Просмотр содержимого документа
«Занимательная математика,тема:"Математические игры.Мир занимательных задач."»
Тема: Мир занимательных задач.
Цели: познакомить учащихся с различными видами задач: шарады, мегаграммы, задачи в стихах, олимпиадные задачи; развивать умение решать различного характера задачи, интерес к математике, логику и смекалку; информационно-познавательную компетентность. Наглядность: карточки с задачами на все этапы занятия.
Ход проведения занятия: Занятие происходит в несколько раундов. Каждый раунд – это новый тип задач. Сначала будет рассказано про задания определенного вида. А затем проводится соревнования в умение решать задания. Каждая правильно решенная задача – 5 баллов команде.
Раунд I – задачи-шутки
1.Два сына и два отца съели 3 яйца. Сколько яиц съел каждый? (По одному яйцу каждый.)
2. Когда сороке исполнится 4 года, что с ней произойдёт? (Будет жить пятый год.)
3. Когда чёрной кошке лучше всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта.)
4. На дереве сидели 2 сороки, 3 воробья и 2 белки. Вдруг два воробья вспорхнули и улетели. Сколько птиц осталось на дереве? (Три птицы.)
Раунд II - шарады: 1) Какой музыкальный инструмент состоит из меры площади и музыкальной ноты? Ответ: арфа 2) Первое можно засеять вторым, А в целом мы часто на даче лежим. Ответ: гамак 3) Предлог и малое число, За ними букву скажем. А в целом – ты найдешь его Почти под домом каждым. Ответ: подвал 4) Число и нота рядом с ним, Да букву припиши согласную, А в целом – мастер есть один, Он мебель делает прекрасную. Ответ: столяр
Раунд III – задачи в стихах Задачи в стихах могут быть разными: на арифметические действия, или на смекалку и логику, или на составление уравнения, или на составление системы уравнений. Стихотворная задача №1 (про яблоки) Нам из Гомеля тетя Ящик яблок прислала В этом ящике яблок Было, в общем, немало. Начал яблоки эти Спозаранок считать я. Помогали мне сестры, Помогали мне братья. И пока мы считали, Мы ужасно устали, Мы устали, присели И по яблоку съели. А осталось их – сколько? А осталось их столько, Что пока мы считали, Восемь раз отдыхали, Восемь раз мы сидели И по яблоку ели. А осталось их – сколько? Ох, осталось их столько, Что когда в этот ящик Мы опять поглядели, Там на дне его чистом Только стружки белели… Только стружки-пеструшки, Только стружки белели. Вот прошу угадать я Всех ребят и девчонок: Сколько было нас братьев? Сколько было сестренок? Ответ: 3 брата и 2 сестры. Стихотворная задача №2 (про хвосты) По тропинке вдоль кустов Шли 11 хвостов. Сосчитать я так же смог, Что шагало 30 ног. Это вместе шли куда-то Петухи и поросята. А теперь вопрос таков? Сколько было петухов? И узнать я был бы рад, Сколько было поросят? Ты сумел найти ответ? До свиданья, вам привет. Ответ: 4 поросенка, 7 петухов. Стихотворная задача №3 (осенний кросс) Кросс осенний вспоминая, Спорят белки два часа: «Победил в забеге заяц, А второй пришла лиса!» «Нет, - твердит другая белка, - Ты мне шутки эти брось. Заяц был вторым конечно, Первым был, я помню, - лось!» «Я, - промолвил филин важный, - В спор чужой не стану лезть. Но у вас в словах у каждой По одной ошибке есть.» Белки фыркнули сердито. Неприятно стало им. Вы уж, взвесив все, решите, Кто был первым, кто вторым. Ответ: первым был лось, второй – лиса, третьим – заяц.
Раунд IV – олимпиадные задачи Задачи олимпиадного характера обычно сложнее общеучебных задач. Они могут потребовать нестандартного подхода, проявления смекалки, потребовать знаний дополнительного материала.
1.Три ученика делают 3 самолетика за 3 минуты. Сколько учеников сделают 9 самолетиков за 9 минут? Ответ: 3 ученика
2. Вычеркните в числе 4000538 пять цифр так, чтобы оставшееся число стало наибольшим. Ответ: 58 3. На улице, став в кружок, беседуют четыре девочки: Аня, Валя, Галя, Надя. Девочка в зеленом платье (не Аня и не Валя) стоит между девочкой в голубом платье и Надей. Девочка в белом платье стоит между девочкой в розовом платье и Валей. Какое платье носит каждая из этих девочек? Ответ: Валя в голубом платье, Аня в белом и Надя в розовом платьях
4. Было 9 листов бумаги. Некоторые из них разрезали на 3 части. Всего стало 15 листов. Сколько листов бумаги разрезали? Ответ: При разрезании каждого листа на 3 части число листов увеличивается на 2. Добавилось: 15 – 9 = 6 (листов). Значит, 6 : 2 = 3 (листа) бумаги разрезали.
Раунд V – метаграммы В метаграмме зашифровано определенное слово. Его нужно отгадать. Затем в расшифрованном слове следует одну из указанных букв заменить другой буквой, и значение слова изменится. 1) Что это такое? С «Д» - ветвистый, С «З» - костистый, С «К» - ребристый? Ответ: дуб – зуб – куб. 2) С «Д» - давно я мерой стала, С «Т» уж нет и выше балла. Ответ: пядь – пять. 3) Когда я – месяц, то, легко дыша, Ты, как и снег, на солнце словно таешь, Коль вместо «Т» в меня поставишь «Ш», То под меня ты бодро зашагаешь. Ответ: март – марш.
4) Он – грызун не очень мелкий, Ибо чуть побольше белки. А заменишь «У» на «О» - Будет круглое число. Ответ: сурок – сорок.
Раунд VI – логогрифы В логогрифах надо догадаться, о каком слове говорится с начало. Затем в расшифрованное слово надо вставить добавочно одну или две буквы, и получится новое слово.
1) В планету поместите меру, И ветер всколыхнет всю атмосферу – Такой, которого сильнее не найти: Он все сметает на пути. Ответ: уран – ураган. 2) Я не люблю у школьника быть в дневнике, Ему из-за меня вся не мила природа, Но если внутрь меня поставить «Е», То – среди женского я рода. Ответ: два – дева. 3) Я – цифра – меньше десяти, Меня тебе легко найти. Но если букве «Я» прикажешь рядом встать, Я все – отец и ты, и дедушка, и мать. Ответ: семь – семья.