ГКСОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат VIII вида о. Муром»
Открытый урок чтения и развития речи
в 3 – б классе
«Знакомство и чтение
рассказа по А. Баркову
«Внезапное открытие»
Учитель начальных классов:
Сысуева А.В.
2014 год
Тема: Знакомство и чтение рассказа по А. Баркову «Внезапное открытие».
Задачи:
образовательная: формировать навык осознанного, беглого чтения произведения;
коррекционно – развивающие: корригировать и развивать мыслительную деятельность через выявление главной мысли произведения; внимание через выполнение игр и упражнений;
воспитательные: воспитывать нравственные качества как бережное отношение к природе, птицам.
Оборудование и материалы: компьютерная презентация, учебник чтения, записи «Звуки леса» и «Голос совы», памятка «Не разоряйте птичьи гнёзда!», шапочка «Сова», фото с прогулки в лес.
Ход урока.
Чтение стихотворения
Гулять сегодня некогда,
Мы заняты другим,
Пришли сегодня гости к нам,
И Вас мы удивим.
Наш весёлый третий класс
Вам покажет всё сейчас.
То, чего достигли мы,
Находясь уже в пути!
1. Организационно-подготовительный этап:
- Ребята, вы готовы начать урок? (Да…)
- Сегодня на уроке чтения мы отправимся на прогулку.
- Послушайте внимательно… (Звуки леса)
- Что вы слышали? (Шум леса и пение птиц)
- Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес Слайд 1. В лесу мы слышим пение птиц.
- Сядет тот, кто скажет название птицы. (Дети произносят и садятся)
- На прогулке мы продолжим работу по теме «Крылатые друзья».
- А кого мы называем крылатыми друзьями? (Птиц)
- Чтобы говорить на лесной прогулке правильно, чётко, красиво, чтобы читать выразительно – сделаем речевую разминку Слайд 2
- Речевая разминка (Читают и заменяют картинку словом)
Са-са-са - вот бежит лиса.
Сы-сы-сы - хвост красивый у лисы.
Су-су-су - в лесу видел я лису.
Са-са-са – это хитрая лиса.
Сы-сы-сы – много дела у лисы.
Су-су-су – и живет она в лесу.
2. Основной этап
Проверка домашнего задания:
- Мы с вами в лесу… (Крик совы)
- Какую птицу мы повстречали? (Сова) Слайд 3
- Проверим домашнее задание русская народная потешка «Совушка»
Совушка-сова –
Большая голова (руки на голове)
На дереве сидит,
Головушкой вертит, (голова в правую сторону)
Во все стороны глядит (голова в левую сторону)
Да и всем говорит:
- Никто совушку не бьёт (разводим руки в сторону)
И за ушки не дерёт. (пальцами взять за уши)
Вопросы после прочтения.
1. Как выглядит сова? (Совушка-сова – большая голова)
2. Скажи, что сова делает? (На дереве сидит, Головушкой вертит, Во все стороны глядит)
3. О чём совушка всем говорит? (Никто совушку не бьёт И за ушки не дерёт)
4. Кто главный герой русской народной потешки? О ком потешка? (О сове)
Сообщение темы урока
- Молодцы, ребята, с домашней работой вы справились хорошо. На прогулке мы продолжим знакомиться с птицей – сова и узнаем о ней больше.
Пропедевтика учащихся к усвоению нового материала
- Кирилл и Дима приготовили для нас рассказ и стихотворение об удивительной птице – сова.
Сова - ночная хищная птица.
У совы - большая голова, которой она может вертеть во все стороны.
Крылья и широкий короткий хвост помогают ей бесшумно летать.
Сова — хищник, который охотится только ночью.
Огромные глаза совы не любят яркого света, и днем ее глаза не видят. Поэтому днем она спит, а ночью видит в темноте. У птицы есть острые когти и кривой клюв.
Слайд 5
- Молодцы Кирилл и Дима. Отлично справились с заданием.
- Вы, наверное устали? (Да)
- На зарядку дружно встали!
Физкультминутка «Сова»
В лесу темно, Все спят давно, Все птицы спят, Одна сова не спит. Совушка-сова, Большая голова, На дереве сидит, Головушкой вертит, Во все стороны глядит… Да вдруг — как полетит | Дети складывают ладошки под наклоненную голову — «спят», глаза закрыты. Глаза открывают Руки на голове Голова вправо Голова влево Руки в стороны - машут крыльями. |
Объяснение нового материала.
- Ребята, где живет сова? (…в лесу)
- Хорошо. А где в лесу живет сова?! Чем она питается?! Вы узнаете об этом из рассказа Александра Баркова «Внезапное открытие». Слайд 6
- Откроем учебник с. 63.
Барков Александр Сергеевич (Слайд) 7- родился 2 октября 1935 года в Москве. Окончил педагогический институт, работал учителем биологии и литературы в сельской школе. Является автором более 50 книг для детей и взрослых. Его книги посвящены природе и истории.
Книги Баркова были удостоены почетных дипломов и грамот на конкурсах.
- Прежде, чем прочитаем рассказ, чтобы точнее его понять давайте познакомимся с трудными и неизвестными словами, которые встретятся нам в рассказе. Посмотрите на доску. Прочитаем слова по слогам и слитно:
труднопроизносимые слова: Слайд 8
Ка-раб-кал-ся – вска-раб-кал-ся – вскарабкался
По-ра-же-ны – поражены
Без шума – бес-шум-ной – бесшумной
За-мах-нул-ся – замахнулся
Рас-пра-ви-ла – расправила
словарные слова:
Внезапное – неожиданное, никто не ожидал Слайд 9
Задира – тот, кто затевает ссоры, драки Слайд 10
Мутишь – обманываешь. Слайд 11
- Приготовьтесь на нашей прогулке по лесу прослушать рассказ Александра Баркова «Внезапное открытие» и ответить на вопросы: Чем питается сова и где она живет?
Чтение учителем.
Понимание прочитанного. Ответы на вопросы.
- Что автор обнаружил на дереве? (Дупло)
- Что оказалось в дупле? (Мыши)
- Почему автор решил, что в дупле поселился кот? (Недавно у автора пропал кот. А коты ловят мышей)
- Кто же оказался настоящим хозяином дупла? (Сова)
– Чем же питается сова? (мышами)
- Где живет сова? (В дупле) Слайд 12
- Как выглядела сова? (Клюв крючком. Ушки на голове торчком. Голова большая.)
– Как я прочитала рассказ? (Выразительно…) А теперь вы должны выразительно прочитать рассказ.
Чтение учениками жужжащее (самостоятельное)
Чтение вслух по цепочке, по предложению
Гимнастика для глаз + Игра на внимание
- Наши глазки устали. Отдохнем и поиграем. Игра называется «День – ночь». Когда сова спит днем или ночью? (Днем) Поэтому, когда я скажу «День» - заснёте (закроете глазки), а «Ночь» - проснётесь (откроете глазки). Будьте внимательны!
3. Заключительный этап
Работа с иллюстрацией
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 64. Что на ней изображено?
- Найдите в тексте и прочитайте, какие строчки подходят к этой иллюстрации.
- Молодцы, вы внимательно читали рассказ.
Закрепление нового материала.
- Ребята мы с вами в лесу! Увидели птичьи гнёзда. Слайд 13
- Можно ли трогать яйца или птенцов в гнезде? Как вы думаете? (нет…) Слайд 14
- Необыкновенная птица сова приготовила для нас памятку «Не разоряйте птичьи гнёзда!». Сохраним её и запомним это правило! (раздаются памятки)
- Ребята, мы говорили, что птицы наши «крылатые друзья». Можно ли причинить вред своим друзьям? (нельзя, их надо беречь, они наши друзья). Мы тоже друзья природы, вы со мной согласны? (да)
Итог урока.
— Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? (Совы питаются мышам. Живут в лесу, в дупле. Нельзя разорять гнёзда. Нужно беречь природу)
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Кто автор рассказа «Внезапное открытие»?
Домашнее задание с. 63 – 64 чтение рассказ
Резерв
Игра «Совушка - сова».
Одному из детей надевается шапочка — маска совы. Сова сидит на стульчике (в дупле).
Дети-птички выбегают в центр свободного пространства класса — «на полянку», летают.
Совушка - сова, большая голова,
Днем крепко спит, на дубу сидит.
А как ночь настает,
Просыпается,
На охоту собирается.
Летит, кричит: «У-у-у!».
Сова вылетает, птицы замирают на месте или присаживаются. Сова ищет детей, которые шевелятся, и забирает с собой в дупло.
- На этом наша прогулка по лесу подошла к концу. Хочу сказать вам молодцы, ребята! Слайд 15
Оценивание.
- На уроке вы работали замечательно! Сегодня за работу на уроке ….. (все дети получают 5).
Неожиданный момент
- Хочу вам напомнить, а нашим гостям показать, что это не первая наша прогулка в лес. В мае 2014 года мы побывали в гостях у природы. (Показ фото. Слайды 16-23)
- На этом урок окончен, всем спасибо!