Просмотр содержимого документа
«Занятие по экологии для начальной школы "Первые грозы"»
Тема: Первые грозы.
Цель. Уточнить представления детей об опасных явлениях природы, дать элементарные научные знания о грозе. молнии, громе; закрепить знания о поведении во время грозы
Задачи:
1. Закрепить знания детей о природных явлениях - грозе, громе, молнии; Повторить правила поведения во время грозы;
2.Воспитывать чувство ответственности за себя, интерес к изучению природных явлений;
-А в какое время года чаще бывает гроза? Ответы детей...
Большое число гроз бывает во вторую половину лета, причём после полудня, когда поверхность земли наиболее нагрета. Гроза является самым ярким летним явлением природы, но иногда бывает зимой.
- А всегда ли гроза начинается медленно? Ответы детей...
Гроза может наступить и внезапно. При ясной и тихой погоде небо затягивается тучами. Становиться жарко, воздух становится душным и влажным, начинается сильный порывистый ветер, бывает ливень, сверкает молния и раздается гром.
-Что такое молния?
Молния - это электрический разряд, который происходит между облаками. А ещё бывает шаровая молния!
- Ребята, а вы сказали что при грозе гремит гром… А это что такое?
Ответы детей...
Гром - это звук от разряда. Гром безопасен, он говорит о том, что молния уже миновала.
- А гроза – это опасное явление?
Ответы детей...
Гроза опасна сильными разрывами молний, которые могут вызвать пожары, расщепление деревьев и загорание, гибель животных и людей. Электрические провода могут плавиться, то же может происходить с камнями, песком, кирпичом. Чаще молнии ударяют в предметы, возвышающиеся среди других. В городе, деревне - это башни, высокие здания, трубы и др. На них для защиты от молний ставят громоотводы. В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие возвышающиеся предметы.
3.Физкультурная минутка.
Дождь! Дождь! Надо нам Расходиться по домам! (Шагаем на месте.) Гром! Гром, как из пушек. Нынче праздник для лягушек. (Прыжки на месте.) Град! Град! Сыплет град, Все под крышами сидят. (Присели, хлопки в ладоши.) Только мой братишка в луже Ловит рыбу нам на ужин. (Шагаем на месте.
- Что же делать, если началась гроза?
4.Что надо знать, чтобы избежать опасности во время грозы
При грозе путнику стоит соблюдать определённые правила поведения, чтобы снизить риски попадания молнии.
1.Нельзя прятаться от грозового дождя под одиноко стоящим деревом или высотным зданием, наоборот, отойти от него как можно дальше. Ведь от центра удара разряда напряжение распространяется по кругу.
2.Зонт с металлическим пиком вверху может притянуть к себе молнию, поэтому его и все длинные металлические предметы нужно убрать от себя подальше.
3. Выключить телефон на время грозы.
4. На открытом пространстве лучше присесть, склонить голову к земле и обхватить руками.
5. Если рядом находится водоём, отойти от него на значительное расстояние, и ни в коем случае в нём не купаться.
6. Если есть возможность, укрыться в автомобиле, плотно закрыв окна.
7. Находясь в жилом помещении или в здании, исключить возникновение сквозняка, отключить электроприборы, перекрыть газ и выключить телефон.
Гроза опасное явление природы, но очень красивое. О грозе написано много стихов, рассказов, много художников рисовали грозу. Послушайте стихотворение Ф. Тютчева
Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит. (Ф. Тютчев)
5. Творческое задание.
Нарисуйте «Весеннюю грозу».
Дайте название своей работе, придумайте небольшой рассказ по рисунку.
Посмотрите, сколько различных композиций у вас получилось! «Весенняя гроза».
6. Рефлексия
Скажите, что сегодня на занятии вам понравилось больше всего? Что запомнилось? Почему?