои произведения посвятил описанию родной природы. Его герои любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные. Пришвин был влюблён в свою родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей.
-А на этой полке книги Михаила Пришвина о природе. Я советую вам их почитать.
ФИЗМИНУТКА
- Подул осенний ветерок и все буквы рассыпались, помогите собрать название.
ЕНЕСОНЕ РУОТ
(2 ученика у доски, буквы на листьях)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь?
- Кто из вас запомнил автора этого текста?
- Подготовительная работа к чтению
Словарная работа
Учитель : как вы объясните значение этих слов
- Мало-помалу (медленно по чуть-чуть)
- Душа - бестелесная оболочка, невидимая человеческому глазу.
- - Что такое парашютик, винтик, мотылек?
Парашют – устройство с раскрывающимся в воздухе куполом.
Парашютик – маленький парашют.
- - Как летит парашют? (медленно)
Винт – крепежное приспособление со спиральной нарезкой.
- - Как вращается винт? (быстро)
- - Что такое винтик? (маленький винт)
- - Кто такой мотылек? (маленькая бабочка)
- Выразительное чтение рассказа «Осеннее утро» учителем. Беседа по первым впечатлениям
- Понравилось ли вам? Что вы почувствовали?
Особенно меня тронула….
Я представил себе, что…
-Подготовим наш речевой аппарат к чтению рассказа.
-Прочитайте по слогам, затем быстро целыми словами:
Про-буж-да-ет- ся пробуждается
Па-ра-шю-тик парашютик
Раз-ле-те-лись разлетелись
Пе-ре-лёт-ные перелётные
- Повторное чтение (жужащее)
Задание перед чтением: Читая текст, обратите внимание, что объединяет рассказ М.Пришвина со стихами русских поэтов?
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Кто готов ответить на вопрос: Что объединяет рассказ М.Пришвина со стихами русских поэтов?
- Определите главную мысль рассказа (Что нужно во все видеть прекрасное).
- О каких приметах осени говорит автор? (листопад, перелетные птицы, дни короткие, бабье лето)
- Что вы знаете о «бабьем лете»? (Длительный период теплой и сухой погоды в конце сентября или первой половины октября. В «бабье лето» происходит вторичное зацветание некоторых растений.)
- А что Пришвин пишет о бабьем лете? (летящая паутинка)
- С чем автор сравнивает листья?
(Как парашютиком - плавно, раскачиваясь из стороны в сторону; мотыльком - плавно кружась, винтиком - быстро кружась).
- Как автор связывает полет листьев с перелетными птицами? (Ветер поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелетными птицами)
- Какие птицы улетят последними? (грачи)
- Как описывает писатель осенний день? (Открывает глаза, пробуждается)
- Какую картину вы себе представляете? (словесное рисование)
Отработка навыков выразительного чтения. (резерв)
Чтение по цепочке
Итог
- С произведением какого автора мы познакомились?
- О чем он писал в своих рассказах?
Домашнее задание
С. 78, нарисовать иллюстрацию к рассказу в тетрадях
Рефлексия
- Чем понравился ли урок? Какое у вас осталось настроение?
Раскрасьте листок, чтобы оценить свою работу на уроке
Красным -Я – молодец!
Желтым - Могу и лучше!
Зеленым - Надо постараться.
Просмотр содержимого документа
«биография»
Михаил Михайлович Пришвин родился в бедной купеческой семье, проживавшей в Орловской губернии. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет после путешествий по северным краям.
Михаил Михайлович Пришвин родился в бедной купеческой семье, проживавшей в Орловской губернии. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет после путешествий по северным краям.
Михаил Михайлович Пришвин родился в бедной купеческой семье, проживавшей в Орловской губернии. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет после путешествий по северным краям.
Михаил Михайлович Пришвин родился в бедной купеческой семье, проживавшей в Орловской губернии. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет после путешествий по северным краям.
Михаил Михайлович Пришвин родился в бедной купеческой семье, проживавшей в Орловской губернии. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет после путешествий по северным краям.
Михаил Михайлович Пришвин родился в бедной купеческой семье, проживавшей в Орловской губернии. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет после путешествий по северным краям.
Михаил Михайлович Пришвин родился в бедной купеческой семье, проживавшей в Орловской губернии. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет после путешествий по северным краям.
Михаил Михайлович Пришвин родился в бедной купеческой семье, проживавшей в Орловской губернии. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет после путешествий по северным краям.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока»
Тема М.М. Пришвин «Осеннее утро»
Цели: познакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»;
отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения; развивать умение работать в группе; прививать любовь к родной природе.
Оборудование: Компьютер, проектор, презентация к уроку.
Учебники «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой; портрет М.Пришвина, его книги; таблички с записью слов; рисунки на тему осень; цветные листики для каждого ученика; толковый словарь В.И.Даля.
Ход урока
Организационный момент
Жужжащее чтение
Речевая разминка
- Прочитаем хором предложения с последовательной постановкой логического ударения.
Какой чудесный день!
Какой чудесныйдень!
Какой чудесный день!
С этой отличной нотки и начнём наш урок.
Есть еще один рассказ,
Замечательный, для вас.
Вы вдохните – не дышите,
Ветра в поле не будите,
А тихонько выдыхайте,
Подул ветер – У_У_У!
Пожелтели, задрожали листья – Ф_Ф_Ф!
Полетели на землю – П_П_П!
Зашуршали – Ш_Ш_Ш!
Чистоговорки
Скороговорки
3. Проверка домашнего задания
- Какой раздел мы с вами сейчас изучаем?
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ.
- Мы читали много стихов об осени. Сейчас я зачитаю вам некоторые из них. А вы, ребята, должны сказать автора отрывков.
1.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера : (Ф.Тютчев)
2.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее. (К.Бальмонт)
3.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты. (А.Плещеев)
4.
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой. (А.Фет)
4. Постановка темы, целей урока
- Сегодня мы продолжаем читать произведения об осени. Вы познакомитесь с творчеством нового писателя, его произведениями. Продолжим учиться определять главную мысль текста и искать ответы на вопросы в тексте произведения.
5. Работа над рассказом М. Пришвина «Осеннее утро»
Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии (области). Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям.
- Что вы узнали о Пришвине?
- Рассмотрите обложки книг, прочитайте названия. Сделайте вывод, о чем писал М. Пришвин.
-Сегодня мы познакомимся с произведением писателя – М.Пришвина – большого знатока и любителя русской природы, который все свои произведения посвятил описанию родной природы. Его герои любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные. Пришвин был влюблён в свою родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей.
-А на этой полке книги Михаила Пришвина о природе. Я советую вам их почитать.
ФИЗМИНУТКА
- Подул осенний ветерок и все буквы рассыпались, помогите собрать название.
ЕНЕСОНЕ РУОТ
(2 ученика у доски, буквы на листьях)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь?
- Кто из вас запомнил автора этого текста?
Словарная работа
Учитель : как вы объясните значение этих слов
Мало-помалу (медленно по чуть-чуть)
Душа - бестелесная оболочка, невидимая человеческому глазу.
- Что такое парашютик, винтик, мотылек?
Парашют – устройство с раскрывающимся в воздухе куполом.
Парашютик – маленький парашют.
Винт – крепежное приспособление со спиральной нарезкой.
- Как вращается винт? (быстро)
- Что такое винтик? (маленький винт)
- Кто такой мотылек? (маленькая бабочка)
- Понравилось ли вам? Что вы почувствовали?
Особенно меня тронула….
Я представил себе, что…
-Подготовим наш речевой аппарат к чтению рассказа.
-Прочитайте по слогам, затем быстро целыми словами:
Про-буж-да-ет- ся пробуждается
Па-ра-шю-тик парашютик
Раз-ле-те-лись разлетелись
Пе-ре-лёт-ные перелётные
Задание перед чтением: Читая текст, обратите внимание, что объединяет рассказ М.Пришвина со стихами русских поэтов?
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Кто готов ответить на вопрос: Что объединяет рассказ М.Пришвина со стихами русских поэтов?
- Определите главную мысль рассказа (Что нужно во все видеть прекрасное).
- О каких приметах осени говорит автор? (листопад, перелетные птицы, дни короткие, бабье лето)
- Что вы знаете о «бабьем лете»? (Длительный период теплой и сухой погоды в конце сентября или первой половины октября. В «бабье лето» происходит вторичное зацветание некоторых растений.)
- А что Пришвин пишет о бабьем лете? (летящая паутинка)
- С чем автор сравнивает листья?
(Как парашютиком - плавно, раскачиваясь из стороны в сторону; мотыльком - плавно кружась, винтиком - быстро кружась).
- Как автор связывает полет листьев с перелетными птицами? (Ветер поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелетными птицами)
- Какие птицы улетят последними? (грачи)
- Как описывает писатель осенний день? (Открывает глаза, пробуждается)
- Какую картину вы себе представляете? (словесное рисование)
Отработка навыков выразительного чтения. (резерв)
Чтение по цепочке
Итог
- С произведением какого автора мы познакомились?
- О чем он писал в своих рассказах?
Домашнее задание
С. 78, нарисовать иллюстрацию к рассказу в тетрадях
Рефлексия - Чем понравился ли урок? Какое у вас осталось настроение? Раскрасьте листок, чтобы оценить свою работу на уроке
Красным -Я – молодец!
Желтым - Могу и лучше!
Зеленым - Надо постараться.