kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по краеведческому курсу "Морянка". Тема: «Мальчик из Холмогор». 2-й класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вам представлен урок по краеведческому курсу «Морянка» во 2 классе.

Тема урока: «Мальчик из Холмогор».

Данной теме отводится 2 урока, я проводила 1 урок. Из ранее проведённой работы в классе, выявили, что знания детей малы, недостаточны. Следовательно главную цель урока определила следующим образом: формировать представления о детских годах М.В. Ломоносова.

Задачами явились:

- познакомить учащихся с детскими годами жизни М.В. Ломоносова на Севере;

- обучать работе с текстами;

- выделять существенную информацию из различных текстов;

- строить сообщение в устной и письменной форме;

- строить монологические высказывания;

- сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности;

- воспитывать чувство гордости за своего земляка, славного помора, выдающуюся личность и известного учёного М.В. Ломоносова.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода в обучении. Подготовительная работа к изучению новой темы на уроке строилась следующим образом: дети назвали знаменитых людей, затем, прочитав слова А.С. Пушкина, предположили, что они о Ломоносове. Свое предположение проверили, выполняя задание в тетради. Далее дети попробовали определить тему урока, я уточнила и сформулировала ее – «Мальчик из Холмогор». Учебные задачи дети ставили совместно с учителем.

В течение всего урока я старалась создать для формирования универсальных учебных действий.

Личностные: на протяжение всего урока акцентировала внимание на личности Михаила Васильевича. Старалась создать благоприятный психологический климат, чтобы в классе царила спокойная обстановка, дети чувствовали себя комфортно, умели работать в группе, слышать и слушать друг друга.

Для формирования познавательных учебных действий подобрала соответствующий материал: текст «Морянки», подборка книг для внеклассного чтения, словарь. Задействовала различные каналы восприятия, чтобы дети не только слышали, но и видели. Учила пользоваться различными источниками информации: текст в тетради и хрестоматии, словарь Ожегова, географическая карта, текст для дополнительного чтения в группах. Применяла различные виды работы с текстом: объяснительное и выборочное чтение, отбор сведений для составления рассказа. Для поддержания познавательного интереса менялись формы работы: фронтальная, парная, групповая, материал в виде головоломки.  Использовались различные источники информации, применялись информационные технологии. Учила выделять существенную информацию из учебных текстов, строить сообщение в устной и письменной форме.

Большое внимание уделялось формированию регулятивных универсальных учебных действий. Использована парная и групповая работа, дети учились оценивать работу друг друга. Старалась учить детей планировать свою работу для достижения целей: учила контролировать ход своей работы и результат. Старалась учить следовать установленным правилам.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий учила детей работе в паре и группе, выслушивать позицию партнеров, выстраивать монолог, аргументировать свою позицию, сотрудничать в ходе совместной деятельности. Большое внимание уделялось здоровьесберегающему компоненту. В соответствии с САНПИНом дозировала использование мультимедийного аппарата.

Урок способствовал достижению главной цели, у детей начал формироваться образ Ломоносова, в будущем мы продолжим работу. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по краеведческому курсу "Морянка". Тема: «Мальчик из Холмогор». 2-й класс »

Конспект урока по краеведческому курсу "Морянка".

Тема: «Мальчик из Холмогор». 2-й класс


Цель: формировать представления о детских годах М.В. Ломоносова.

Задачи:

- познакомить учащихся с детскими годами жизни М.В. Ломоносова на Севере;

- обучать работе с текстами;

- выделять существенную информацию из различных текстов;

- строить сообщение в устной и письменной форме;

- строить монологические высказывания;

- сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности;

- воспитывать чувство гордости за своего земляка, славного помора, выдающуюся личность и известного учёного М.В. Ломоносова.


Оборудование:

- портрет М.В. Ломоносова;

- карта Архангельской области;

- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - 17-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1985. - 797 с. , книги для дополнительного чтения.

- Морянка: рабочая тетрадь для 2-х классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И.Ф. Поляковой. - Архангельск, 2013.;

- Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / науч. ред. Э.И. Николаева; сост., отв. ред. И.Ф. Полякова. - 4-е изд., перераб. - Архангельск: ГАОУ "АО ИППК РО", 2011.;

- Выставка книг о М.В. Ломоносове.


Ход и структура урока:


I. Орг. момент.


II. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.


– Ребята, назовите выдающихся людей России, которых знаете.

- А могут ли в одном человеке объединиться все способности?

– Такой человек есть. Кто это?

– Проверьте это предположение на странице 14 в рабочей тетради «Морянка», расшифруйте головоломку. (Ломоносов)


III. Постановка учебной задачи. Определение темы урока.

Он знаком вам по фильмам, статьям, телепередачам, его именем названы: улица города, село, университет и пр. (М.В. Ломоносов, портрет, 1711–1765)

Тема урока: Мальчик из Холмогор.

– Что вы хотели бы узнать об этом человеке?

Обобщу: – На уроке познакомимся с детскими годами жизни М.В. Ломоносова на Севере; его стремлению к обучению; докажем, что он славный помор.

Работа со словарем.

– Уточним, кто такие поморы. Как находим нужное слово в словаре? Как нужно пользоваться словарём правильно?

Словарь Ожегова. Помор – житель поморья. Поморье – на Севере: местность, прилегающая к морю.


IV. Организация восприятия и осмысления новой информации. Знакомство с детскими годами жизни М.В. Ломоносова на Севере.

Работа в тетради.

– Прочитай текст на стр.14 в рабочей тетради «Морянка».

– Опираясь на материал текста, самостоятельно выполните задание 3.

Проверка:

– Где и когда родился М.В. Ломоносов?

- Значение каких слов хотели бы уточнить?

Словарная работа:

Губерния – основная административно– территориальная единица в России с начала 18 века.

- Попробуйте назвать современное название местности.

Показ местности на карте России учителем. Сейчас – Архангельская область, Холмогорский район, село Ломоносово.

– Почему тема урока названа«Мальчик из Холмогор»?

– В какой семье родился Михайло Ломоносов?


Работа с хрестоматией.

– Подробнее о семье вы узнаете из текста О.Тихомирова «Держись, Михайло!» из сборника «Морянка». Как найти нужную страницу?

1) Чтение текста.

2) Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.


V. Самостоятельная работа.

Работа в группах. Задание: группе собрать более подробную информацию, опираясь на предложенный материал. Вспоминаем правила работы в группе.

1 группа – о Сивковой Елене Ивановне, 2 группа – о Василии Дорофеевиче, 3 группа – о жизни поморов, 4 группа – о занятости мальчика, 5-6 группы будут дополнять ответы детей.

Отчёт групп по работе с материалом.

– Как удалось этому юноше из глухой северной деревни добиться всего в жизни; прославить Север и Россию?

Свои первые книги М.В.Ломоносов называл «вратами учёности». Узнать названия книг вы сможете сами, ответив на вопрос 4 со страницы 15 из рабочей тетради «Морянка». Работу предлагаю выполнить в парах.

Назовите первые учебные книги, их авторов.


V. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.


VI. Итог урока. Рефлексия.

– Назовите раздел «Морянки», который познакомил нас с выдающимся человеком.

– Что вы узнали о М.В. Ломоносове?

- На все ли поставленные вопросы мы нашли ответы?

- Откуда еще можно получить информацию?

Рекомендация книг для дополнительного чтения.

– Как в нашем крае сохранено в истории имя Ломоносова? Предлагаю поискать ответ на мой вопрос дома.

Рефлексия.

3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по краеведческому курсу "Морянка". Тема: «Мальчик из Холмогор». 2-й класс

Автор: Корявко Марина Васильевна

Дата: 01.04.2015

Номер свидетельства: 195486


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства