- познакомить учащихся с произведениями А.Толстого, С.Есенина, В.Брюсова, И.Тоемаковой.
- работать над выразительностью чтения и совершенствовать технику чтения;
- формировать у учащихся умение подтверждать свои ответы текстом из учебника;
- пробуждать познавательную активность.
Развивающие:
- формирование личностных УУД: осознание детьми в потребности чтения предложения (УУД смыслообразования);
- формирование регулятивных УУД: осознание цели чтения перед прочтением первичного и вторичного чтения; контроль и самоконтроль за правильностью чтения других учеников; рефлексивная оценка результатов деятельности на уроках чтения; рефлексивное осознание границ знания и незнания на этапе подготовительной беседы; действие коррекции, при исправлении своих или чужих ошибок в процессе чтения.
- формирование познавательных УУД: развитие мыслительной операции анализа при анализе художественных текстов;
- развитие логического УУД синтеза на этапе обобщающей беседы по произведению;
- извлечение информации из текста;
- понимание идеи произведения на этапе первичного анализа стихотворения.
- формирование коммуникативных УУД: умение формировать свою точку зрения на этапах первичного и вторичного чтения, а также при обобщающей беседе; развитие грамотной, правильной речи при ответе на вопрос учителя; формирование воображения.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, умение чувствовать красоту слов; желание больше читать произведений писателей о природе.
Оборудование для учителя: учебник по литературному чтению 2 класс, презентация, плакат дерева, образцы осенних листьев.
Оборудование для учащихся: учебник по литературному чтению, рабочие тетради на печатной основе, пенал, дневник.
План урока:
Организация класса. (5 мин).
- приветствие детей;
- эмоциональный настрой на урок;
- готовность детей к уроку;
- речевая разминка.
2. Проверка домашнего задания.( 6 мин)
3. Подготовительная работа. (10 мин).
- постановка целей урока;
- деление на группы.
4. Изучение новой темы. ( 8 мин).
- Чтение и анализ поэтических произведений (работа в группах).
- ответ каждой группы.
5. Обобщающая беседа по произведениями (3 мин)
6. Рефлексия. (2 мин)
7. Домашнее задание. (1 мин)
Ход урока:
Организационный момент.
У: здравствуйте, ребята!
( дети встают, приветствуют учителя)
У: с добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!
У: ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения и хорошего дня.
( дети улыбаются друг другу).
У: дети, а сейчас давайте проверим, все ли у вас готово к уроку. Я буду называть учебные принадлежности, а вы кладите раку на этот предмет. Итак, на уроке нам понадобится: учебник по литературному чтению, рабочая тетрадь, пенал, дневник.
У: Все готовы начать урок?
Д: да!
У: а начнем мы его с речевой разминки.
Упражнение для развития речевого аппарата, чистоговорки.
Ту-ту-ту – молоко налью коту.
Ти-ти-ти – съели кашу мы почти.
Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
То-то-то –поиграли мы в лото.
Ать-ать-ать – мы пойдем с тобой гулять.
Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.
Бу-бы-ба – из окна торчит труба.
Проверка домашнего задания.
У: ребята, кто мне скажет, что было задано к этому уроку?
Д: выразительное чтение стихотворения А.Фета «ласточки пропали». И отвечать на вопросы из учебника к данному стихотворению.
У: понравилось вам это стихотворение?
Д: да.
У: про что это стихотворение?
Д: про осень.
У: по каким признакам ты узнал, что в стихотворении изображена осень?
Д: ласточки пропали, с вечера все спится, на дворе темно, лист сухой валится, раскричавшись к югу журавли летят..
У: найдите строки, в которых изображаются картины, живописно рисующие осеннее замирание природы.
( дети читаю ответ на вопрос).
У: какие строки стихотворения передают радость ожидания зимы? Как их надо прочитать?
Д: эти строчки нужно прочитать с чувством радости и с чувством большого ожидания. Лучше б снег да вьюгу встретить грудью рад!
У: пожалуйста, кто готов выразительно прочитать нам этот стих?
( дети читают стихотворение, спросить 2-3 человека).
Учитель оценивает ответ учеников.
Подготовительная работа.
У: сегодня на уроке мы поработаем в группах. Объединяемся в команды по 7 человек.
( дети садятся по группам).
У: сегодня на уроке нам предстоит познакомится с произведения, которые объединяет одна общая тема. Как вы думаете, какая?
Д: тема осени.
У: Конечно. О чем же еще можно говорить сейчас, когда осень в самом разгаре. Но мы сегодня остановимся на одном из явлений природы, происходящем осенью. Что это за явление, мы узнаем, отгадав загадку:
Золотыми монетками
Двор усыпан.
Д: листья.
У: а как называется явление?
Д: листопад.
У: правильно, тема нашего урока «Осенние листья». Ребята, а какое настроение вызывает у вас листопад?
Д: радостное, веселое, листья летают, опадают и др.
У: а давайте с вами посмотрим, какое настроение вызывает листопад у поэтов, узнаем, что чувствуют поэты, наблюдая за листопадом, как они его описывают в своих произведениях. Сейчас мы отправляемся собирать опавшие листья. Капитаны команд подойдут к доске и возьмут понравившийся ему листик.
(На доске плакат с деревом и листьями, на которых написано стихотворения. Какое капитан выбрал, с тем и будет работать его команды).
Как только капитан выбрали стихотворение, учитель раздает конвертик с заданиями к этому стиху, которые группа должна сделать и после ответить.
Изучение новой темы.
Чтение и анализ поэтических произведений ( работа по группам).
1группа: А.Толстой «Осень».
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Вопросы группе.
Где поэт наблюдает осеннюю картину?
О чем он сожалеет?
Какое слово помогает представить осенние листья?
Так какое же настроение испытывает поэт?
2 группа: С.Есенин «Закружилась листва золотая»
Закружилась листва золотая.
В розоватой воде на пруду
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Вопросы группе:
С чем сравнивает поэт золотую листву?
Как выглядит пруд?
Почему вода розовая?
Так какое же настроение создает это стихотворение? Передайте его при чтении.
3 группа: В.Брюсов «Сухие листья»
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром, кружат, шуршат,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?
Вопросы группе.
С помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев?
Какие сочетания слов повторяются?
Какой ветер в данном стихотворении?
4 группа: И.Токмакова «Опустел скворечник».
Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят...
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Вопросы группе:
Объясни, как ты понимаешь выражение «листьям на деревьях тоже не сидится».
Какое настроение создает это стихотворение? Передай его при чтении.
Составь 2 вопроса к данному стихотворению.
Ответы групп.
1 группа:
Где поэт наблюдает осеннюю картину?
Д: у себя в саду.
О чем он сожалеет?
Д: что пришла осень.
Какое слово помогает представить осенние листья?
Д: пожелтелые.
Так какое же настроение испытывает поэт?
Д: настроение грусти, печали.
2 группа.
С чем сравнивает поэт золотую листву?
Д: поэт сравнивает золотую листву с бабочками.
Как выглядит пруд?
Д: пруд выглядит немного розоватым.
Почему вода розовая?
Д: потому что в ней отражается небо, деревья.
Так какое же настроение создает это стихотворение? Передайте его при чтении.
Д: настроение спокойствия.
3 группа.
С помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев?
Д: звуки с, х, ж, ш.
Какие сочетания слов повторяются?
Д: сухие листья, тусклый ветер и кружат
Какой ветер в данном стихотворении?
Д: ветер в данном стихотворении тусклый.
4 группа.
Объясни, как ты понимаешь выражение «листьям на деревьях тоже не сидится».
Д: листья начинают опадать с ветвей.
Какое настроение создает это стихотворение? Передай его при чтении.
Д: настроения одиночества, грусти.
Составь 2 вопроса к данному стихотворению.
Обобщающая беседа.
У: молодцы, ребята, каждая группа хорошо подготовилась и выполнила все задания.
У; итак, о чем же мы говорили сегодня на уроке?
Д: об осенних листьях. И о том, какие чувства вызывает листопад на поэтов и как это отражается в их произведениях.
У: понравились ли вам стихотворения, которые мы прочитали сегодня?
Д: да, понравились.
Рефлексия.
У: продолжите предложение:
На сегодняшнем уроке я узнал…
Д: много новых стихотворений об осени.
На этом уроке я похвалил бы себя за…
Д: за активность.
После урока мне захотелось…
Д: понаблюдать за листьями.
Сегодня я сумел…
Д: ответить на все вопросы.
У: ребята, все кто читал стихотворение и отвечал на вопросы, получили за урок оценки.
Домашнее задание.
У: открываем дневники и записываем домашнее задание.
Нарисовать рисунок по стихотворению, которое вам понравилось.
У: урок закончен. Всем спасибо за работу!
1группа: А.Толстой «Осень».
Вопросы группе.
Где поэт наблюдает осеннюю картину?
О чем он сожалеет?
Какое слово помогает представить осенние листья?
Так какое же настроение испытывает поэт?
2 группа: С.Есенин «Закружилась листва золотая»
Вопросы группе:
С чем сравнивает поэт золотую листву?
Как выглядит пруд?
Почему вода розовая?
Так какое же настроение создает это стихотворение? Передайте его при чтении.
3 группа: В.Брюсов «Сухие листья»
Вопросы группе.
С помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев?
Какие сочетания слов повторяются?
Какой ветер в данном стихотворении?
4 группа: И.Токмакова «Опустел скворечник».
Вопросы группе:
Объясни, как ты понимаешь выражение «листьям на деревьях тоже не сидится».
Какое настроение создает это стихотворение? Передай его при чтении.