1 класс. Литературное чтение. Дата_________
Тема: Буквы и звуки. «Чем похожи и чем не похожи?»
Цели: уметь различать звуки и буквы, упражнять в чтении текстов с изученными буквами; показать способы словообразования, показать значение фонем в образовании слов, организовать работу над смешиваемыми звуками [ц], [c], [т].
I. Повторение изученного.
1) Без ключа, ты мне поверь,
Не откроешь эту … (дверь).
2) Все играли, а вратарь
В это время грыз … (сухарь).
3) От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл … (карась).
Дети печатают слова в тетради и на доске.
– Что общего между словами? (Это существительные, у всех слов на конце Ь.)
– Какую роль играет Ь в словах?
– Что можно сказать о количестве звуков и букв в этих словах? (Букв больше, чем звуков.)
– Почему?
– Какое слово лишнее? Почему? (Слово «дверь» – лишнее, в нём один слог.)
II. Работа с учебником (с. 96).1. – Соедините два слова, в которых совпадает больше всего звуков и букв. А по смыслу они похожи? (Цикада, циркуль, цилиндр, цирк, цифры.)
Цилиндр – от греческого – «кручёный».
(1. Тело, которое образуется при вращении прямоугольника вокруг одной из сторон.
2. Шляпа такой формы с узкими полями.)
Циркуль – от латинского – «круг».
(Инструмент из двух раздвигающихся ножек для вычерчивания окружностей или измерения расстояний на чертеже, карте.)
Цифра – из немецкого, от арабского – «пустое место, нуль».
(1. Знак для обозначения числа.
2. Число, сумма (разгов.).
3. Показатель чего-нибудь, выраженный в числах.)
Цирк – из латинского; буквально – «круглый».
(1. Помещение с круглой сценой для выступления акробатов, жонглёров и т. д.
2. Совокупность видов цирковых искусств.
3. Необычное, вызывающее поведение с целью привлечь к себе внимание.)
Цикада – хоботное прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот.
2. Как образуются слова.с.96-97 Чтение пар слов.– Что заметили? (Слова однокоренные.)
– Выделите общую часть в каждой паре слов.– Как образовались слова?
– Из каких пар слов можно составить ребусы?– Сочините сказку с этими героями.
III. Работа с учебником (с. 97, 98-99).Чем похожи и чем не похожи?»
1. Впишите буквы.
– Какое слово «спряталось» в каждом из этих слов? (Ток.)
– Что вы о нём можете сказать?
– Что можете сказать о вставленных буквах?
– Что можете сказать о звуках, которые обозначены этими буквами?
2. Чтение предложений Мама, я гулаю во дворе. Телую. Юла.
– Что заметили? – Исправьте ошибки.
– Как вы думаете, почему девочка допустила в словах ошибки?
3. Чтение пословиц на с. 96.
– Объясните их смысл.
– Почему говорят, что кто хочет много знать, тому надо мало спать?
4. «Кто как спит?» (с. 97). – Кто участвует в этом разговоре? Чтение текста по ролям.
5.»Чем похожи и чем не похожи?» с.98-99.Работа над стихотворением и загадкой. Работа над словами отвечающими на вопросы кто? какой?
IV. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как образуются слова?
– Какую роль играют фонемы в словах?
- Чем похожи и чем не похожи бывают предметы,птицы,животные?