МОУ «СОШ с.Питерка Питерского района Саратовской области»
Сценарий
интегрированного урока
в 1 классе на тему:
«Зима в природе, поэзии,
живописи и музыке».
Подготовила и провела:
учитель I квалификационной
категории, Почётный работник
общего образования
Сонина Т.П.
Интеграция:
Окружающий мир
Тема: «Февраль – месяц метелей и вьюг».
Литературное чтение
Тема: «Книги о родной природе».
Изобразительное искусство
Тема: «Зимние забавы детей» (сюжетное рисование)
К.Ф. Юон «Конец зимы.Полдень»
Музыка
Тема: П.И. Чайковский «Времена года».
Цель: создать условия для знакомства с природой с точки зрения литературы,
окружающего мира, изобразительного искусства и музыки.
Задачи: расширять кругозор детей, используя межпредметную интеграцию,
развивать интерес, учить мыслить, рассуждать, обобщать,
воспитывать любовь к природе.
УУД: Личностные: объяснять свои чувства, ощущения от восприятия
информации .
Регулятивные: определять с помощью учителя цель деятельности .
Познавательные: уметь слушать стихи, музыку, сопоставлять научные
сведения со своим жизненным опытом ,
анализировать ситуации, воспринимать услышанное,
развивать навык выразительного чтения .
Коммуникативные: уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать
своё мнение, вести небольшой познавательный диалог
по теме .
Сценарий урока
I. Мотивация учебной деятельности..
Оглянитесь,
Улыбнитесь,
«Здравствуйте» - скажите,
Повернитесь,
тихо сядьте, глазки покажите.
II. Актуализация знаний.
- Послушайте загадку.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)
О каком времени года говориться?
- Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
- Послушайте, строки из стихотворения замечательного русского поэта А.С. Пушкина.
Вот север, тучи подгоняя,
Дохнул, завыл, - и вот сама
Идёт волшебница зима!
- Как вы думаете, почему автор сравнивает зиму с волшебницей?
( Она преображает природ, зимой красиво, интересно).
III. Постановка учебной задачи .
- Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? (Зима)
- Да, мы поговорим о зиме.
Урок у нас сегодня немного необычный – мы проведём сразу 4 урока. Попробуем?
. Тема урока: Зима в природе, поэзии, музыке, живописи.(слайд)
– Какие зимние месяцы вы знаете?
(Декабрь, январь, февраль).
- Послушайте, какие пословицы сложил народ о зиме.(слайд)
Декабрь - шапка зимы.
Январь – году начало, зиме – середина.
Январю – батюшке – морозы, февралю –
метелицы.
Месяц январь – зиме государь.
Февраль - месяц лютый, спрашивает: « Как обуты?»
( Дети читают)
.- Итак, какой сейчас месяц? ( Февраль)
IV. Работа по учебнику «Окружающий мир» стр. 120-121.
Как называют февраль?
Февраль - месяц метелей и вьюг.
Задание 1.
- О каких явлениях природы говориться в тексте?
( На доске: снег, мороз, метель, ветер).
V.Слушание музыки.
Зиму любят все. Поэты воспевали и воспевают зиму в стихах, композиторы в музыке, художники в живописи.
- Послушайте музыку. Что вы представите себе. Какие картины мысленно нарисуете?
(Звучит музыка П.И. Чайковского).
- Эта музыка называется « Времена года», написал её великий русский композитор П.И. Чайковский.
- Что вам представилось? (ответы детей)
- Похожи они на эти картины? (слайды с картинами о зиме).
Работа по картине К.Ф. Юона «Конец зимы.Полдень».(слайд)
- Посмотрите, замечательный художник Константин Фёдорович Юон написал картину «Конец зимы. Полдень».
- Глядя на картину, можно сказать, что автор изобразил зиму?
- Докажите.
- Это сельский пейзаж? ( Да).
Художник К.Ф. Юон изобразил просторную деревенскую окраину, всю покрытую снегом.
Вдали мы видим лес.
Весь пейзаж наполнен искрящемся солнцем. Стройные берёзки бросают тени. Куры что-то клюют на снегу.
Лыжники стоят у забора.
Не хотят упустить похода на лыжах в ясный солнечный день.
Какое настроение создалось у вас, глядя на эту картину?
VII. – А вам нравится зима?
Физминутка
Песня « Кабы не было зимы» (с движениями)
«Кабы не было зимы»
1.Кабы не было зимы в городах и сёлах,
Никогда б не знали мы этих дней весёлых,
Не кружила б малышня возле снежной бабы,
Не петляла бы лыжня, кабы, кабы, кабы.
2.Кабы не было зимы, в этом нет секрета,
От жары б увяли мы, надоело б лето,
Не пришла бы к нам метель , на денёк хотя бы,
И снегирь не сел на ель, кабы, кабы, кабы.
3.Кабы не было зимы, а всё время лето,
Мы не знали кутерьмы новогодней этой,
Не спешил бы Дед Мороз к нам через ухабы,
Лёд на речке не замёрз, кабы, кабы, кабы.
VIII. Поэты очень любили зиму.
Послушаем стихи некоторых из них.
Ф.И. Тютчев: стр.7,
А.С. Пушкин: стр.14,
С.А. Есенин:стр.11,
И.З. Суриков: стр.12. «Детство»
IX. Беседа о зимних забавах.
-А вам что больше всего нравится зимой?
( Кататься на лыжах, санках, коньках, лепить снеговика.)
(Слайд )
- Посмотрите на детей.
-Сейчас так одеваются?
-Это было давно. Но все дети во все времена любили лепить снеговиков.
- Послушайте шуточное стихотворение Востокова:
- У вас на столе рисунки, сюжет шуточный.(слайд)
-На уроке изобразительного искусства вы раскрасите.
X.Работа по учебнику.
-А теперь давайте прочитаем, что происходит в лесу зимой.(стр. 120-121)
(Чтение, ответы на вопросы.)
(Картинки на доске: заяц, медведь.)
X. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
-Понравился урок?
-Что именно?
-Чему он был посвящён? (Зиме.)
-Действительно ли, зима- прекрасное время года?
-А вам грустно расставаться с этим временем года?
- Как вы оцените свою работу на уроке: активно работал;
боялся высказать своё мнение?
- Интересно было на уроке?
- Урок окончен.