У: Нам предстоит серьезная работа. Для этого в помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь! Пожелайте друг другу удачи!(хлопок в ладоши). У: Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости (на доске). Как вы это понимаете? Д: Мы совершаем поступки, оцениваем их с позиций добра и зла, приобретаем новые знания. У: Наши знания - это богатство, которое мы накапливаем и храним, а когда необходимо, используем. На сегодняшнем уроке вам как раз и понадобятся накопленные знания. (Слайд №1) «Теперь, когда мы научились летать, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». У: Эпиграф сегодняшнего урока - высказывание Бернарда Шоу. Проанализируем цитату и поразмышляем о том, что необходимо каждому человеку для жизни в окружающем его мире. Д: Взаимное уважение, понимание, сочувствие, сострадание, толерантность, согласие, мир сосуществование. У: Исходя из ваших высказываний, какой проблемный вопрос мы обозначим на уроке? Д: Как жить в мире (в обществе) людей? У: Постараемся найти ответ. У: Прослушаем фрагмент диалога отца и сына (чтение по ролям). (Слайд №2) −Пап! - сказал Илюша. - Мне тут приятель много интересного про охоту на медведя рассказывал. Можно нам будет вступить в «Общество охотников»? −И не жалко тебе будет зверушек убивать? - спросил папа. - Сейчас в интересах всего общества нужно оберегать живую природу. Лучше в «Общество защиты животных» запишитесь. −Я что-то совсем запутался в этих «обществах»! Ты говорил об одном обществе или о разных? −Ничего удивительного: слово одно, а смысл может быть разный. У: Что же такое «общество»! (Слайд №3) Д: Группа людей с общими интересами. У: Назовите синонимы этого слова Д: Совокупность, круг людей, социум, объединение. У: Когда интересы и желания людей не совпадают или противоречат ДРУГ Другу» то ... Д: Может возникнуть «конфликт». У: Синонимы... Д: Разногласие, столкновение. У: Как вы понимаете, что такое «компромисс»? Д: Попытка выслушать друг друга; сделать взаимные уступки; попробовать договориться. Синоним ... соглашение. У: Представьте, что вы пришли на концерт (звучит красивая музыка). Какие эмоции вы сейчас испытываете? Д: Положительные: радость, удовольствие, восхищение, восторг. (Слайд № 4) На слайде появляется надпись: «Музыка вызывает положительные эмоции. Музыканты поступают хорошо». У: Представьте, что уже поздний вечер, вы устали, завтра вам рано вставать. Вдруг ваш сосед-музыкант начинает громко играть ту же самую музыку, что вы недавно слушали на концерте. Какие эмоции вы испытываете сейчас? Д: Отрицательные: раздражение, недовольство, возмущение, негодование. (Слайд № 5) На слайде появляется ещё одна надпись: «Музыка вызывает отрицательные эмоции. Музыкант поступает плохо». У: Посмотрите на экран. Какое противоречие вы заметили? Д: Музыка одна и та же, но поступок музыкантов мы расцениваем, то как хороший, то как плохой. У: Какую цель урока определяет это противоречие? Д: Оценка уже совершённых поступков и тех, которые только намереваются совершить. (Слайд №6). У: Что и кто помогает человеку оценивать их поступки? (Слайд №7) Д: Внутренний голос, другие люди. У: А какие понятия регулируют отношения людей в обществе. Совесть Правила поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой. Способность человека решать, что хорошо, а что плохо. Умение отделять добро от зла Мораль Право (Покажете стрелочками, какие определения соответствуют словам в рамочках). У: Мы живём в обществе, в котором существуют определённые ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается. Пройти мимо бездомной собаки или накормить её. Навредить человеку или простить его. Человек делает выбор между добром и злом. Сейчас вы по группам напишите несколько важных правил поведения, которые необходимо соблюдать каждому человеку. Затем первая справившаяся группа читает свои правила, а остальные отмечают в своих записях знаком «+» те ответы, которые совпадают и озвучивают новые варианты. У: Правила, отмеченные «+» подтверждают, что существуют общие, принятые всем обществом правила поведения. У: Как называются общие, принятые всем обществом правила поведения? Д: Мораль (нравственные нормы поведения). У: Молодцы! Назовите синоним морали. Д: Нравственность. У: Назовите качества нравственного человека, который живёт в нашем обществе: добрый злой честный бессовестный добросовестный лживый трудолюбивый грубый вежливый безответственный справедливый жестокий внимательный У: Опираясь на написанное вами (10 правил и качества), попробуйте сформулировать одно, но самое важное правило. Д: «Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». Физкультурная пауза «Морские волны». (Слайд №8) Команда «Штиль» - все замирают. «Волны» - дети встают по очереди с интервалом в 2 сек., (сначала все сидящие за 1 -ми партами, далее за 2-ми и т.д. Последние парты встав, хлопают в ладоши). Затем в таком же порядке садятся. «Шторм» - выполняют те же действия, но быстро, друг за другом. Опять команда «Штиль». У: Так, к сожалению, и в реальной жизни: то штиль, то шторм, и человеку необходимо балансировать, чтобы достойно разрешать в любые жизненные ситуаций, оставаться честным прежде всего перед самим собой. (Слайд №9) У: Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»? Золотая монета, золотая брошь, золотое правило (на доске). Д: Золотое правило, потому что прилагательное золотой употребляется в переносном значении. У: Какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку? Д: Мы говорим о правилах поведения среди людей, об их нравственном выборе. У: Исходя из ваших гипотез, как звучит тема сегодняшнего урока? Д: «Золотое правило нравственности». (Слайд №10) У: Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с результатами таких поисков. Текст №1 «К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим». (Слад №11) Текст №2 «Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе» (Слайд №12) Текст №3 «В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». (Слайд №13) Так «золотое правило» вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. И сегодня остается главным правилом доброго человека. Самостоятельное чтение статьи по учебному пособию на стр. 42-43. У: По ходу чтения статьи я попрошу вас на полях страниц сделать карандашом следующие пометы: + «знаю» V «совершенно новая информация» ? «не понял» = «знал, но забыл» У: Поделитесь своими наблюдениями, используя ваши пометы. У: Почему появилось золотое правило? Д: Люди хотят знать, как нужно поступать в том или ином случае. У: Чему учат эти правила? Д: Быть добрым. Творить добро в жизни. Д: Думай о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло. Д: Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека. Д: Учат правильно жить. У: Вот так в разных местах разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Это правило названо золотым правилом нравственности. (Слайд №14) У: Как применять это правило в жизни? Можно ли составить алгоритм применения этого правила? Перечитайте последний абзац статьи. (Слайд №15) 1. Попытаюсь встать на место того человека, на которого будет направлено моё действие. 2. Каково будет мне, если со мной так поступят? 3. Хочу ли я, чтобы со мной так поступили? У: Большое начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в школе, в общественных местах, наедине с собой и т.д. У: Давайте вернёмся к проблеме урока. Что мы хотели сегодня выяснить? Как люди выстраивают свои отношения? Игра «У кого доводов больше?» Игра «Какой Я?». (У детей рисунки человечков и цветные карандаши) У: Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет — зеленый. У: Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный. У: Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков. А для того, чтобы красных кружочков было больше, нужно работать над собой, а именно:... (Слайд №16). Расспроси своих близких о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности. |