kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие по внутрипредметному модулю (литературное чтение) по произведению Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие проводилось по внутрипредметному образовательному модулю "Книжное царство". Тема занятия - Н.Носов "Витя Малеев в школе и дома". Занятие проводилось в форме дискуссии. Подходит к любому УМК.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по внутрипредметному модулю (литературное чтение) по произведению Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"»

Тема: Тема истинной дружбы и самосовершенствования личности на примере повести Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома».

Тип урока: урок – дискуссия обобщение и систематизация знаний, умений и навыков (обобщающий урок).

Образовательная технология: технология интерактивных форм и методов обучения как средство формирования УУД.

Методы обучения: диалогический и исследовательский.

Цель: формирование у учащихся УУД.

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствовать восприятие, понимание текста Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома»;

Развивающие:

  • развивать речь, логическое, аналитическое мышление, наблюдательность;

  • развивать у школьников умение работать с текстом;

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию нравственных качеств: взаимопомощи, дружбы, честности.

Планируемый результат:

Предметные:

  • формулирование проблем;

  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

Личностные:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

Метапредметные:

  • умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя;

  • умение работать по инструкции;

  • умение оценивать правильность выполнения действия;

  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; (Регулятивные УУД).

  • умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык

Организация пространства: фронтальная, групповая работа

Дидактический материал и оборудование:

  • компьютер, проектор, экран;

  • презентация;

  • учебник: Л.Ф.Климанова, Л. А. Виноградская, М.В. Бойкина « Литературное чтение» учебник для 4 класса;

  • карточки для самостоятельной работы.

Цель: совершенствовать восприятие, понимание текста; развивать речь, логическое, аналитическое мышление.


Ход дискуссии

1. Организационный этап.

Приветствие гостей.

– Всем известно, что книга – это верный товарищ и друг. Обратите внимание, ребята, на выставку книг, приготовленную для сегодняшнего урока.

- Какие произведения, из представленных, вы уже читали?

- Кто автор этих замечательных повестей и рассказов?

-Сегодня на занятии мы поговорим о повести Николая Николаевича Носова “Витя Малеев в школе и дома”. (Показываю книгу, варианты разных обложек.)

- Как вы думаете, о чем это говорит такое большое и разнообразное собрание одного произведения?
– Чтение книг – это не чтение от скуки, не развлечение. Это серьезное и важное дело, цель которого, чтобы каждый читатель мог задуматься, поразмышлять. В ходе сегодняшнего занятия мы будем размышлять, думать, а может быть даже и спорить о книге и ее героях.

2. Знакомство с творчеством Николая Николаевича Носова.

– Прежде чем говорить о повести, познакомимся поближе с ее автором.

КЛИП

3. Сообщение темы и целей дискуссии.

- Хочется отметить, что это не первое наше знакомство с автором и его произведениями. Вы уже сегодня называли прочитанные ранее повести, рассказы, сказки Н. Носова, а произведение «Витя Малеев в школе и дома» было предложено вам для летнего чтения. Поэтому, надеюсь, что сегодняшняя встреча с героями доставит вам радость.

– Главный герой повести – Витя Малеев.
– Что вы знаете о нем?
– Витя Малеев – ученик 4 класса школы, ваш ровесник. Его волнуют такие же вопросы, как и вас, он попадает в разные ситуации, которые вам близки и понятны. Поэтому для нашей дискуссии я выбрала именно эту книгу. Проблемы, которые встают перед главным героем, он решает по-своему. Наша задача – разобраться, как бы вы поступили в этой конкретной ситуации.

– Разговор наш о повести Н. Н. Носова будет не совсем обычным. Он будет проходить в форме дискуссии.
– Что означает слово “дискуссия”? (Обсуждение какого-либо вопроса, проблемы со всеми присутствующими – на доске).

– Я хотела бы познакомить вас с правилами проведения дискуссии.

  1. Каждый имеет право высказать свою точку зрения.

  2. Все участники дискуссии не оценивают высказанные мнения как правильные или неправильные.

  3. Ни за какие высказывания, или факт участия или неучастия в дискуссии не выставляются оценки по предмету. НА ДОСКЕ

– Кроме того, помните правила вежливого человека: нельзя перебивать говорящего, нужно дать возможность высказать своё мнение до конца.

  1. Работа с произведением (групповая работа)

- Вспомним героев повести с помощью литературной игры «Кто есть кто?»

Глеб Скамейкин – староста класса

Шура Маликов – помощник старосты

Игорь Грачёв – художник класса

Костя Шишкин – друг Вити Малеева

Серёжа Букатин – редактор стенгазеты

Федя Рыбкин – ученик, который ушёл в другую школу

Алик Сорокин – лучший по арифметике

Ольга Николаевна – классный руководитель

Игорь Александрович – директор школы

Григорий Иванович – учитель физкультуры

Софья Ивановна – библиотекарь

Володя – пионервожатый четвёртого класса

Лика – сестра Вити Малеева

Тётя Зина – тётя Шишкина

Лобзик – собака Кости Шишкина


- Итак, главные герои повести – Витя Малеев и Костя Шишкин. Они друзья, у которых есть проблемы. Назовите их. (неуспеваемость в школе по математике и русскому языку). Но самое важное, что мальчики стремятся решать эти проблемы тем или иным способом. Я не случайно употребила фразу «тем или иным способом», а именно, помогите мне.

- Действительно, Н. Носов в своей повести предлагает своим читателям для обдумывания ни одну, а целый ряд проблем, а также разных способов ее решения.
- Попробуем выделить эти проблем:

  • Честности и справедливости

  • Дружбы и взаимопомощи на доске

  • Борьба с собственными недостатками

- Как герои повести решали свои проблемы? (ответы учеников)

- Актуальны ли эти проблемы для вас? Почему?

- Верно, ребята, вы отметили. Если Витя признавался в собственных проблемах и видел способы их решения своими силами. То Костя Шишкин всячески отодвигал неприятные решения от себя и находил способы, которые лишь усугубляли его непростое положение. Например, решение не ходить в школу, чтобы не получать двойки за диктант. Чем все закончилось?

- Правильно ли, поступил Витя, говоря всем, что Шишкин болен?

– А как поступаете вы, когда вас об этом просит друг?

Вывод: Что бы ни случилось, нельзя обманывать. Помните, «тайное всегда становится явным», как говорил Денис Кораблев, герой рассказов Виктора Драгунского. Очень страшно бывает признаться сразу, но если этого не сделать, то проблема от этого не исчезнет, а, наоборот, будет расти, как снежный ком. Потом будет не только страшно признавать свои ошибки, но и очень стыдно за свой проступок.

5. Чтение по ролям.

Но школа – это такая страна, где ребята не только учатся и получают новые знания, но и умеют отдыхать и развлекаться (работа с отрывком произведения).

- Вспомните, ребята, какое мероприятие решил устроить вожатый Володя в школе? (вечер самодеятельности).

- Верно. Но, наши герои не были допущены, так как …

- Однако и здесь Витя и Костя нашли выход из положения. Что они придумали?

( чтение отрывка текста по ролям)



6. Итоги повести:

- Чем заканчивается повесть? К каким выводам приходят её герои и мы читатели?

- Костя Шишкин стал хорошо учиться, увлёкся чтением, его даже выбрали капитаном баскетбольной команды школы. Он стал аккуратным, более организованным и не таким рассеянным, как раньше.

- Витя Малеев стал хорошо учиться, исправил «двойку» по арифметике, благодаря упорству и силе воли. Помог своему другу исправить «двойку» по русскому языку, стал библиотекарем класса и играл в баскетбольной команде школы.


7. Повторение.

- Вспомним, ребята, самые интересные моменты из повести

Задание для 1 группы

А) Самая лёгкая задача:

« Бутылка и пробка стоят 10 коп. Бутылка – на 8 коп. дороже пробки. Сколько стоит бутылка и сколько стоит пробка?»

Ответ: 1 коп. стоит пробка и 9коп. – бутылка.


Задание для 2 группы

Б) Эту задачу задали Лике:

«Мальчик и девочка рвали орехи. Они сорвали 120 штук. Девочка сорвала в два раза меньше мальчика. Сколько орехов было у мальчика и сколько у девочки?»

Ответ: у мальчика – 80 штук, а у девочки – 40 штук.

Задание для 3 группы

В) Самая трудная задача, её задали Вите Малееву:

« В магазине было 8 пил, а топоров – в три раза больше. Одной бригаде плотников продали половину топоров и три пилы за 84 рубля. Оставшиеся топоры и пилы продали другой бригаде за 100 рублей. Сколько стоит 1 топор и сколько стоит 1 пила?

Ответ: пила стоит – 8 руб., топор стоит – 5 руб.


Задание для 4 группы

Вспомните ситуацию, когда герои организовали классную библиотеку.

Перед вами плакаты, которые призывают всех ребят обращаться с книжкой бережно. Какое название выбрали ребята для классной библиотеки? Подчеркните.


ПЛАКАТЫ: - Осторожней обращайтесь с книгой. Книга не железная!

- Берегите книгу, как глаз!

- Книга - твой друг, берегите её!

- Берегите книгу, она дорого стоит!

Как вы думаете, почему они остановились именно на этом плакате?


Задание для 5 группы





Кроссворд.

По горизонтали:

1. Играя в какую игру, ребята одержали победу в школьных соревнованиях.
2. Самый нелюбимый школьный предмет Вити.
3. Что подарила Лика Вите на 7 ноября.
4. Имя вожатого 4-го класса?

По вертикали:

5. Как звали Костиного “ученого” пса?
6. Любимая игра мальчишек после уроков.
7. В какую игру играл Алик Сорокин, когда Витя пришел к нему за помощью к нему за помощью по арифметике?



    1. В завершении, вспомним веселые случаи, происходившие с героями повести (ИГРА)

    2. Рефлексия («Синквейн» к слову дружба)



    1. Завершение дискуссии, подведение итогов.

– Вот и закончилось обсуждение книги Николая Николаевича Носова “Витя Малеев в школе и дома”. Кто читал эту книгу, может быть захочет снова встретиться с ее героями. А тому, кто еще не читал эту увлекательную повесть, я желаю обязательно прочитать и познакомиться поближе с увлекательными историями, в которых оказываются главные герои.

– Спасибо за внимание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кузьменко Наталия Владимировна

Дата: 20.12.2016

Номер свидетельства: 371762


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства