Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
Ход урока
Огр. момент
- Добрый день! Это урок окружающего мира. Посмотрите к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.
- Вы и я очень волнуемся. Давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем удачи.
- Садитесь, пожалуйста!
Руки…………. на месте
Ноги………… .на месте
Локти……….. у края
А спина………. прямая.
Актуализация знаний
Посмотрите ребята на доску. Давайте хором прочитаем слова левого столбика.
______________? _________________-?
Солнце Большая Медведица
Денеб Лебедь
Мегрец Малая Медведица
Дубхе
Мерак
Фекда
Мицарт
Алион
Алькаид
Полярная звезда
- Сейчас поработайте в группах по 4 человека и ответьте на вопрос, что объединяет эти слова? Давайте вспомнил правила работы в группе…………….
Работать должен каждый на общий результат.
Один говорит, другие слушают.
Свои несогласия высказывай вежливо.
Работа в группах
- Всё запомнили. Работаем 2 минуты.
- Что объединяет эту группу? (это все звёзды)
- Вы все согласны, что это звёзды? А вы со всеми звёздами знакомы? (нет)
- А почему тогда вы утверждаете, что это звёзды? Может быть это планеты?
- Хорошо, согласимся с мнением класса (открываю название группы «звёзды»)
- Теперь посмотрим на второй столбик. Давайте хором прочитаем эти слова.
- Поднимите руку и скажите, что общего в этой группе? (созвездия)
- Вы знаете эти созвездия? А откуда? (из энциклопедий, от родителей, Интернета)
- Согласимся с вашим мнением.
- Кто сейчас подойдет к доске и покажет какая звезда относится к какому созвездию.
- А остальные знаете?
Сообщение темы и цели урока
- В чём затруднение ребята? Что мы не знаем? Созвездия? Мы не так хорошо изучили их. Посмотрите в окно. Какое время года?
- Сформулируйте тему урока. (Звёздное небо осенью)
- Ребята мы сегодня совершим увлекательное путешествие по осеннему звёздному небу. - - Что вы хотели бы узнать, наблюдая за звездным небом? (Новые звёзды, как выглядят, к какому созвездию относятся)
- Мы постараемся ответить на вопросы, поэтому мы будем исследователями.
- С давних пор манило человека звёздное небо своей загадочностью. Люди высказывали различные догадки о том, как устроен мир, кто его создал. Звёздное небо было первой великой книгой, которую люди учились читать и понимать.
- Дети, скажите, кто на днях смотрел на звёздное небо? А что вы там увидели?
- Кто покажет ковш Большой Медведицы и Малой Медведицы на слайде?
Нахождение полярной звезды
- Скажите, как мы учились находить полярную звезду?
-Чтобы найти полярную звезду нужно от передней стенки ковша Большой Медведицы мысленно провести линию до ковша Малой Медведицы. (слайд)
- А чем знаменита полярная звезда? (Указывает путникам дорогу на север. Была маяком для мореплавателей.)
Открытие новых знаний
- Как располагается ковш Большой Медведицы? Кто помнит? (Он располагается так, будто ковш собирает урожай)
- В творческих тетрадях сравните ковш Большой Медведицы по временам года. А что произошло с полярной звездой? (осталась на месте.)
- Вывод: иначе, как бы мореплаватели находили дорогу.
Дети читают стих………………………………….
- Перед вами карта. Скажите можно ли использовать эту карту использовать летом, если она составлена для осени?
- Все согласны с ответами?
Физкультминутка
Пролетает звездолёт, С ним отправимся в полёт. Правое крыло отвёл, Посмотрел. Левое крыло отвёл, Посмотрел. Я мотор завожу И внимательно гляжу.
(ищем глазами по классу разные по цвету звёзды).
Поднимаюсь ввысь, лечу. Возвращаться не хочу. (2 раза).
Эксперимент.
- Проведём эксперимент и узнаем кто прав. Для удобства возьмите и держите карту над головой. А теперь попробуйте покрутить. Что заметили? Мы можем пользоваться этой картой в любое время года.
- Давайте рассмотрим в тетрадях созвездие Большой Медведицы – оно самое знаменитое. Его образуют множество звёзд, напоминая фигуру медведя. А самые яркие из этих звёзд образуют другую фигуру – ковш.
- Прочитайте названия звёзд созвездия Большой Медведицы.
- С помощью иллюстрации соедините звезды так, чтобы получилась фигура ковша Большой Медведицы (задание в тетради).
Закрепление изученного материала
Взаимопроверка – волна.
- А теперь вернёмся к первому заданию и проведем линии от звезд к созвездию. (остальные работают в тетрадях)
- У нас на уроке присутствует звездочет, давайте его послушаем.
Марина: Узнать, сколько звёзд на небе, люди пытались очень давно. Тех, кто проводил бессонные ночи, рассматривая и наблюдая звезды, так и называли – звездочёты. Позже их стали называть астрономы ("астр" значит звезда). А наука, которая изучает звёзды – астрономия. С помощью современных телескопов (приборов для наблюдения за звездами) ученые пришли к выводу: "Звёзд на небе 200 миллионов. Примерно".
Работа с электронным глобусом. (Кирилл покажет созвездие Большой Медведицы)
Рефлексия
- У каждого есть звездочка раскрасьте её, пожалуйста,
если у вас всё получилось – голубым цветом;
если есть затруднения – жёлтым;
ну а если, что - то не получилось и нет настроения – красным.