Интерактивная доска, справочные страницы учебника «Какого рода и числа слово», раздаточный материал (карточки со словами для классификации, опорная схема «Алгоритм решения орфографической задачи написания ь на конце существительных в начальной форме после букв шипящих звуков, «Лестница успеха» для рефлексии), видеоматериал для проведения физкультминутки.
1. Организационный момент. 1 мин.
2. Минутка чистописания. 3 мин.
3. Актуализация знаний учащихся (повторение известных знаний о работе ь). 5 мин.
4. Постановка учебной проблемы. Выявление нового опасного места при письме. 5 мин.
5. Постановка цели и определение образа результата. Определение критериев оценки результата. 3 мин.
6. Разработка плана достижения цели. Формулировка нового правила. 7 мин.
7. Физкультминутка. 2 мин.
8. Фиксация результата. Создание схемы-памятки и упражнение в применении нового правила для решения орфографической задачи. 15 мин.
9. Рефлексия. 3 мин.
10. Домашнее задание. 1 мин.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование |
1. Организационный момент | Приветствие детей, создание позитивного настроя на учебную деятельность. | Проверяют свою готовность к уроку. | Волевая саморегуляция (регулятивные УУД). |
2. Минутка чистописания | Сегодня на уроке мы будем писать цепочку букв, но сначала вам нужно её закончить ( Ж, Ш, Щ, …). Что объединяет эти буквы? Запишите эти буквы в соблюдая заданную последовательность 3, 1, 4, 2, 1, 3, 2, 4, 1, 2. | Дети высказывают свои предположения (буквы, обозначающие шипящие звуки), добавляют в ряд недостающую букву Ч и записывают буквы в тетрадь в указанной последовательности. | Анализ, сравнение и классификация (логические УУД). Выполнение задания по заданному алгоритму (регулятивные УУД). |
3. Актуализация знаний (повторение известных знаний о работе ь) | 1. Ребята, распределите, пожалуйста, слова данные на карточке (семья, пальто, шьют, беречь, июнь, стеречь) на группы. Задание дифференцированное. Первой группе даём задание без подсказок. Второй группе в предложенных словах выделяем букву ь цветом). Третьей группе к выделению ь цветом добавляем подсказку, что групп должно получиться три. | Дети делят слова на группы в соответствии с работой ь в каждом из слов, объясняют своё решение. Пальто, июнь — ь обозначает мягкость впереди стоящего слова; семья, шьют — ь разделительный; беречь, стеречь — ь указывает на неопределенную форму глагола. | Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации. Выдвижение гипотез, их обоснование (логические УУД). Умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении (коммуникативные УУД). Умение сравнивать результат своей деятельности с заданным эталоном (регулятивные УУД). |
4. Постановка проблемы. Выявление нового опасного места при письме. | А как вы думаете, может ли ь выполнять ещё какую либо работу. Сегодня на уроке мы с ней познакомимся. Как вы думаете, для чего нам это нужно? Ребята, я предлагаю вам сравнить слова мышь и малыш. Что у них общего? А теперь сравните последние звуки в этих словах. Дайте, пожалуйста характеристику этому звуку. А теперь я предлагаю вам сравнить как один и тот же звук в этих словах обозначен на письме (показывается образец записи этих слов). Что интересного вы заметили? Мы, действительно, столкнулись еще с одним опасным местом. Какая перед нами возникла проблема? | Наверное, да. Нужно знать все о работе ь для того, чтобы научиться решать новые орфографические задачи. Это имена существительные. Оба слова употреблены в начальной форме. Звук одинаковый [ш]. Он согласный, твёрдый, непарный, глухой, парный, шипящий. Сравнивают написание слов, обозначение звука [ш] буквами. Делают вывод, что один и тот же звук в словах обозначен по разному. Значит шипящий звук на конце существительных — это опасное место. Ответить на вопрос, когда на конце существительных в начальной форме после букв шипящих звуков пишется ь, а когда нет. | Умение устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностные УУД). Анализ, сравнение (логические УУД). Умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении (коммуникативные УУД). Постановка проблемы (общеучебные УУД). |
5. Постановка цели и определение образа результата. Определение критериев оценки результата. | А для чего нам нужно ответить на этот вопрос? А что нам нужно для того, чтобы решить орфографическую задачу? Что же должно стать результатом нашего открытия? | Чтобы научиться решать новую орфографическую задачу и научиться писать грамотно. Нужно знать правило. Правило написания ь на конце существительных в начальной форме после букв шипящих звуков? | Выделение и формулирование учебной цели (общеучебные УУД). Умение устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностные УУД). |
6. Разработка плана достижения цели. Формулировка нового правила. | А как вы думаете, как разобраться, почему в слове мышь нужно писать ь, а в слове малыш не нужно. Давайте попробуем. Но, наверное, одной пары слов нам будет не достаточно, поэтому я предлагаю увеличить количество слов. Поможет вам это сделать упражнение №503 в тетрадях-задачниках. Предлагаю вам выполнить эту работу в парах и попытаться вывести новое правило самостоятельно. Какой вывод вы можете сделать о написании ь на конце существительных начальной формы после букв шипящих звуков? Давайте проверим, правильные ли мы сделали заключения. Откроем учебники и познакомимся с правилом на с.73. | Сравнить эти слова и найти, чем они отличаются. Выполняют упражнение, находят то, что объединяет слова каждого столбика и отличает их от слов другого. речь грач ночь мяч вещь плащ мышь малыш На конце имен существительных женского рода после букв шипящих ь пишется, а в словах мужского рода ь не пишется. Читают правило. Сличают результат своей работы с эталоном. | Выдвижение гипотез (логические УУД). Анализ, выбор критериев для сравнения (логические УУД). Сотрудничество и взаимодействие в одноклассниками (коммуникативные УУД). Выдвижение гипотез, их обоснование (логические УУД). Сличение результата действия с заданным эталоном (регулятивные УУД). |
7. Физкультминутка | Мы очень хорошо поработали, сделали важное открытие. Предлагаю сделать небольшой перерыв в нашей работе. | Повторяю движения героев презентации. | |
8. Фиксация результата. Создание схемы-памятки и упражнение в применении нового правила для решения орфографической задачи. | Чтобы нам было легче применять новое правило для решения орфографической задачи, предлагаю вам выполнить в парах упражнение №505 в тетради-задачнике и достроить схему-памятку. Давайте проверим, правильные ли мы сделали заключения. Откроем учебники и познакомимся с памяткой на с.74. Что необходимо добавить в наш алгоритм? А теперь, чтобы потренироваться в умении применять новое открытие для решения орфографической задачи, предлагаю поработать с карточками. (задание дифференцируем) 1 группа получает задание: Запиши слова: обруч..., полноч..., луч..., лещ..., помощ..., плащ... . 2 группа получает задание: Запиши слова, найди лишнее в каждой строке и подчеркни его: этаж..., ключ..., доч..., шалаш... мелоч..., стриж..., вещ..., дич... Если у вас возникнут затруднения, воспользуйтесь схемой-памяткой (дифференцируем задание по степени помощи). Продолжим тренироваться в умении применять новое правило. Для этого предлагаю вам выполнить упражнение №509 в тетради-задачнике. Обращаю ваше внимание на предложение авторов воспользоваться помощью словаря. К какому словарю вы обратитесь? Предлагаю вам выполнить эту работу в парах. | Достраивают схему и озвучивают ее. Слышу на конце существительного в начальной форме шипящий звук, определяю род. Если слово ж.р. - пишу ь, если слово м. р. - не пишу ь. Сличают свои ответы с памяткой в учебнике. Если мы не знаем род существительного, то необходимо обратиться к словарю «Какого рода и числа слово?» Записывают слова в тетрадь, применяя выработанный алгоритм. Записывают слова, применяя выработанный алгоритм, сравнивают слова, выделяют и подчеркивают лишнее. Выполняют упражнение с использование словаря «Какого рода и числа слово?» плакать — плач овощной — овощ глухое — глушь сухая — сушь тихая — тишь ночевать - ночь | Знаково-символические действия (общеучебные УУД). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (коммуникативные УУД). Сличение результата действия с заданным эталоном (регулятивные УУД). Внесение необходимых дополнений и корректив в продукт своей деятельности (регулятивные УУД). Умение применять алгоритм при выполнении действия (общеучебные УУД). Анализ и сравнение (логические УУД). Поиск и выделение необходимой информации с использованием словаря (общеучебные УУД). Сотрудничество и взаимодействие в одноклассниками (коммуникативные УУД). |
9. Рефлексия достижения результата. | Какое новое открытие вы сегодня сделали на уроке? Предлагаю вам подвести итоги нашего урока с помощью «Лестницы успеха» Перед вами карточки, на которых нарисована лестница и подписаны ступеньки (нуждаюсь в помощи, нужно еще повторить, в основном уверен, уверен в своих силах). Поставьте знак на той ступеньке, на которой как вам кажется вы сейчас находитесь, оценивая степень вашего умения применять новое правило для решения орфографической задачи написания ь после букв шипящих на конце имен существительных в начальной форме. | Познакомились с новой работой ь и научились решать орфографическую задачу написания ь на конце имен существительных в начальной форме после букв шипящих. Дети заполняют карточки, оценивая уровень приобретенных на уроке знаний и умений. | Умение строить речевое высказывание (общеучебные УУД) Осознание качества и уровня усвоения нового материала (регулятивные УУД). |
10. Домашнее задание. | Наблюдая за тем, как вы заполняете «Лестницу успеха», я увидела, что многие из вас уже уверены в своих силах. Меня это несомненно порадовало. Но есть ребята, которым еще нужно повторить материал и те, которые нуждаются в помощи. На следующем уроке мы продолжим тренироваться в умении применять новое правило для решения орфографических задач. А для домашнего повторения, предлагаю вам выполнить упражнение №507. Не забывайте, что вы можете воспользоваться составленной на уроке схемой-памяткой и словарём «Какого рода и числа слово?» | Записывают домашнее задание в дневники. | |