Самоопределение, мотивация к учебной деятельности.
-Кто может назвать себя исследователем? - Какими качествами вы обладаете? - Какие исследования вы можете провести?
Актуализация опорных знаний. - Что нужно для того, чтобы провести исследование? (Знать, что такое проблема, гипотеза, цель, методы исследования)
1. Упражнения для исследователя. - Проведём упражнение для исследователя. Карточка. Соотнесите определение с понятием. цель | предмет стремления, то, что надо осуществить | проблема | предположение | гипотеза | сложный вопрос задача, требующая решения путём исследования | методы исследования | наблюдение , опрос, анкетирование, эксперимент |
Выстрой по порядку выполнения работы. .... Цель …. Проблема …..Гипотеза …..Методы исследования
2.Проверка домашнего задания. - Какое исследование вы проводили дома? (изучали полезных и вредных насекомых) - Какими методами вы воспользовались? - Представьте продукт вашей работы. (в группах) - Оцените работу ваших товарищей и выберите самый интересный проект. III. Постановка цели занятия. - Всё ли изучили по разделу «Мал золотник да дорог»? - О чём еще необходимо сказать? (об охране насекомых) - Сформулируйте тему (мысли детей)
- Прочитайте тему нашего занятия Тема: « Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями.» - Определите проблему, цель работы, гипотезу, методы исследования и запишите в карточке. ( Проблема: почему нужно некоторых насекомых охранять, а с другими бороться. Цель: разработать экологические знаки по охране полезных насекомых. Гипотеза: если человек будет знать пользу и вред от насекомых то это поможет сохранить экологическую обстановку в городе.) - Озвучьте. IV.Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач. -А актуальна ли данная тема нашей работы? - Выясните друг у друга в группах (дети ходят по классу и спрашивают у гостей.) - Приступим к решению проблемы, раскрытию цели и проверке гипотезы. - С чего начнём работу? (работа с источником информации) - Поработаем в группах ( 1- 2 группа- насекомые- помощники; 3-4 группа- насекомые- вредители . Задание: записать в карточку , по каким причинам мы должны охранять насекомых, а по каким бороться, т.е ваши выводы) Сообщения для групп Вредители: Колорадский жук – прибыл к нам вместе с овощами из Американского штата Колорадо, об этом говорит само название. Большой вред наносят личинки, которые вылупляются из яичек. Они могут начисто съесть листья картофеля, баклажанов, томатов. Капустница – само название говорит, какому растению она наносит вред. Бабочки откладывают яички, из которых появляются гусеницы и повреждают капусту. Яблонная плодожорка – гусеницы этих бабочек вгрызаются в яблоки и повреждают в них семена. Повредив одно яблоко, гусеница переползает на другое. Обычно поврежденные плоды перестают расти, и опадают с деревьев. Тля – малозаметные, потому что зеленые и маленькие. Сосут сок растений, листья от этого скручиваются, сохнут, покрываются пятнами и цветными волдырями. Озимая совка – один из самых опасных вредителей полевых культур. Гусеницы этой бабочки подгрызают молодые стебельки у основания, что приводит к гибели растений. Большой вред она наносит озимым культурам. Клоп – вредная черепашка – наносит вред зерновым культурам, когда они начинают спеть. В основном страдает пшеница. Слизни – наносят вред овощным и ягодным культурам. Помощники: Пчелы, шмели, бабочки, цветочные мухи – которые опыляют растения, без них на растениях не будет плодов. Божья коровка – очень полезное насекомое, поедает тлю. За свою жизнь она съедает около 4000, а личинка божьей коровки за свою жизнь примерно 1000 тлей. Жужелица – очень полезный жук. Питается гусеницами и личинками вредных насекомых, и даже личинками колорадского жука! Чтобы привлечь жужелицу на свои садово – огородные участки надо раскладывать небольшие дощечки, фанерки или плоские крупные камни так, чтобы они были приподняты 1- 1,5 см от земли. Под эти укрытия будут днём прятаться жуки, а вечером выходить на охоту. Поскольку они активны в вечернее время. Кстати, в эти же укрытия на день будут прятаться опасные вредители огорода и сада слизни, которых там и уничтожит жужелица. Златоглазка – нежное, лёгкое насекомое с блестящими, как будто золотыми глазами. Её личинки поедают множество тлей. Представление групп. - На примере одного насекомого раскройте его пользу или вред (от группы по одному человеку.) Сообщение для представителей. 1 группа. Бабочки питаются нектаром цветов. Перелетая на другой цветок, они часть пыльцы оставляют на нем. Так бабочки опыляют цветы. Только из опыленного цветка вырастает плод: яблоко, груша, огурец. Если прогнать бабочек, то некому будет опылять цветы растений, и поэтому не будет урожая. К сожалению, в наше время бабочек стало мало. (рисунок бабочки)
2 группа. Жужелица – очень полезный жук. Питается гусеницами и личинками вредных насекомых, и даже личинками колорадского жука! Чтобы привлечь жужелицу на свои садово – огородные участки надо раскладывать небольшие дощечки или крупные камни так, чтобы они были приподняты на 1 см от земли. Под эти укрытия будут днём прятаться жуки, а вечером выходить на охоту. 3 группа. Озимая совка – один из самых опасных вредителей полевых культур. Гусеницы этой бабочки подгрызают молодые стебельки у основания, что приводит к гибели растений. Большой вред она наносит озимым культурам. 4 группа. Яблонная плодожорка – гусеницы этих бабочек вгрызаются в яблоки и повреждают в них семена. Повредив одно яблоко, гусеница переползает на другое. Обычно поврежденные плоды перестают расти, и опадают с деревьев. - Что вы выяснили? Почему одних насекомых нужно охранять, а с другими бороться? (зачитывают выводы группы) ФИЗМИНУТКА Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась. Раз -росой она умылась, Два - изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре- полетела. 2.Создание экознаков по охране или борьбе с насекомыми. - Посмотрите в ваши карточки. Всё ли выяснили по проблеме , по цели , работы? (не разработали экологичекие правила) - Я предлагаю группам создать экологический знак по охране насекомых. - Что же делать с вредными насекомыми? Может быть их уничтожить? (ими питаются птицы, животные и другие насекомые) V. Контроль, самоконтроль. - Над какой темой работали? -Какую проблему решили? - Как проверить гипотезу? (дождаться весны и лета и проверить) VI. Задание поискового характера. - Какое исследование вы хотели бы провести? - Оформите страницу в альбоме по теме нашего занятия, проведя исследование. VI. Рефлексия. - Что вы узнали на сегодняшнем занятии? - Что помогло вам решить задачи? - Где можно применить свои знания? - Выскажите своё мнение по занятию. Прием «Плюс – минус - интересно» П | М | И | понравилось на занятии | не понравилось на занятии | Было интересно | | Настрой на рабочий лад Обобщение и систематизация изученного Работа в группах Приём «Логическая цепочка» (выстраивают на доске понятия в ряд) Постановка учебной задачи Работа в группах Работа с учебной литературой Практическая работа Беседа с аргументированными ответами Дифференцированное задание поискового характера
Анализ работы
Оценка своей деятельности на уроке | Личностные: Представление о причинах успеха в учёбе Коммуникативные: выражать свои мысли и действия. Познавательные: умение обобщать; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Регулятивные: осуществлять контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности. Личностные: способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Коммуникативные: выражать свои мысли и действия. Личностные: учебно- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выявления учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: принимать участие в работе группами
Личностные: общее представление о моральных нормах поведения. Коммуникативные: понимать необходимость использования правил вежливости.
Личностные: соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: выражать свои мысли и действия.
Коммуникативные: выражать свои мысли и действия. Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя. Личностные: готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в повседневной жизни.
Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
|