kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие-эксперимент по программе "Разговор о правильном питании" по теме "Удивительные превращения пирожка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе занятия дети познакомятся  с пищеварительным трактом и его основными отделами, узнают о возможности желудка растворять и впитывать различные вещества, получат  представление о необходимости и важности регулярного питания, закрепят представление о полезных и вредных продуктах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие-эксперимент по программе "Разговор о правильном питании" по теме "Удивительные превращения пирожка" »

Занятие-эксперимент

по программе "Разговор о правильном питании"

по теме "Удивительные превращения пирожка"

(«Пищеварительная система»)

Цели:

  • познакомить учащихся с пищеварительным трактом и его основными отделами, рассказать о пути, который проходит пища в организме человека;

  • показать способность желудка растворять и впитывать различные вещества;

  • дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания;

  • закрепить представления о том, какая еда полезна, какая вредна для организма;

  • развивать речь и память, любознательность, умение отвечать на вопросы, размышлять;

  • воспитывать интерес к ЗОЖ.

Словарь:

Слюна, пищевод, желудок, кишечник, пищеварение, ферменты, печень, впитывает, растворяет.

Оборудование:

Схема пищеварения. Дидактические карточки: «Как устроен человек». Шпажки, влажные салфетки, тарелочки и дольки фруктов: яблоки, груши, бананы, виноград, пирожки. Лимон, соль, сахар, верёвка (7 м). Ёмкость («желудок») с куском поролона, стаканчики, бутылочки. Мяч. Цветные карандаши, макет человека.

Ход занятия

1. Релаксация.

Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!


2. Повторение пройденного. Игра «Что ты знаешь о? »

- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Что ты знаешь о? »

Игровая задача: ребенок должен отвечать на вопрос педагога или выполнять необходимое задание.

Ход игры: Дети встают в круг. Педагог-водящий бросает мяч ребенку и задает вопрос. Ребенок, поймавший мяч, отвечает на вопрос.

Вопросы:

- Как называется «живая одежда» нашего тела? (кожа)

- Покажи, какого размера твое сердце.

- Что ты знаешь о сердце?

- Благодаря каким органам мы дышим? (лёгкие)

- Кто главный командир нашего организма? (мозг)

- С помощью чего мы видим наш прекрасный, цветной мир и любуемся им? (глаза)

- Не часы, а тикает (сердце)

- Бесконечный поезд, развозящий по телу питательные вещества (кровь)

- Когда сытый, он молчит. Когда голоден - урчит (желудок)

- Орган зрения (глаз)

- Орган дыхания человека (легкие)

- И говорит, и кушает (рот)


3. Введение в тему занятия.

- Сегодня мы с вами продолжим путешествие В страну ”Здоровья”.

- А как мы с вами поможем нашему здоровью? (Правильно питаться.)

- У меня был один знакомый мальчик, который питался так:

Я сегодня ел омлет, булочку с вареньем,
Конфеты ел и сушки, кофе пил с печеньем.
Съел потом я сыр с колбаской,
Сделал с ними бутерброд.
А теперь, друзья, не знаю,
Отчего болит живот.

- Что же с ним случилось и почему?

- Как вы думаете, эта пища принесла ему пользу?

Чтобы еда приносила пользу, важно соблюдать режим питания.

- Ребята, к кому надо было обратиться моему знакомому мальчику, ведь живот у него болит?

Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас
От всех болезней?
(доктор)

- И сегодня он у нас в гостях.

- А если у нас сегодня гости, значит в своём питании мы можем сделать исключение.

- А какое исключение в пище мы можем сделать?

- Доктор Айболит пришёл к нам не с пустыми руками, а принёс нам …

Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят.
(Пирог)


4. Новый материал.

- Пирожки эти непростые. Они расскажут нам об удивительных путешествиях, в которых они бывают.

- Хотите путешествовать с пирожком? Тогда в путь.

- Каждый из вас помнит чувство сытости, когда в животе приятная тяжесть и хочется прилечь. Но проходит несколько часов, и снова хочется есть. Куда же делась пища, которую мы съели недавно, что с ней произошло (Ответы детей).

- Нет, она не лежит в животике и не провалилась в ноги, просто с ней произошло чудесное превращение. Всем живым существам: и людям, и животным, и растениям необходимо питаться, чтобы жить. Когда вы бегаете, играете, даже спите, вы тратите энергию и, чтобы всегда оставаться здоровыми, сильными и бодрыми, мы должны эту энергию пополнять. Для этого у нас есть специальная система органов, в которой съеденная пища превращается в вещества, необходимые нашему организму.

- Пирожок это пища. А пища — это строительный материал для нашего организма. Она даёт человеку энергию, влияет на умственные способности, на характер, самочувствие и настроение. Подсчитано, что в год человек съедает 500 кг пищи!

- Нельзя же построить хороший дом, если мы не умеем пользоваться строительным материалом.

- Вот так же и человек, чтобы быть здоровым надо знать и соблюдать правила питания.

- А как вы думаете, откуда начинаются путешествия наших пирожков? Куда первоначально попадает пища? (В рот)

- А во рту живет язык – строгий охранник: он пробует ее на вкус.


5. Игра – эксперимент «Угадай, какая»

- На этом столе находится наша секретная лаборатория, где мы будем проводить разные опыты.

-Посмотрите, у меня стаканчики с прозрачной водой, как вы думаете, одинаковая вода во всех стаканчиках? (ответы детей)

- Подойдите ко мне, возьмите по стаканчику вот с этого подноса (дети пробуют по глоточку соленую, сладкую или кислую воду и садятся на стульчики).

- Какая вода? (ответы детей)

- Чем же отличается вода в этих стаканчиках? (ответы детей)

- Правильно, вода разная на вкус - сладкая, соленая, кислая. Еще бывает горький вкус, очень неприятный.

- А как вы узнали, что вода разного вкуса? (ответы детей)

- Правильно, язык может ощущать вкус. Чтобы узнать, какая пища – сладкая, соленая, кислая или горькая, - еду надо положить на язык, иначе вкуса не узнаешь. Язык, как охранник всего организма, подаёт сигнал, если еда плохая. Еду с неприятным вкусом мы есть не будем.


6. Продолжение работы по теме.

- Продолжаем наше путешествие. Узнайте, кто это:

Когда мы едим — они работают.

Когда не едим — они отдыхают.
Не будем их чистить — они заболят.
(Зубы)

- Зубы работают как жернова, хорошо перемалывают и пережёвывают пищу.

- А как надо ухаживать за зубами?


- Вы замечали, что у нас во рту всегда мокро? Это слюна, она смачивает и склеивает измельченную пищу и превращает ее в гладкий скользкий комок, а язык помогает протолкнуть ее внутрь. Еще слюна убивает вредных микробов. Не всех конечно. Если злых микробов очень много, то человек заболевает и тогда за помощью надо обращаться к врачу. Но чтобы этого не произошло, обязательно надо мыть руки перед едой, а также овощи и фрукты, которые вы собираетесь съесть.

- Зубам во рту помогают слюна и язык. При виде, запахе и даже мысли о еде у нас, что называется, текут слюнки.

- И вы так глядите на свой пирожок, что и у вас, наверное, текут слюнки. Так и хочется его откусить. Хочется?

Ешь спокойно за столом.
Не глотай, как львица.
Это вредно, и при том
Можно подавиться.

Рот — орган пищеварения.

- Кто прожуёт кусочек пирожка — встаньте.

- Все вы встали в разное время.

Хорошо прожёванное — наполовину переваренное.

- Учёные доказали, что если вы досчитаете до 60, а потом проглотите эту кашицу, то желудок вас будет благодарить. Пища пережевывается зубами, они хорошо ее перемалывают – это очень важно. Поэтому во время еды нельзя спешить, надо тщательно пережевывать пищу, помогая своему организму. Чем тщательнее мы пережёвываем пищу, тем легче её переварить. Поэтому необходимо беречь зубы и правильно ухаживать за ними.


7. Проведение эксперимента.

(Учитель считает до 30, дети жуют кусочек пирога.)


8. Продолжение работы над темой.

- Наш язык проталкивает кашицу в пищевод.

- Почему он так называется?

- Пищу – что делает? (ответы детей) ведёт. Правильно.

- Смотрите (педагог показывает на схеме): длинный узкий проход ведёт пищу в желудок.

- Из пищевода пища попадает в мешочек (желудок).

- На что он похож? (ответы детей) Да, он похож на мешок, и в нём собирается то, что мы проглотили. Когда мы покушаем, он становится вот такой надутый, как вот этот шарик (педагог показывает наполненный резиновый шарик). Желудок внутри розоватого цвета, его стенки шершавые, и из них сочится особая жидкость. Она кислая и называется желудочным соком. Желудочный сок постепенно пропитывает пищу и растворяет даже твердые частички до жидкой кашки. Пища там находится от 2 до 6 часов. Желудок своими стенками мнёт, растирает и перемешивает пропитанную соком пищу. Как будто варит её. Вот этот процесс называют пищеварением — варением пищи.

- Желудок надо беречь. Кушать необходимо всегда в одно и тоже время, так как желудок вырабатывает желудочный сок через определённые часы, т.е., через З — 4 часа он будет просить новую пищу.

- Когда ребёнок рождается, его желудок имеет длину 5 сантиметров. У взрослых, любителей поесть, размер желудка превышает футбольный мяч. У малоежек — с кулак.


9. Проведение эксперимента.

- Сейчас мы проведем еще один опыт в нашей секретной лаборатории. Опыт с сахаром.

- Дети, посмотрите, у меня есть две бутылочки с водой. В одну я положу ложечку сахарного песка, а в другую – кусочек сахара. Теперь взболтаю.

- Посмотрите, в какой бутылочке сахар растворился быстрее? Почему? (ответы детей)

- Правильно, так и нашему желудку будет легче переварить хорошо измельченную зубами пищу, чем большие куски плохо пережеванной пищи.

- Еще в желудке живут много-много маленьких работников, их называют ферменты. Они помогают переваривать пищу, растворять ее.

- Перенесемся снова в нашу секретную лабораторию и проведем еще один опыт. Представим, что сахар, который растворился в нашей бутылочке – это желудочный сок с растворенной в нем пищей. Губка – это шершавая стенка нашего желудка. Сейчас я налью воду на губку.

- Что произошло с водой? (ответы детей)

- Правильно. Так и стенки желудка впитывают все полезные питательные вещества и затем они по крови разносятся ко всем органам нашего организма.


10. Физкультминутка «Маленькие ферменты»

- Давайте немного с вами передохнём и превратимся ненадолго в маленьких ферментов. Выходите на ковёр и сделайте большой круг.

Мы – ферменты-малыши, (движутся по кругу поскоками)

Мы трудились от души.

Пищу дружно собирали, (наклоны)

Мы её перетирали, (круговые движения ладонями)

Мелко в крошки измельчали, (рубящие движения прямыми руками)

И в окошки подавали. (тянутся вверх ладонями)

То, что не переварили, (отрицательно машут пальцем)

Мы подальше проводили! (прыжки на месте)

Дети возвращаются на свои места.

- Путешествие пищи внутри нашего организма еще не окончено. Ферменты желудка не все могут переварить и тогда они проталкивают пищу дальше, в кишечник.

- И так наша кашица оказалась — в кишечнике. Этот длинный тоннель, свёрнутый как змея. Всё полезное кровь разнесёт по всему организму. (Педагог показывает на схеме кишечник). Возьмём веревку и растянем её.

- Вот такой длины наш кишечник.

-Как же он помещается внутри нас? (Ответы детей)

- Наш кишечник очень длинный – целых 7 метров! Он изогнутый, со множеством поворотов и с мягкими ворсистыми стенками внутри. Ворсинки постоянно двигаются, они, как насос, перекачивают питательные вещества.

- Но перед тем, как накормить все клеточки нашего организма, питательные вещества попадают в печень (Педагог показывает печень на схеме) Печень проводит строгий контроль, решает, куда и какие послать питательные вещества, для того, чтобы вы могли расти и развиваться. А если печень вдруг обнаружит вредные вещества, то она их разрушает, но теряя при этом собственные клетки. Поэтому, мы должны стараться питаться только полезными продуктами, чтобы не вредить своей печени, у нее итак очень много работы.

Остатки ненужной пищи или отходы выходят наружу. Вот какой умный наш организм! Ничего лишнего у себя не держит!

- Вот и закончилось путешествие нашего пирожка.

- Видите, как сложно устроено наше пищеварение. А для того, чтобы оно работало нормально, надо о нём заботиться. А теперь скажите мне, все ли равно, какую пищу мы едим? Какими должны быть продукты питания? (ответы детей)

- Правильно, продукты питания должны быть чистыми, свежими и полезными.

11. Закрепление. Конкурс загадок.

Проведём конкурс загадок, за правильные ответы вы будете получать фишки. И у кого их будет больше, тот и будет победителем. Вопросы:

  1. Первым пробовать привык

Угощенья все … (язык)

  1. Где находится «насосная станция?» (в кишечнике)

  2. Пещера, которая может сдуваться и раздуваться? (желудок)

  3. Узкий туннель, по которому пища попадает в желудок? (пищевод)

  4. Дом, где наш язык живёт,

Называем все мы … (рот)



Заключение. - Давайте посчитаем фишки и узнаем, кто же стал победителем в нашем конкурсе загадок (подводятся итоги).


12. Практическая работа. Итог.

- Давайте вспомним, как ж всё начиналось? (Выкладывание на полу схемы)

- Куда первоначально попадёт пища? (рот)

- Какие помощники находятся во рту? (зубы, слюна, язык)

- Куда язык проталкивает кашицу? (пищевод)

- Как называется “мешочек”, в котором варится пища? (желудок)

- Где заканчивается путешествие нашего пирожка? (в кишечнике)

- Кто разнесёт питательны вещества по нашему организму? (кровь)


- Нарисуйте органы пищеварения (детям раздаются заготовки человечков)


- Запомни золотое правило:

Ложись спать с голодным желудком — проснёшься бодрым.


13. Игра малой подвижности «Угадай»

Детям показываются детям картинки с изображением разных систем и органов человеческого организма. Если на картинке изображена система органов пищеварения или орган, относящийся к этой системе – дети хлопают в ладоши, если нет – топают ногами.


14. Игра малой подвижности «Что разрушает здоровье, а что укрепляет?»

Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья.

Правильное питание – условие здоровья, неправильное приводит к болезням.

- Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему?

Мы это и узнаем через игру “Что разрушает здоровье, а что укрепляет?” (Предлагаем двум детям взять карточки с нарисованными продуктами и разложить их по разные стороны, объясняя их полезность и вредность.)

Ребята, давайте из фруктов сделаем «фруктовый шашлычок». Дети делают «фруктовый шашлычок».

15. Сообщение темы следующего урока.

На побывку шёл солдат,
Сильно притомился.
Он не ел два дня подряд,
Чуть не заблудился.
Но, добравшись до села,
Увидал избушку,
Стукнул в крайнее окно,
Подозвал старушку.

Из какой сказки эти строчки? (Каша из топора”)

- На следующем уроке мы: с вами узнаем, из чего варят каши, как они называются и как сделать кашу вкусной.



9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кунделева Оксана Евгеньевна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 102792


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства