Цель:создать условия для ознакомления учащихся с произведением Д. Хармса и Н. Гернет, совершенствованию навыков осознанного и выразительного чтения, дикции, развития и обогащения речи, памяти, логического мышления, эмоциональной сферы, привитие интереса к литературному творчеству.
Задачи урока:
образовательные:
- познакомить с творчеством Д. И. Хармса, Н. Гернет;
- учить отвечать на вопросы;
- учить разгадывать анаграммы;
- учить выразительному чтению;
развивающие:
- создать условия для развития внимания к слову;
- создать условия для развития речи, воображения, мыслительной деятельности учащихся;
- создать условия для развития эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости;
- создать условия для развития умения интонацией передавать эмоции и настроения героев стихотворения, свое отношение к происходящему.
воспитательные:
- учить общаться с одноклассниками в парах;
- создать условия для развития навыков совместной деятельности;
- создать условия для развития доброжелательного отношения друг к другу;
- создать условия для формирования осознания важности речи для общения с собеседниками;
- воспитывать любовь к поэзии, литературе;
- воспитывать грамотного читателя.
Тип урока: решение учебной задачи. Урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке.
Предметные:выразительное чтение стихотворения с использованием интонации соответствующей смыслу содержания текста, определять настроение. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).
Метапредметные. Регулятивные: учащиеся должны понимать и принимать, сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Познавательные:Общеучебные: способствовать формированию умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, пользоваться приемами слушания.
Логические: разгадывают анаграммы, выделяют существенную информацию из стихотворения, характеризуют героев.
Коммуникативные: умеют использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные: понимают ценностные ориентиры и значимость учебной деятельности.
Оборудование:
фотографии поэтов;
карточки с таблицами слогов и скороговорок;
карточки со стихотворением для парной работы;
аудиозапись песни Д. Хармса, Н. Гернет «Очень-очень вкусный пирог» (нетбук или магнитофон для прослушивания);
карточки самооценки
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Организация начала урока и психологический настрой.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
- Посмотрите-ка, ребятки.
На парте всё у вас в порядке?
Мы гостям сейчас кивнём,
Чтения урок начнём.
Самостоятельно контролируют готовность.
Мотивация к учебной деятельности
- Нам еще понадобится хорошее настроение и внутренняя установка: у меня все получится!
Эмоциональный настрой.
II. Речевая разминка
Дыхательная гимнастика.
Упражнения для органов артикуляции.
Чтение слогов.
Работа со скороговоркой.
Бобер в бору затеял бал, Бобер на бал гостей созвал.
Выполняют упражнения на постановку дыхания и развития средств выразительной речи.
III. Актуализация знаний
Беседа о биографии поэта.
- У меня на доске портрет. Кто этот человек?
- Есть такие писатели произведения, которых намного переживают их самих. К их числу принадлежит и Д. Хармс. Несмотря на то, что умер более 70 лет назад он остаётся одним из популярных поэтов для детей.
- Какой раздел мы с вами изучаем?
- Какие произведения этого автора вы запомнили?
-Вам в помощь анаграммы, которые помогут вспомнить его стихи.
РАИ Г РНУВ ЕЛЕСЁВЫ ИЖЧИ ТОЧ ТЭО ЛЫОБ
Раасказывают, что запомнили о жизни Д. Хармса.
Разгадывают анаграмму, объясняют способ отгадки
IV.Самоопределение к деятельности.
Знакомство с авторами произведения. Помощь в постановке учебной задачи.
- Сегодня мы познакомимся с новым произведением. Как выдумаете, что нам предстоит сегодня читать?
- Что предстоит нам сделать на уроке?
Высказывают своё мнение. Определяют вид жанра, доказывают своё мнение
Познакомимся с новым произведением. Мы будем совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения.
Учиться понимать настроение и мысли поэта.
V.Знакомство с новым произведением
Подготовка к первичному восприятию текста
Заинтересовать учащихся чтением данного произведения
- Мы посмотрим на это произведение и вы скажете к какому виду литературного жанра оно относится.
- Как узнаём стихи на слух?
Бобёр в лесу затеял бал.
Бобёр на бал гостей созвал:
Белочки во флейты дуют, польку бабочки танцуют,
Даже тихий барсучок
Туфельками чок да чок! А. Пудваль
-Что особенного увидели на листах?
Вывесить портрет Н. Гернет. Кратко познакомить с её деятельностью.
Писатель, сказочник. Детство прошло в Одессе, у самого моря. Нина Владимировна работа журнале для «Чиж». В редакции создалась фантастическая творческая атмосфера, где от малейшей искры шла цепная реакция выдумок, розыгрышей, стихов, рисунков… А «поджигательницей», как говорят, чаще всего оказывалась именно одесситка Нина Гернет. Самое трудное было направить эту вольную стихию в нужном для журнала направлении. Но у Гернет это получалось, и «Чиж» был в то время лучшим детским журналом в мире.
Высказывают своё мнение.
Определяют вид жанра, доказывают своё мнение.
(Расположены столбиком, есть рифма -созвучие стихотворных строк).
Замечают особенности: нет названия, два автора, не хватает слов.
Vl. Постановка проблемы.
-Кто догадался, что нам предстоит сделать?
- Но у этого стихотворения есть еще маленькая загадка. Д. Хармс писал стихи-загадки с неоконченными строчками. Недоговоренностью в стихах, поэт высказывает надежду, что его будут читать догадливые, умные дети. Предлагаю потренироваться. Я буду читать рифмованные строчки , а недостающие слова вы будете подсказывать мне хором. Попробуем?
Жил человек рассеянный
На улице…….
А ведь это было так
Написал стихи ……….
Вот водитель спозаранку
Крутит круглую ……
А в стихах у Хармса Мишка отправляется в полёт,
Потому что этот Мишка был советский ……
У него же сняв очки,
Думал дядя про ………..
Весной венки из одуванчиков
Плетут, конечно, только …..
Коньком на льду чертили стрелочки,
В хоккей играли только….
Высказывают своё мнение.
Намечают план действий.
Наличие первичной эмоциональной реакции на текст.
Проверка первичного восприятия текста
Заканчивают строки.
Физкультминутка
Организует отдых детей.
-Мы сейчас все дружно встанем. И немножко отдохнем.
Выполняют упражнения.
VII. Работа с текстом.
Проверка первичного восприятия текста
Предлагает выполнить работу в паре.
Консультативная помощь.
Организует проверку текста по аудиозаписи, обращает внимание детей на интонацию, с которой читает артист.
Словарная работа (бал - большой танцевальный вечер).
-Соотнесите название и содержание стихотворения. Как они согласуются? Что вызывает у вас улыбку? Бывают ли такие случаи в жизни? С какой интонацией нужно произносить название?
Читают в паре, вставляют слова, озаглавливают.
Проверяют, оценивают свою работу.
Объясняют смысл слова, при необходимости, обращаются к словарю.
Вторичное восприятие произведения.
Повторное чтение. Задание: по чтению, определить, какие чувства переживает герой.
-Давайте прочитаем это стихотворение выразительно. А для этого представим себе, что чувствовал его герой – человек, пригласивший к себе гостей.
– Вы заметили, ребята, что стихотворение можно прочитать по-разному. В зависимости от выбора внутреннего состояния героя меняется интонация.
– Представим себе, что герою стыдно, что не хватило сил дождаться гостей, пирог оказался таким вкусным, что он и сам не заметил, как все съел, а когда пришли гости, не знает, куда деваться. – А может быть, он так рассердился на гостей, что специально все съел и последние строчки произносит с удовлетворением. – Читайте стихотворение по строфам и постарайтесь передать его внутренний монолог, о чем он думает, что чувствует, произнося каждую строфу.
Предложить детям прослушать это произведение в виде песни.
Самостоятельное чтение текста.
3-4 человека читают выразительно.
Слушают, подпевают.
VIII. Рефлексия. Итог урока
Подводит итог урока.
- Вы сегодня на уроке почувствовали себя соавторами настоящих поэтов?
- Стихотворение каких поэтов изучали на уроке?
-Справились ли мы на уроке с поставленными целями?
-Всем сегодня было интересно на уроке?
-Что вам особенно понравилось? Какие трудности вы испытали?
Оцените свою работу. Напомнить критерии оценивания.
- Кого из ребят вам хочется сегодня особо отметить.
Высказывают своё мнение.
Поднимают карточки – смайлики (это карточки с грустными, весёлыми и безразличными выражениями).
IX. Домашнее задание.
Что бы вы предложили для домашнего задания? – Я бы предложила выучить наизусть стихотворение, чтобы мы могли спеть его вместе с певцами. Спасибо за урок!