Просмотр содержимого документа
«Знакомство с произведением Г. Д. Харлампьева "Жадная сорока"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная школа № 78»
Урок чтения и развития речи
«Жадная сорока»
Геннадий Дмитриевич Харлампьев.
для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
4 класс
Учитель:
Мальцева Н.П.
Новокузнецк
«Жадная сорока» Геннадий Дмитриевич Харлампьев.
Коррекционно-образовательные: познакомить с первой частью рассказа Харлампьева «Жадная сорока», закрепление признаков зимы.
Коррекционно-развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, памяти посредством чтения наизусть стихотворения «Снежная баба» Саши Чёрного; развитии навыка сознательного, беглого, выразительного чтения.
Коррекционно-воспитательные: прививать интерес к уроку чтения; воспитывать заботливое отношения к живой природе, умение слушать и слышать учителя и других учеников.
Ход урока
I.Организационный момент: (слайд 1)
Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы читать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики.
II. Работа с сюжетными картинками времен года. (слайд 2)
-Какая картинка здесь лишняя и почему?
-Какие зимние месяцы вы знаете?
-Какие знаете признаки зимы?
-В какие игры играют дети зимой?
-Самый главный зимний праздник?
Логопедическая минутка. (слайд 3)
Оз – оз – оз – наступил мороз
Су – су – су – очень холодно в лесу.
Шо – шо – шо – на лыжах хорошо.
- О каком времени года наша скороговорка? (о зиме.)
- Как нужно читать стихи? (Громко, четко, не спеша, выразительно)
VI. Сообщение темы урока.
-Сегодня мы с вами начнем читать рассказ, который тоже связан с зимой. Соотнесите цифры и букву и у вас получится его название. (рассказ «Жадная сорока»)
8
1
5
15
1
33
19
16
18
16
12
1
ж
а
д
н
а
я
с
о
р
о
к
а
Знакомство с автором (слайд 5, 6,7)
Учился в восьмилетней школе. После окончания школы поступил Московский художественный техникум. Был призван в армию на срочную службу. Принимал участие в Великой отечественной войне.
Пилеш пришел в чувашскую литературу как мастер детских рассказов. Затем Герасим Дмитриевич написал повести и романы. В чувашских театрах и ныне с радостью ставят его пьесы.
V. Исследовательский метод. (слайд 8, 9)
Ребята, давайте поговорим о сороке и проведем исследовательский метод.
Сорока – это кто? Сорока – птица.
Докажите, что это птица, а не зверь? ( У нее есть крылья и она летает)
Чем она отличается от других птиц? (Формой тела, цветом, размером, голосом)
Вот мы с вами исследовали – сороку.
VI. Словарная работа. (слайд 10)
-Я прочитаю 1 часть, вы же мне после прочтения должны будете ответить на вопрос. Каким был главный герой?
Красногрудые – красная грудь,
Пиршество – пир.
Чтение трудных слов
Кра-сно-гру-ды-е – красногрудые,
Взо-брал-ся - взобрался
Физкультминутка.
«Елочки - пенечки»
VII. Чтение текста учителем.
Давайте вспомним, о каких птицах говорится в рассказе. (загадки о птицах)
-Для чего человек соорудил птичий домик?
-Что он положил на него?
-Каким по характеру был главный герой?
-А вы помогаете птицам зимой?
VIII. Чтение текста детьми по цепочке по 1 предложению.
Игра «Небо, Земля» ( По команде - Земля учащиеся читают, Небо- учащиеся поднимают голову вверх. Далее по команде -Земля учащие продолжают с того места где остановились)
IX. Разминка для глаз
«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза) «Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты) «Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки) «Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами) «Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз) «Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Игра «Найди в рассказе»
(На экран выводится картинка. Учащиеся должны найти эпизод к картинке.)
X. Итог урока.
-Какой рассказ начали читать?
-Чему он вас научил?
-О каком времени года мы говорили сегодня?
- какой главный праздник мы отмечаем зимой?
- что является символом Нового года? (на доску вывешивается елка сделанная детьми из ладошек)