Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8
с. Левокумка
Конспект урока чтения
(букварный период)
УМК «Перспективная начальная
школа» 1 класс
Звуки[д] [д’] –
[т] [т’].Буквы д-т. «Енот»
подготовила учитель начальных классов Шахмина Л.И.
МБОУ СОШ№8 с. Левокумка
Оборудование: модели, обозначающие звонкие (глухие) согласные звуки, звонкие мягкие (глухие мягкие) согласные звуки; прямоугольники розового, синего, жёлтого цвета и треугольник – слово - помощник), колокольчик, буквы Д – Т (на листах формата А-4)
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости.
Давайте повернемся к ним, улыбнемся и поприветствуем. ( Доброго дня)
И вам ребята, доброго дня и хорошего настроения.
Наш девиз: Мы вместе.
Проверим готовность к работе:
- Руки? Дети: “На месте!”
- Ноги? Дети: “На месте!”
- Локти? Дети: “У края!”
- Спина? Дети: “Прямая!”
I.Определение целей урока.
(работа по «Азбуке» с.51-52)
- Что нам предстоит сегодня сделать? (Сравнивать изученные звуки.)
-Как вы это определили? (Между моделями звуков стоит знак тире, это означает, что нужно сравнивать эти звуки.)
- Задайте вопросы, которые у вас возникли, когда вы определили, что нужно сравнивать эти звуки. (- Почему предлагают сравнить эти звуки? – Как будем сравнивать звуки? – Что общего в этих звуках? – Чем различаются эти звуки?)
II. Открытие новых знаний.
- Вы задали хорошие вопросы. Мы откроем для себя новые знания, отвечая на поставленные вами вопросы. Что значит сравнить? (Найти сходство и различие.)
Обсуждение вопросов в группах.
- Какой орган чувств помогает нам сравнивать буквы? С помощью чего мы можем сравнивать звуки? (- Когда мы видим буквы, мы их рассматриваем с помощью глаз;
- Мы говорим с помощью голоса, его мы слышим;
- С помощью ушей;
- Сравнивать звуки мы сможем с помощью слуха.)
III.Сравнение звуков. Эксперимент.
- Сейчас мы проведём эксперимент, в ходе которого с помощью слуха сравним звуки.
В «Азбуке» сверху с левой стороны находится звук. Его будете произносить, ориентируясь на положение руки: смена положения руки послужит вам сигналом к изменению силы (громкости) голоса.(Сначала поднимаю руку высоко – звук произносим громко; чуть- чуть опускаю руку ниже – звук произносим немного тише; опускаю руку ещё ниже – звук произносим ещё тише; опускаю руку вдоль туловища – произносим звук шёпотом).
Начнём наш эксперимент. Три, четыре. Дети, последовательно уменьшая громкость голоса, произносят звук [д]. В четвёртый раз отчётливо слышен звук [т].
- Вы решили произнести звук, модель которого дана справа? (Нет.)
IV. Работа в парах.
- Почему мы услышали звук [т]? Сначала один из вас произнесёт вполголоса для себя звук [д], потом [т], а другой смотрит одинаково ли при этом работают зубы, губы. Затем меняемся ролями. Обсудите, как работали ваши органы речи, какую работу языка вы ощущали. Если вы поднимите руки вместе, я буду видеть, что вы готовы подвести итог нашего эксперимента по сравнению звуков. (Когда мы произносим звук [д], у нас открываются губы, зубы не совсем сжаты, язык упирается в верхние зубы; когда мы произносим звук [т], у нас открываются губы, зубы не совсем сжаты, язык упирается в верхние зубы; эти звуки произносятся почти одинаково, только когда мы говорим звук [д], мы пользуемся голосом, а когда говорим звук [т] – голоса нет.
- Дети, покажите модель, которая обозначает звонкие согласные. Что в этой модели обозначает ? (К некоторым партам я подойду, послушаю, что они говорят.) Молодцы, дети, вы хорошо работаете. Вы всё различаете в моделях.
При образовании звонких согласных, которые обозначаются моделью , голосовые связки вибрируют. Так образуется голос. Это можно обсудить, приложив руку к горлу . При образовании согласных, которые обозначаются моделью , такой вибрации нет. Или закроем ладошками уши и произнесём звуки: сначала звук [д ], потом звук [т]. Когда произносим [д ], то слышим, как в ушах гудит – есть звук. Этот согласный звук произносится не только с шумом, но и с голосом. Так как шум есть и у согласного [д ], и у согласного [т], то в эксперименте, когда мы говорили шёпотом [д] превратился в [т]. Согласные, в образовании которых участвует только шум, называются глухими. Они составляют пары, поэтому они даны рядом, напротив друг друга.
- Что мы с вами установили путём эксперимента? (Звуки [д - [т] отличаются друг от друга только наличием или отсутствием голоса.
Называю звук [д ], который держит в руках ученица, дети показывают соответствующую модель (т.к. этот звук звонкий, то ученица берёт в руки колокольчик, звонит в него), потом называю звук [т] - дети показывают соответствующую модель. Так как эти звуки составляют пару, их называют парными звонкими и глухими согласными. Давайте проведем такой же опыт с парой мягких согласных [д’] – [т’] (работа проводится аналогично работе с парой [д] – [т ]. Обсуждаются наблюдения.)
- Чего в этих звуках больше, что в них преобладает: голос или шум?
Работа в группах: выясните, что преобладает, чего больше в парных звонких и глухих согласных. (Эти согласные не поются, в них меньше голоса) .
- Вот как мы умеем наблюдать. Давайте установим как эти согласные можно назвать по основному свойству, которое есть у каждого звука. ( У каждого звука есть шум ( и у звонких, и у глухих согласных есть шум), поэтому их можно назвать шумными). Если мы посмотрим на модели, то увидим, что звонкие лишились голоса ( исчезла «кнопочка» с модели ), в наличие один шум, они стали звучать, как парные им глухие: / , ’/ ’.
Это свойство – наличие или отсутствие голоса – основной отличительный признак парных звонких/глухих согласных.
V. Игра «Сломанный телефон»
Вызываю по одному ученику из каждого ряда, произношу каждому на ухо слово Даня, на каждом ряду дети передают услышанное слово шёпотом ученику, сидящему за второй партой и т.д. Как только ученики за последними партами «приняли» слова, прошу назвать полученное слово. Беру слова из «Азбуки»: ДАНЯ – ТАНЯ.
- Сравните эти слова. ( Разные первые звуки, отличаются только одним свойством – наличием или отсутствием голоса, позволяют различать имена детей – мальчика и девочки)
VI.Работа с тестом «Енот».
- Ребята, посмотрите на экран, как вы думаете, что мы будем делать сейчас? (На экране видим модель текста, значит будем читать текст.) О ком текст? (Изображён зверёк енот.) Составьте по картинке предложение и схему. (составление к предложению схемы из прямоугольников розового, синего, жёлтого цвета и треугольника – помощника)
Вопросы и задания до чтения текста.
Найти возможное окончание предложения: «Наметил дело - и . . .» (делает)
Как шел домой Енот? Что заставило Енота торопиться? Какой дом у Енота?
Упражнение «Финиш»
Для развития скорости чтения и умения выделять основную (заданную ) информацию предлагаю упражнение «Финиш».
Прочтите про себя до слов Не нора, а терем. Дочитав до заданного слова, дети поднимают руки. Проверяю выборочно правильность выполнения задания (дети показывают в тексте заданное слово). Чтобы предупредить «скольжение» по тексту и стимулировать внимательность чтения, обязательно прошу ответить на заданные до чтения конкретные вопросы по содержанию прочитанной части текста. При чтении предложений выясняю у детей лексическое значение слов: лодырь, не лодырь, еле-еле, утомлён, метнула, медные нити, надломила, ладная.
Упражнение «Буксир»
Читаю текст со скоростью, немного превышающей скорость чтения медленно читающих учеников. Дети читают вслух одновременно со мной. Внезапно останавливаюсь на каком-либо слове и повторяю его. Дети должны также остановиться на этом месте. Прохожу между рядами и делаю выборочную проверку: дети показывают мне в книге последнее прочитанное ими слово или заменяю слово из текста словом – синонимом (Он размышляет ( думает ) о родном доме. «Ау! Это я, дети любимые (милые)!»
Вопросы после чтения текста и выполнения упражнений
Какой Енот? Как шел домой Енот? Отчего он устал? О чем думает Енот и почему он тревожится? Что напугало Енота? Что заставило Енота торопиться? Какой дом у Енота? Как зовет Енот своих детей? Что делают детишки Енота? В какое время года произошло описанное событие?
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке( итог)
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Наш урок заканчивается.
Какое у вас настроение? (смайлик весёлый, грустный)
У кого настроение улучшилось? Почему?
Кто уверен, что сегодняшний материал он усвоил? Какое новое знание открыли? (Открыли, что звуки, которые мы изучали на уроках до сегодняшнего дня, это совсем не простые согласные звуки. Это парные звонкие и глухие согласные. Кроме того, это шумные согласные. В каждой паре у звонких согласных есть голос и шум, а у глухих согласных голоса нет, а есть только шум. )
Спасибо за старание. Ведь главное – желание. А навыки и знание с годами к вам придут. Прозвенит звонок с урока – отдохнуть придет пора. Что узнали на уроке, не забудьте никогда.