kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: Ю.Коваль «Сказка о серебряном соколе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Анна Александровна. Урок литературного чтения сегодня проведу у вас я.

Учащиеся готовятся к уроку, приветствуют друг друга.

Личностные:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности

2. Актуализация знаний. Формулирование темы урока.

Какое произведение вы читали дома?  Назовите автора.

Сформулируйте тему урока.

Определите задачи деятельности на уроке.

-Сказка о серебряном соколе.

-Ю.Коваль.

Ю.Коваль «Сказка о серебряном соколе»

Познакомиться с творчеством Ю. Коваля; учиться выразительно читать; находить художественные средства выразительности

Регулятивные:

формируем умение прогнозировать предстоящую работу;

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: Ю.Коваль «Сказка о серебряном соколе» »

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Анна Александровна. Урок литературного чтения сегодня проведу у вас я.

Учащиеся готовятся к уроку, приветствуют друг друга.

Личностные:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности

2. Актуализация знаний. Формулирование темы урока.


Какое произведение вы читали дома? Назовите автора.



Сформулируйте тему урока.




Определите задачи деятельности на уроке.

-Сказка о серебряном соколе.

-Ю.Коваль.

Ю.Коваль «Сказка о серебряном соколе»

Познакомиться с творчеством Ю. Коваля; учиться выразительно читать; находить художественные средства выразительности

Регулятивные:

формируем умение прогнозировать предстоящую работу;

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

3. Проверка первичного восприятия

Юрий Иосифович Коваль (1938- 1995) российский беллетрист. Родился в Москве. По окончании Московского государственного педагогического института работал в сельской школе в Татарии. Во время учебы в институте увлекся искусством фрески, мозаики, скульптуры. Занимался, кроме того, рисунком и живописью.

В начале 1960 –х. г. Коваль начал публиковать произведения для детей.Наиболее известные: «Приключения Васи Куролесова», «Кепка с карасями», «Пять похищенных монахов», «Полынные сказки». При жизни было опубликовано более 30 его книг, в основном детских.


Понравилось вам произведение? Поделитесь впечатлениями.

Назовите героев сказки.

Ребята, познакомьтесь с планом:

  1. Знакомство с соколом.

  2. Просьба березки.

  3. Встреча с дедушкой.

  4. Знакомство с березой.

  5. Встреча с нечистым.

  6. Выпустил сокола с серебряной палаты.

  7. Выпустил сокола с золотой палаты.

  8. Выпустил сокола с медной палаты.

  9. Расколдовал девушку-березку и братцев- соколов

  10. Бой солдата с нечестью.

- Как вы думаете, все ли здесь правильно? Может быть что-то стоит изменить? (один ученик работает у доски, остальные работают в парах)























- Солдат, береза, соколы(братья), нечистый

  1. - Встреча с нечистым.

  2. Знакомство с соколом.

  3. Знакомство с березой.

  4. Просьба березки.

  5. Встреча с дедушкой.

  6. Выпустил сокола с медной палаты.

  7. Выпустил сокола с серебряной палаты.

  8. Выпустил сокола с золотой палаты.

  9. Бой солдата с нечестью.

  10. Расколдовал девушку-березку и братцев- соколов


Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме


Словарная работа

Объясните значение этих слов.

Словарная работа

Клеть-помещение, комната в строении,

здании, а также отдельная постройка хозяйственного назначения.

Цигарка-скрученная из бумаги трубочка с табаком.

Картечь-патрон.



Познавательные:

формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

4. Физминутка




5. Постановка учебной задачи.

Как бы вы определили жанр этого произведения? Сказка авторская или народная?

Определим при чтении основные признаки сказки.

- Сказка авторская, т.к. автор у этой сказки Ю.И.Коваль

Познавательные УУД

Умение строить речевые высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков


5. Этап перечитывания и анализа художественного произведения


Почему солдат согласился послужить нечистому?














Кого увидел солдат в клетках?

-Найдите в тексте описание каждого сокола.













Какие средства выразительности использует автор для описания соколов?



Что почувствовал солдат, увидев соколов? Почему?



Почему береза не сразу обратилась к солдату с помощью?



Зачем береза отправила солдата в деревню? Почему она сразу не попросила солдата об освобождении соколов?

Сразу ли разобрался солдат, что сердце ему приказывает? Что же оно ему приказывало?




















Сколько раз пришлось солдату помогать девушке вылезти из березы?

Что подсказало сердце в первый раз? пожалел солдат об этом? Почему?





















Почему же он не отказался от подсказок сердца ни во второй, ни в третий раз? Прочитайте строки, которые доказывают, что ему легче было отказаться. Как это характеризует его? Как был вознагражден солдат за свою доброту и смелость?

Почему солдат решил сразиться с нечистым? Что подсказало ему сердце?













Найдите и перечитайте описание "боя".

Как же был вознагражден солдат за свой подвиг?

Какие чудесные превращения встретились в сказке?


Задумался солдат, оглядел нечистого. Не понравился ему нечистый – рожа сладенькая, а грязная, ушки дрожат.

– Какая, – спрашивает солдат, – служба?

– У меня три сокола живут, в трёх разных клетях. Покарауль их, пока я за жалованьем слетаю. Вернусь, щедро тебя награжу.

– Ну что ж, – сказал солдат, – соколов стеречь – служба нехитрая. Согласен.


- трех соколов

-Крылья у него бурые, грудь красная,а глаза так медью сверкают, аж в кровь отдают.

-А там в серебряной клети сидит белоснежный сокол. Тихо сидит да спокойно. Пригорюнился, видно. Только приоткрыл свои ослепительные серебряные глаза, глянул на солдата и снова их закрыл.

-А в третьей палате в золотой клети солнечный сокол сидел.

- Глаза медью сверкают-эпитет.

- Солнечный сокол-эпитет

- Совестно ему стало, жалко было ему соколов

- Солдат на нечистого за деньги работал, а у березы ни копейки не было

-Чтобы солдат нашел дедушку


-Нет не сразу.

«Вот незадача, – подумал солдат, – что сердце прикажет? А чего оно приказывает? Не пойму. Кажется, попить хочет».

Напился солдат из ручья, пошёл дальше. А сердце новый приказ командует: перекусить. Достал солдат буханку хлеба с луковицей, исполнил приказ. Так и добрался до палат нечистого.

- Два раза


«А ведь жалко красавца, – подумал солдат, – сидит в клети – света белого не видит. Отпущу».

Раскрыл он клеть – и вырвался сокол на волю. Да только первым делом напал на солдата, щёки ему до крови исцарапал – и вылетел в окно.

Заплакал солдат, сел на пол.

«Вот они, – думает, – приказы сердца. Эх, солдатская доля!»

– Молодец, солдат.

– Молодец не молодец, – говорит солдат, – а ты давай, вылезай дальше.

– Не могу, – девушка говорит.

– Это почему же ты не можешь?

– Не знаю.

– Эх, бабы! – сказал солдат. – То они не знают, то они не могут. Ладно. Пойду второго сокола выпускать.

И понял солдат – нечистый летит. Схватил ружьё.

И видят они – крылья кожаные небо чертят, нечистый летит, жалованье в узелке несёт. А за ним туча мчится, хочет нечистого молнией сразить.

Увернулся нечистый от молнии и как раз солдату на мушку попал.

Ударил солдат картечью – только перья полетели и жалованье из узелка потряслось. Тут и накрыла их туча, хлынул ливень, да такой, что все зажмурились.

А когда открыли глаза – не было нигде нечистого и туча пропала.

И смотрит солдат – стоят рядом с девушкой три паренька, смеются, потому что мокрые все. Один-то – огненно-рыжий, другой-то – русый, солнечный, а третий – весь седой. Молодой такой, а уже седой.

Солдат подумал-подумал да и женился на берёзовой девушке.

– Понравилась она мне, – признавался он братьям.

А с братьями очень подружился солдат. И особенно полюбил он серебряного.


Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные УУД.

- Высказывать своё предположение;

- Проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану;



6. Вторичный синтез

РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

На стр.121 изображена иллюстрация.

Кто на ней изображен?

Какой момент изображен художником?

Как вы думаете, какие черты характера присущи солдату?

Где происходит событие, изображенное на картине?

Какие краски и тона преобладают в картине? Почему?

Кто главный герой картины? Какие чувства испытывает он? Как это изобразил художник?

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Какой же урок содержится в этой сказке? Чему она учит?




- Солдат и нечистый

-Встреча



- На дороге


- Светлые (белый, коричневый, зеленый, синий)

- Солдат




- Слушать свое сердце, и поступать так, как ты считаешь нужным сам

Познавательные УУД.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные УУД.

- Высказывать своё предположение;

- Проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану;


7.Этап обобщения


Определим основные признаки сказки по плану:

1) построение сказки

2) герои

3) язык

4) идея


- Зачин (Жил,служил)

- Запрет

- Нарушение запрета ( спасение соколов)

- Путешествие героя(троекратное повторение)

-Победа над силами зла

- Концовка

Герои- Солдат, береза, соколы, нечистый

Язык- эпитеты, устаревшие слова (цигарка, картечь)

Идея- Поступать так, как велит тебе сердце, и помогать людям бескорыстно.

Регулятивные УУД

Выделение и осознание учащимися того, что уже освоено; осознание качества и уровня освоения.

8. Рефлексия

Вот и подошёл к концу наш урок.

- Какую же сказку мы сегодня изучили?

- Чему научились на уроке?

Продолжите предложения

Мне было интересно…

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

На уроке я узнал(а), что..

Мне понравилось….

-Что особенно запомнилось на уроке?

-На этом наш урок закончен! До свидания!


Регулятивные

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему: Ю.Коваль «Сказка о серебряном соколе»

Автор: Коноплева Анна Александровна

Дата: 18.05.2015

Номер свидетельства: 213064


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства