Золотое правило этики. ОРКиСЭ (модуль основы православной культуры)
Золотое правило этики. ОРКиСЭ (модуль основы православной культуры)
Учащиеся 4 класса на уроке основы религиозных культур и светской этики (модуль основы православной культуры) знакомятся с золотым правилом этики. Золотое правило гласит "«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Планируемые результаты урока:
а) предметные : познакомиться с формулировкой «золотого правила этики», узнать о Евангельском контексте этого правила.
б) личностные : формировать способность слушать и слышать других людей.
в) УУД :
Познавательные : дать представление об этике, этичном поведении.
Регулятивные : развивать умение прогнозировать последствия своих поступков и других людей, уметь анализировать собственную деятельность на уроке.
Коммуникативные : развивать логическое мышление, память, речь; уметь формулировать собственное мнение и рассуждать о добре и зле.
Личностные : воспитывать чувство любви к ближнему; умение работать в коллективе; развивать самостоятельность и оригинальность мышления, дисциплинированность.
Виды деятельности : беседа, комментированное чтение, взаимооценивание, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Основные термины и понятия : этика, христианская этика, нравственность, милосердие, ближний, любовь, раскаяние, «золотое правило этики» , неосуждение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Золотое правило этики. ОРКиСЭ (модуль основы православной культуры) »
Основы религиозных культур и светской этики
(модуль «Основы православной культуры»)
4 б класс, программа «Школа 2100», учитель Евдокименкова С.А.
Тема урока: Золотое правило этики.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты :
а) предметные : познакомиться с формулировкой «золотого правила этики», узнать о Евангельском контексте этого правила.
б) личностные : формировать способность слушать и слышать других людей.
в) УУД :
Познавательные : дать представление об этике, этичном поведении.
Регулятивные : развивать умение прогнозировать последствия своих поступков и других людей, уметь анализировать собственную деятельность на уроке.
Коммуникативные : развивать логическое мышление, память, речь; уметь формулировать собственное мнение и рассуждать о добре и зле.
Личностные : воспитывать чувство любви к ближнему; умение работать в коллективе; развивать самостоятельность и оригинальность мышления, дисциплинированность.
Методы обучения : проблемный, поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся :
индивидуальная;
групповая;
коллективная.
Оборудование : компьютер, проектор, презентация , учебник А.В. Кураева «Основы православной культуры» 4-5 классы.
Виды деятельности : беседа, комментированное чтение, взаимооценивание, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Основные термины и понятия : этика, христианская этика, нравственность, милосердие, ближний, любовь, раскаяние, «золотое правило этики» , неосуждение.
Ход урока :
I. Организационный момент.
II. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
- Давайте вспомним, о чём же мы говорили на прошлом уроке?
- Да, правильно о милосердии. Как вы понимаете, что же такое милосердие?
В минуту, когда человек попал в беду, надо забыть все обиды и протянуть ему руку помощи. Готовность помочь другому человеку, не ожидая награды, и готовность простить того, кто поступил с тобой плохо.
- Какие пословицы, поговорки вы подготовили на данную тему?
Молодцы, вы ответственно выполнили свою работу.
IIl. Беседа. Выявление восприятия, мотивация.
А теперь послушайте басню и дайте оценку содержания.
«Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало. Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ. Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу. Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?» – Я. – А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же». (По книге «Классическая басня».)
У.: Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?
Д.: В жизни каждому нужно быть дружелюбным.
Д.: Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и слова людей.
Д.: И зло обернётся к тебе тоже.
Д.: Нам часто говорят, что людей обижать нельзя. Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились.
У.: Очень хорошая мысль. Но когда и где появилось это высказывание?
Ответ на это вопрос возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делай другим того, что сам считаешь злом». Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (Учитель Кун), который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших». «Только добро ведёт к счастью». В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».
А Иисус Христос сказал: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
У. :В разных уголках земли, на разных языках, но у всех было одно желание:
ПОСТУПАЙТЕ С ЛЮДЬМИ ТАК, КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ С ВАМИ ПОСТУПАЛИ.
У.: Вот так говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Это правило названо золотым правилом этики. Оно основано на таких человеческих ценностях, как справедливость и милосердие.
- В каком значении употреблено здесь слово «золотое» ?( переносное значение)
- А что такое этика? Сделайте свои предположения.
- «Этика» – система норм нравственного поведения человека.
- Чему учит золотое правило?
Д.: Быть добрым. Творить добро в жизни.
Д.: Думай о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло.
Д.: Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека.
Д: Учат правильно жить.
Прежде чем сделать что-либо, нужно оценить последствия поступка и задать вопрос: «Каково было бы мне, если бы так поступили со мной?»
Это и есть главное правило человеческих отношений. А выглядит оно так: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». В другом виде оно звучит еще так: «Не делай другим того, чего не хотел бы для себя».
IV. Усвоение новых знаний, способов учебных действий.
1.Работа по картине Поленова В. Д. «Христос и грешница»
- Большое внимание в Православном учении уделяется вопросам осуждения и неосуждения грехов.
-А как вы считаете, нужно ли осуждать человека за совершенный им поступок?
-А теперь мы попробуем разобраться в том, что говорит об этом православное учение.
- Как называется репродукция с этой картины? (В. Поленов «Христос и грешница».) (Ответы детей)
- Кто изображен на репродукции картины В.Поленова ? (Ответы детей)
- Найдите здесь Христа. Почему он окружен людьми? (Ответы детей)
- Найдите здесь грешницу. Почему вы так считаете? (Ответы детей)
- Что здесь происходит? (Ответы детей)
- Женщину ведут на суд. Предположите. Почему? (Ответы детей:)
- Были в Иудее строгие правила. И по закону того времени ее могут побить камнями до смерти.
-Предположите ,что произойдет, если изобразить следующий момент? (Ответы детей)
Чтение учителем: «Христос не стал призывать людей нарушить закон. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит из вас, кто сам не согрешил».
- Как вы думаете, сколько камней полетело? (Ответы детей)
- Чтение учителем: «Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И все тихо разошлись». В нее не полетел ни один камень…
- Почему же осуждение в Православном учении о человеке - это плохо?
(Ответы детей: потому, что люди сами не безгрешны; сами совершают порой дурные поступки)
2. Работа с учебником.
Чтение статьи в учебнике с 47.
-Как вы понимаете слова «Осуждение слишком упрощает мир и человека?»
Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Что то сегодня может не получаться, а завтра всё выполнишь отлично. Разве это неудачник?
Иногда мы поступаем некрасиво, сделав какой -то плохой поступок. Неужели мы тогда не сможем сделать что то замечательное? Даже хулиган может стать героем, сделав какой то хороший поступок.
-Что такое неосуждение? Неосуждение — это различение оценки поступка и оценки самого человека.
-Можно ли сказать о человеке, который солгал что он плохой человек во всем?
Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» — я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я поставлю на нем клеймо.
-Значит ли это, что он никогда не совершит ничего хорошего?
Великий пример неосуждения дал нам святой Серафим Саровский. Однажды подошли к старцу три неизвестных человека, одетые по-крестьянски, и приступили с требованием денег. Они думали, что у него их много: «К тебе ходят мирские люди и носят деньги». Серафим ответил им, что он «ни от кого и ничего не берёт». Они не поверили и напали на него, стали жестоко бить. Преподобный Серафим решил претерпеть всё, чтобы потом не было на нём никакой вины, хотя от природы был сильным. Разбойники, избив его до бесчувствия, стали обыскивать келью старца, в своём упорстве даже разломали печь, разобрали пол, но ничего не нашли, кроме икон да нескольких картофелин. Тогда они поняли, на кого подняли руку, опомнились от злой, убийственной корысти, овладевшей ими, и в страхе побежали прочь. Серафим же, придя в себя от страшных побоев, помолился Богу, чтобы Он простил разбойников, и поблагодарил Его за то, что сам не осудил их. Злодеи же впоследствии просили у него прощения и каялись.
- Почему так поступил Серафим Саровский?
Д.: Серафим Саровский простил этих людей, потому что был милосердным и сострадательным. Он понял, что они покаялись в своём поступке.
У.: Имейте в виду, что все люди разные. Поэтому не стоит понимать золотое правило буквально.
То есть если Вы сейчас хотели бы послушать музыку, это не означает, что того же хочет Ваш сосед.
Золотое правило требует более тонкого подхода.
Любите не только других людей, но и себя самого. Проявляйте по отношению к самому себе понимание, любовь и заботу. Разумеется, не в ущерб окружающим.
Золотое правило делает нас всех выигравшими. На смену напряженным отношениям приходят уважение и гармония – как в семье, так и в школе.
V. Итог урока
- Давайте вспомним, как же звучит золотое правило этики для православных христиан.
У. -Золотое правило этики, которому следуют христиане, наложило свой отпечаток на традиции русской семьи. Семья традиционно скреплялась большим нравственным авторитетом, которым пользовался глава семьи- отец. Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили во взаимную любовь. Ругань, зависть, сквернословие считались грехом, неприемлимым в отношениях между членами семьи. Сварливость и неуживчивость, как свойства характера считались наказанием судьбы и вызывали жалость. Очень мудрыми и поучительными были отношения к таким людям в русской семье. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать.
-Что нового вы сегодня открыли для себя?
VI. Рефлексия.
В заключение урока я вам предлагаю поиграть в игру.
Игра: «Какой я?»
(У детей рисунки в форме сердечка и цветные карандаши)
— Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте в сердечке красный кружок, если нет — чёрный.
— Что у вас получилось? Не пугайтесь, что оно у вас такое пестрое, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы вы могли нарисовать в своем сердечке как можно больше красных кружочков.
А следовательно и проявлять это в своих поступках, делах, отношениях к людям.
У. : Какие же пословицы, которые вы подобрали дома, подходят к золотому правилу этики?
VII. Домашнее задание:
Прочитать врезку на стр. 47 и поразмышлять вместе с родителями на тему:
Как вы понимаете цитату из Евангелия: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь»?
Приложение 1.
В.Поленов «Иисус и грешница. Кто из вас без греха?» 1888
Сюжетом этого полотна послужила легенда о Христе и грешнице, описанная в Евангелии от Иоанна, в главе VIII. Там говорится: «Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставивши ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедовал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».