Просмотр содержимого документа
«Занятие- консультация для родителей по проведению артикуляционной гимнастики. Зачем язычку делать зарядку»
Совместная работа родителей и детей, логопеда и воспитателей
«Подружимся с язычком»
Цель- повышение педагогической компетентности родителей.
Задачи:
1.Показать родителям особенности состояния артикуляционного аппарата у детей с нарушением речи.
2.Познакомить родителей с приемами работы логопеда; объяснить, для чего нужно проводить артикуляционную гимнастику.
3.Отработать навыки развития речевых органов в игровой форме в домашних условиях.
4.Обучать родителей способам эффективного взаимодействия с ребенком, имеющим речевые проблемы.
Занятие- консультация для родителей по проведению артикуляционной гимнастики «Зачем язычку делать зарядку?»
Задачи:
1.Познакомить родителей с приемами работы логопеда по формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка.
2. Показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата.
3.Познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики.
4.Обучать общению детьми и закреплению навыков у детей.
Содержание:
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, щек, подъязычной уздечки. Мы правильно произносим разные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность и сила этих движений развивается у ребенка постепенно. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, который нужно формировать и развивать. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики- формирование полноценных движений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков, их способности перестраиваться и работать координировано.
Памятка для родителей «Правила проведения артикуляционной гимнастики»
Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-7 минут несколько раз в день.
Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.
Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
В начале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
Комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь побранных с логопедом упражнений.
Каждое упражнение выполняется от 5 до 10 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики, параллельно с увеличением темпа движений.
Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками, под стихотворное сопровождение.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, и объединены в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть все то, что необходимо для правильного образования звука.
Артикуляционную гимнастику следует начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.
1 комплексвключает следующие основные упражнения:
1.Упражнение «Лягушка»: удерживание губ в улыбке, зубы обнажены.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки-
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем- перестанем
И нисколько не устанем.
2.Упражнение «Слоник»
Буду подражать слону!
Губы «хоботом! тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
3. Упражнение «Лягушка» -«Слоник»
Раз- лягушка с толстым брюшком,
Два- большой и добрый слон.
Ежедневно на опушке,
Посадив ее в кадушку,
Как под душем, ту лягушку
Поливал из шланга он.
4. Упражнение «Бегемотики»: открывание и закрывание рта.
Рот по шире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот-
Отдыхает бегемот.
5. Упражнение «Чашечка»: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу, бока языка загнуть в виде чашечки.
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
6. Упражнение «Иголочка».
7. Чередование «Чашечка» - «Змея».
«Змея» : чередование движений языка вперед –назад.
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
8. Упражнение «Качели»: чередование движений языка вверх –вниз.
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
2 комплекс.Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков.
Накажи непослушный язычок( улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу и , слегка покусывая его зубами, произнести «та-та-та»
Блинчик
Чистим зубки
Киска сердится
Горка
Футбол
3 комплекс. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков.
Чашечка
Вкусное варенье
4 комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука «Л».
Грибок
Маляр
Лошадка
Дятел
Пароход
5 комплекс.Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука «Р».
Грибок
Маляр
Лошадка
Дятел
Пароход
Важно проводить артикуляционную гимнастику и дома, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.