kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

З. Топелиус "Три ржаных колоска"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературному чтению на тему: З. Топелиус "Три ржаных колоска." Цели урока познакомить учащихся с произведением Захариуса Топелиуса. Способствовать развитию навыков выразительного чтения, умению пересказывать сказку по содержанию. У рок разработан по новым методам. Проводится работа в группах. Учащиеся готовят пересказ в каждой группе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«З. Топелиус "Три ржаных колоска"»


СШ №16

























на тему:

































3 «Б» класс







Учитель начальных классов: Селимшаева Н.В.













2014-2015 учебный год

Урок литературы по теме: З. Топелиус «Три ржаных колоска»


Цель: познакомить учащихся с творчеством Захария Топелиуса, его сказкой «Три ржаных колоска»; способствовать развитию навыков выразительного беглого чтения, коммуникативных качеств, умения пересказывать содержание произведений; содействовать воспитанию доброго отношения к людям и животным, сострадания. 
Ход урока: 
1. Психологический настрой. 
























2. Проверка домашнего задания 
- Кто такая Наталья Абрамцева? Что вы о ней можете рассказать? 
- Перескажите понравившийся отрывок из сказки Н.Абрамцевой «Волшебная сказка» 




















3. Всестороння проверка знаний.

4. Новая тема: 
1) Внимательно посмотрите на ленту букв и найдите в ней зашифрованные слова: 

МЕВАТРИКВЦРЖАНЫХДРОЛКОЛОСКАТИВЕ 

- Как вы думаете, почему были зашифрованы именно эти слова? 
( потому что так называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся) 
- Кто же его автор? ( предположения детей) 
- Написал это произведение Захарий Топелиус 

2) Знакомство с биографией З.Топелиуса, показ портрета. 
Топелиус был сыном врача и известного собирателя народной поэзии. Мальчик получил прекрасное домашнее образование и воспитание, очень много читал. Уже в детстве проявились его художественные способности: богатое воображение, наблюдательность, интерес к таинственному и мистическому. В возрасте одиннадцати лет он был отправлен на обучение в школу в Улеаборге – чтобы закалить характер и овладеть финским языком. Через три года юноша отправился в столицу, Гельсингфорс, для подготовки к экзамену на аттестат зрелости. В 1833 году, в возрасте пятнадцати лет, Топелиус сдал экзамен и поступил в университет. Далее его научная карьера развивалась стремительно: в двадцать девять лет он стал доктором исторических наук, а еще через семь лет – профессором. Топелиус долгие годы преподавал в Хельсинском университете, а с 1854 по 1878 гг. был его ректором. Топелиус (Zacharias Topelius, 1818-1898) – один из самых замечательных представителей литературы Финляндии. Поэт, романист, сказочник, историк и публицист, – он заслужил любовь и признание, как на родине, так и далеко за ее пределами. Топелиус писал на шведском языке, хотя прекрасно вл адел и финским. Произведения Топелиуса переведены более, чем на двадцать языков. Он обладал необыкновенно многогранным талантом и удивительной работоспособностью, полное собрание его сочинений насчитывает тридцать четыре тома. 
Однако по прошествии более чем столетия со дня смерти автора, можно сказать, что он вошел в историю финляндской и мировой литературы, прежде всего как автор сказок для детей, а затем уже как писатель, открывший миру Финляндию - ее ландшафт, историю, культуру. Книги Топелиуса «Путешествие по Финляндии», «Финляндия в рисунках», «Финляндия в XIX веке» были переведены на многие языки, в том числе и на русский язык. Сакариас Топелиус прожил долгую жизнь – ровно 80 лет. Восьмидесятилетие писателя торжественно отмечалось в разных городах Финляндии – более всего в Гельсингфорсе и Бьёркуддене. Умер Топелиус 12 марта 1898 года в Бьёркуддене. 
3) Словарная работа: в группах 
- Прежде чем мы начнём читать сказку, давайте подумаем над значением слов, записанных на карточке. Нынче, не унимается, вздор, возня, не оробел, черёд, сноп, пир. 
Нынче – сегодня, теперь 
Не унимается – не успокаивается, не останавливается 
Вздор – нелепость, глупость, ерунда 
Возня – беспорядочные, шумные движения; занятие, доставляющее много хлопот, кропотливой работы 
Не оробел – не испугался 
Черёд – очередь 
Сноп – связка срезанных стеблей с колосьями 
Пир - богатая и торжественная еда с приглашением многих гостей; об обильном угощении, вкусной еде 
- Значение слов, которые вызывают у вас затруднения, можно посмотреть в словарях. 

4) Чтение сказки «Три ржаных колоска» (читают учащиеся по цепочке) 
5)
Инсценированние сказки.

Выходит Ангел

Ангел: В эту рождественскую ночь чудеса происходят не только в лесу, но и в сердце каждого человека. Вот какая история произошла в одной деревне.

Ведущий. Жил-был богатый крестьянин. Стали в его доме к празднику святому готовиться, вот жена и говорит:

Жена. Послушай, хозяин, давай положим на крышу хоть три ржаных колоска - для воробьев! Ведь праздник нынче - Рождество Христово.

Ведущий. Отвечает крестьянин:

Муж. Не так я богат, чтобы столько зерна каким-то воробьям выбрасывать!

Жена. Уж, наверное, и тот бедняк, что на другой стороне озера живет, не забыл про воробьев в рождественский вечер. А ведь ты сеешь хлеба в десять раз больше, чем он...

Муж. Не болтай вздора! Что ты еще выдумала: воробьям зерно выбрасывать! Принимайся-ка лучше за стол праздничный.

Ведущий, Стали в богатом доме печь, да варить, да жарить, да тушить. Только воробьям, что по крыше прыгали, не досталось ни одной крошки. Покружили они над домом: ни одного зернышка, ни одной хлебной корочки не нашли, да и прочь полетели.

Вдруг смотрят, а на крыше бедного домишки, всем ветрам открытого, приготовлено на крыше богатое угощение - целых три колоса спелой ржи. Обрадовались воробьи, стали зернышки клевать! Услыхали в доме воробьиную возню. Вздохнула хозяюшка:

Крестьянка. Эх, в печи у нас нынче пусто, да на столе не густо. Кабы взяли мы те три колоска, кабы вымолотили, кабы тесто замесили, кабы я из того теста лепешек напекла - так было бы у нас к празднику угощение! Детям - в радость, нам - на утешение!

Хозяин. Полно, жена! Если бы, да кабы... Какие там лепешки! Много ли зерна намолотишь из трех колосьев! Как раз для воробьиного пира! Собирай-ка лучше детей, пусть идут в деревню и купят нам свежего хлеба и кувшин молока - припас ведь я к празднику кое-какие копеечки! Будет и у нас праздник - не хуже, чем у воробьев!

Ведущий. Обрадовались дети: Ваня да Маша. Маша и Ваня. Пойдем! Пойдем! Угощенье принесем!

Ведущий. Идут дети с едой домой, а снег все валит да валит, сугробы растут да растут, а до дома еще не близко.

Вдруг навстречу им волк, большущий, худой. Пасть открыл, стоит поперек дороги и воет. А с другой стороны тяжело ступая по глубокому снегу, идет огромный медведь и рычит.

Волк (жалобно). У-у-у, какая сту-у-ужа, какая лютая сту-у-ужа, моим волчатам совсем есть нечего! Они пропадут с голоду-у-у! С голоду-у-у!

Медведь. - Мор-р-роз, мор-р-роз! Р-р-р-ручьи замерзли, р-р-реки замерзли!.. Чем, чем медвежат напоить? Медвежата плачут, пить пр-р-р-росят!

Ведущий. Пожалели ребята волка с волчатами, протянули ему хлебушка, и медведя не обидели...

Ваня. Не горюй, косолапый, отольем тебе молока, напоишь медвежат, будешь спать как другие медведи, в своей берлоге до самой весны!

Дети отливают медведю молоко. Волк, виляет хвостом, точно собака, медведь пляшет от радости вприсядку.

Волк. Век не забуду вашу доброту! Медведь. Спасибо. Хорошие вы дети.

Ведущий. А Ваня с Машей пошли дальше. До дома уж совсем близко. Бросилась им мать навстречу, целует, милует:

Крестьянка. Уж как я-то за вас тревожилась! Уж чего только не передумала! Вдруг, думаю, волк им встретился, вдруг какой медведь-шатун повстречался!..

Маша. А нам волк и вправду встретился! А мы ему дали хлеба для его волчат. И медведь-шатун нам встретился! Мы ему молока для медвежат дали.

Ведущий. Мать руками всплеснула: вот ведь как сердце чуяло! А отец спрашивает:

Хозяин. А домой-то принесли хоть что? Или еще кого по пути угостили?

Ведущий. Засмеялись Ваня и Маша:

Ваня. Еще сову-разбойницу встретили! Ей мы палкой пригрозили! А домой мы принесли два каравая хлеба и полкувшина молока. Так что теперь и у нас будет настоящий пир!

Ведущий. Зажглась на небе первая звездочка, стали люди Рождество Христово славить.

Зажигает маленькую свечку на столе

В доме бедняка Богу помолились, уселись за стол. Смотрят: что за чудо -сколько отец от каравая ни отрезает, сколько кусочков хлеба ни раздает, а каравай все целым остается! Стала мать молоко разливать - сколько ни отливает, а молока в кувшине не убывает!

Крестьянка. Ну и ну! Ну и чудеса!

Ведущий. Но вот всему свой черед: прошли праздничные дни.

Свечка задувается

Стали хозяева за дела приниматься. За что ни возьмутся крестьянин с женой - все у них ладится, да спорится. Где было пусто, там стало густо. Что за диво? Зато у богатого крестьянина хозяйство пошло вкривь и вкось.

Муж (злобно и ворчливо) Все оттого, что мы добра не бережем! Тому дай, этому одолжи. Нет, не так мы богаты, жена, не так богаты, чтобы о других думать. Гони-ка прочь со двора всех попрошаек!

Ведущий. Стали они гнать всех, кто приближался к их воротам. Но только удачи им все равно ни в чем не было.

Муж (задумчиво почесывая лоб) Может, едим мы слишком много или слишком жирно? (Приказывает жене) Верно, нужно нам по-иному как-то стряпню готовить! Пойди-ка ты к тем, что на другом берегу озера живут, да поучись, как стряпать!

Ведущий. Пошла старуха, а старик ждет-пождет.

Муж. Что, жена, набралась ума-разума? Узнала, отчего у них все в доме

ладится? - Говори скорей, каков их секрет!

Жена. Ну так слушай! Кто ни зайдет к ним во двор, того они привечают, за стол сажают да еще с собой дают. Бездомную собаку и ту накормят. И всегда от доброго сердца... Вот оттого, старик, им и удача.

Муж (с возмущением) Вот еще! Что-то не слыхал я, чтобы богатели оттого, что другим помогают. Ну да ладно, дай чего-нибудь, что похуже и поменьше. Но только уговор такой: пусть отработают потом. Не так мы богаты, чтобы раздавать свое добро даром.

Жена. Нет, уж если давать, то от чистого сердца и без всякого уговора, иначе не поможет.

Ведущий. Призадумался старик, покачал головою, да вдруг говорит

Муж. Чудные дела!.. Ну вот что, жена, остался у нас небольшой сноп необмолоченной ржи. Знаешь что, вынь-ка три колоса, да прибереги... для воробьев. Начнем с них!..

Песня о Рождестве.

6) Физминутка.











7) Усвоение нового материала.


Первые впечатления о прочитанном: 
- Какое произведение вы читали: рассказ, стихотворение, сказку, повесть? 
- К какому виду относится эта сказка? (авторская) 
- Кто главные герои сказки? Кто из них больше всего вам понравился? Почему? 

8) Рефлексия: Что интересного о жизни и творчестве З.Топелиуса вы узнали на уроке? 

1. Понравилось ли тебе на уроке?

2. Смог я ответить на все вопросы?

3. Понравилось ли тебе работать в группе?

4. Что показалось самым трудным на уроке для тебя?
9) Оценки. Стр.56. 1 – 2 часть, читать. Написать сочинение о доброте.





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
З. Топелиус "Три ржаных колоска"

Автор: Селимшаева Наталья Владимировна

Дата: 02.04.2016

Номер свидетельства: 313904

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "З. Топелиус "Три ржаных колоска""
    ["seo_title"] => string(29) "ztopieliustrirzhanykhkoloska1"
    ["file_id"] => string(6) "313906"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459576911"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства