kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих и его освоение (Снова о ь)» 1 урок по теме

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится в 3 классе. УМК "Гармония". Раздел "И вновь о частях речи"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих и его освоение (Снова о ь)» 1 урок по теме»

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра начального образования

Курсы «Теория и методика преподавания в условиях введения ФГОС»

(сроки 30.05.2016-10.06.2016)


ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА


Проект урока по теме:

«Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных

после букв шипящих»


Выполнил учитель начальных классов

МБОУ «Школа №27» Сормовского района

Голубева Ольга Евгеньевна

Квалификационная категория I

Стаж работы учителем начальных классов 23 года





Н.Новгород

2016 год

Проект урока

1)Общие сведения о проекте:

- Русский язык;

- 3 класс;

- УМК «Гармония»;

- «К тайнам русского языка» М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко;

- Раздел «И вновь о частях речи» (19 ч) 3 четверть

  • Повторение изученного об именах 2 ч

  • Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного 3 ч

  • Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи 1 ч

  • Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после букв шипящих 3 ч


2) Тема урока «Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих и его освоение (Снова о ь)» 1 урок по теме

3) Задачи урока

  • Развитие познавательных логических УУД анализа и обобщения на основе самостоятельного открытия учащимися правила написания ь после букв шипящих на конце имен существительных в начальной форме и его освоения.

  • Развитие регулятивного УУД целеполагания на основе соотнесения имеющихся знаний учащихся о работе ь и неизвестного им об этой букве.

  • Развитие коммуникативных УУД на основе инициативного сотрудничества в поиске необходимого способа действия при решении новой орфографической задачи написания ь после букв шипящих на конце имен существительных в начальной форме.

4) Ожидаемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

Предметные

  • Расширение знаний учащихся о «работе ь».

  • Освоение правила решения новой орфографической задачи (написание ь после букв шипящих на конце имён существительных в начальной форме).

Метапредметные

  • Развитие умения пользоваться словарями.

  • Развитие умения осуществлять знаково-символические действия (составление опорной схемы).

  • Развитие умение проводить анализ с выделением существенных признаков, классифицировать объекты.

  • Развитие умение выдвигать гипотезы и обосновывать их.

Личностные:

  • Развитие умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

  • Развитие умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками.

  • Развитие умения устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

  • Развитие умения оценивать свои достижения и трудности.

5) Оборудование урока

Интерактивная доска, справочные страницы учебника «Какого рода и числа слово», раздаточный материал (карточки со словами для классификации, опорная схема «Алгоритм решения орфографической задачи написания ь на конце существительных в начальной форме после букв шипящих звуков, «Лестница успеха» для рефлексии), видеоматериал для проведения физкультминутки.


6) План урока

1. Организационный момент. 1 мин.

2. Минутка чистописания. 3 мин.

3. Актуализация знаний учащихся (повторение известных знаний о работе ь). 5 мин.

4. Постановка учебной проблемы. Выявление нового опасного места при письме. 5 мин.

5. Постановка цели и определение образа результата. Определение критериев оценки результата. 3 мин.

6. Разработка плана достижения цели. Формулировка нового правила. 7 мин.

7. Физкультминутка. 2 мин.

8. Фиксация результата. Создание схемы-памятки и упражнение в применении нового правила для решения орфографической задачи. 15 мин.

9. Рефлексия. 3 мин.

10. Домашнее задание. 1 мин.

7) Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1. Организационный момент

Приветствие детей, создание позитивного настроя на учебную деятельность.

Проверяют свою готовность к уроку.

Волевая саморегуляция (регулятивные УУД).

2. Минутка чистописания

Сегодня на уроке мы будем писать цепочку букв, но сначала вам нужно её закончить ( Ж, Ш, Щ, …). Что объединяет эти буквы? Запишите эти буквы в соблюдая заданную последовательность

3, 1, 4, 2, 1, 3, 2, 4, 1, 2.

Дети высказывают свои предположения (буквы, обозначающие шипящие звуки), добавляют в ряд недостающую букву Ч и записывают буквы в тетрадь в указанной последовательности.

Анализ, сравнение и классификация (логические УУД).


Выполнение задания по заданному алгоритму (регулятивные УУД).

3. Актуализация знаний (повторение известных знаний о работе ь)

1. Ребята, распределите, пожалуйста, слова данные на карточке (семья, пальто, шьют, беречь, июнь, стеречь) на группы.

Задание дифференцированное.

Первой группе даём задание без подсказок.

Второй группе в предложенных словах выделяем букву ь цветом).

Третьей группе к выделению ь цветом добавляем подсказку, что групп должно получиться три.


Дети делят слова на группы в соответствии с работой ь в каждом из слов, объясняют своё решение.

Пальто, июнь — ь обозначает мягкость впереди стоящего слова;

семья, шьют — ь разделительный;

беречь, стеречь — ь указывает на неопределенную форму глагола.


Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации. Выдвижение гипотез, их обоснование (логические УУД).

Умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении (коммуникативные УУД).

Умение сравнивать результат своей деятельности с заданным эталоном

(регулятивные УУД).


4. Постановка проблемы. Выявление нового опасного места при письме.

А как вы думаете, может ли ь выполнять ещё какую либо работу. Сегодня на уроке мы с ней познакомимся.


Как вы думаете, для чего нам это нужно?




Ребята, я предлагаю вам сравнить слова мышь и малыш. Что у них общего?



А теперь сравните последние звуки в этих словах.


Дайте, пожалуйста характеристику этому звуку.


А теперь я предлагаю вам сравнить как один и тот же звук в этих словах обозначен на письме (показывается образец записи этих слов).


Что интересного вы заметили?







Мы, действительно, столкнулись еще с одним опасным местом.


Какая перед нами возникла проблема?


Наверное, да.





Нужно знать все о работе ь для того, чтобы научиться решать новые орфографические задачи.



Это имена существительные. Оба слова употреблены в начальной форме.


Звук одинаковый [ш].



Он согласный, твёрдый, непарный, глухой, парный, шипящий.


Сравнивают написание слов, обозначение звука [ш] буквами.




Делают вывод, что один и тот же звук в словах обозначен по разному.

Значит шипящий звук на конце существительных — это опасное место.





Ответить на вопрос, когда на конце существительных в начальной форме после букв шипящих звуков пишется ь, а когда нет.




Умение устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностные УУД).


Анализ, сравнение (логические УУД).









Умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении (коммуникативные УУД).





Постановка проблемы (общеучебные УУД).

5. Постановка цели и определение образа результата. Определение критериев оценки результата.

А для чего нам нужно ответить на этот вопрос?




А что нам нужно для того, чтобы решить орфографическую задачу?


Что же должно стать результатом нашего открытия?

Чтобы научиться решать новую орфографическую задачу и научиться писать грамотно.



Нужно знать правило.



Правило написания ь на конце существительных в начальной форме после букв шипящих звуков?

Выделение и формулирование учебной цели (общеучебные УУД).


Умение устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностные УУД).

6. Разработка плана достижения цели.

Формулировка нового правила.

А как вы думаете, как разобраться, почему в слове мышь нужно писать ь, а в слове малыш не нужно.


Давайте попробуем. Но, наверное, одной пары слов нам будет не достаточно, поэтому я предлагаю увеличить количество слов.

Поможет вам это сделать упражнение №503 в тетрадях-задачниках. Предлагаю вам выполнить эту работу в парах и попытаться вывести новое правило самостоятельно.


Какой вывод вы можете сделать о написании ь на конце существительных начальной формы после букв шипящих звуков?


Давайте проверим, правильные ли мы сделали заключения. Откроем учебники и познакомимся с правилом на с.73.

Сравнить эти слова и найти, чем они отличаются.



Выполняют упражнение, находят то, что объединяет слова каждого столбика и отличает их от слов другого.


речь грач

ночь мяч

вещь плащ

мышь малыш



На конце имен существительных женского рода после букв шипящих ь пишется, а в словах мужского рода ь не пишется.


Читают правило. Сличают результат своей работы с эталоном.

Выдвижение гипотез (логические УУД).


Анализ, выбор критериев для сравнения (логические УУД).

Сотрудничество и взаимодействие в одноклассниками (коммуникативные УУД).



Выдвижение гипотез, их обоснование (логические УУД).


Сличение результата действия с заданным эталоном (регулятивные УУД).

7. Физкультминутка

Мы очень хорошо поработали, сделали важное открытие. Предлагаю сделать небольшой перерыв в нашей работе.

Повторяю движения героев презентации.


8. Фиксация результата.

Создание схемы-памятки и упражнение в применении нового правила для решения орфографической задачи.


Чтобы нам было легче применять новое правило для решения орфографической задачи, предлагаю вам выполнить в парах упражнение №505 в тетради-задачнике и достроить схему-памятку.




Давайте проверим, правильные ли мы сделали заключения. Откроем учебники и познакомимся с памяткой на с.74.




Что необходимо добавить в наш алгоритм?




А теперь, чтобы потренироваться в умении применять новое открытие для решения орфографической задачи, предлагаю поработать с карточками.

(задание дифференцируем)

1 группа получает задание:

Запиши слова: обруч..., полноч..., луч..., лещ..., помощ..., плащ... .

2 группа получает задание:

Запиши слова, найди лишнее в каждой строке и подчеркни его:

  • этаж..., ключ..., доч..., шалаш...

  • мелоч..., стриж..., вещ..., дич...

Если у вас возникнут затруднения, воспользуйтесь схемой-памяткой (дифференцируем задание по степени помощи).


Продолжим тренироваться в умении применять новое правило. Для этого предлагаю вам выполнить упражнение №509 в тетради-задачнике. Обращаю ваше внимание на предложение авторов воспользоваться помощью словаря. К какому словарю вы обратитесь?

Предлагаю вам выполнить эту работу в парах.

Достраивают схему и озвучивают ее.

Слышу на конце существительного в начальной форме шипящий звук, определяю род. Если слово ж.р. - пишу ь, если слово м. р. - не пишу ь.



Сличают свои ответы с памяткой в учебнике.






Если мы не знаем род существительного, то необходимо обратиться к словарю «Какого рода и числа слово?»


Записывают слова в тетрадь, применяя выработанный алгоритм.









Записывают слова, применяя выработанный алгоритм, сравнивают слова, выделяют и подчеркивают лишнее.






Выполняют упражнение с использование словаря «Какого рода и числа слово?»


плакать — плач

овощной — овощ

глухое — глушь

сухая — сушь

тихая — тишь

ночевать - ночь

Знаково-символические действия (общеучебные УУД).

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (коммуникативные УУД).


Сличение результата действия с заданным эталоном (регулятивные УУД).


Внесение необходимых дополнений и корректив в продукт своей деятельности (регулятивные УУД).


Умение применять алгоритм при выполнении действия (общеучебные УУД).






Анализ и сравнение (логические УУД).





Поиск и выделение необходимой информации с использованием словаря (общеучебные УУД).


Сотрудничество и взаимодействие в одноклассниками (коммуникативные УУД).

9. Рефлексия достижения результата.

Какое новое открытие вы сегодня сделали на уроке?






Предлагаю вам подвести итоги нашего урока с помощью «Лестницы успеха»

Перед вами карточки, на которых нарисована лестница и подписаны ступеньки (нуждаюсь в помощи, нужно еще повторить, в основном уверен, уверен в своих силах). Поставьте знак на той ступеньке, на которой как вам кажется вы сейчас находитесь, оценивая степень вашего умения применять новое правило для решения орфографической задачи написания ь после букв шипящих на конце имен существительных в начальной форме.

Познакомились с новой работой ь и научились решать орфографическую задачу написания ь на конце имен существительных в начальной форме после букв шипящих.


Дети заполняют карточки, оценивая уровень приобретенных на уроке знаний и умений.

Умение строить речевое высказывание (общеучебные УУД)



Осознание качества и уровня усвоения нового материала (регулятивные УУД).

10. Домашнее задание.

Наблюдая за тем, как вы заполняете «Лестницу успеха», я увидела, что многие из вас уже уверены в своих силах. Меня это несомненно порадовало. Но есть ребята, которым еще нужно повторить материал и те, которые нуждаются в помощи. На следующем уроке мы продолжим тренироваться в умении применять новое правило для решения орфографических задач. А для домашнего повторения, предлагаю вам выполнить упражнение №507. Не забывайте, что вы можете воспользоваться составленной на уроке схемой-памяткой и словарём «Какого рода и числа слово?»

Записывают домашнее задание в дневники.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Голубева ольга Евгеньевна

Дата: 20.12.2019

Номер свидетельства: 532870


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства