Просмотр содержимого документа
«Заяц на дереве.В.В.Бианки»
Тема урока:
В. Бианки «Заяц на дереве».
Цель урока: - формировать навыки осознанного, правильного, выразительного и беглого чтения.
Задачи: познакомить обучающегося с произведением В. Бианки «Заяц на дереве» - раскрыть содержание произведения; - уточнить и расширить знания обучающегося об окружающем мире - природоведческие сведения о наводнении, о трудностях, которые испытывают обитатели леса в этот период; - развивать все виды речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных операций, познавательной деятельности в целом; - отрабатывать навык правильного, осознанного, выразительного и беглого чтения, учить работать с текстом, расширять кругозор; - прививать и воспитывать интерес к урокам чтения, любознательность, способствовать эмоциональному воспитанию (чувство сострадания к весенним бедам животных), создавать благоприятный психологический настрой
Оборудование: чтение 3 класс, учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений, в 2 ч. Ч. 2.(авт.-сост. С. Ю. Ильина, А. А. Богданова) - М.: Просвещение, 2013. – 119 с., дидактический материал по чтению – слоговые таблицы, иллюстрации к тексту, словарная работа (напечатанные слова: почувствовал, перепуганный, наводнение); портрет В. Бианки; выставка библиотечных книг – произведения В. Бианки.
Ход урока:
Орг. момент.
- Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Урок литературный. А мы народ культурный. Будем работать, отвечать. Наши знания пополнять.
Психологический настрой.
- Хочу пожелать : На уроке быть старательным. Быть спокойным и внимательным. Говорить чётко, внятно, Чтобы было всем понятно.
Мы урок начнем с разминки,
Выпрямляем свои спинки.
На носочках потянулись,
Вправо-влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
- Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Повернись и поздоровайся с нашими гостями.
Андрей за парту тихо сел,
На меня посмотрел . Актуализация знаний и умений обучающегося.
Какой у нас сейчас будет урок? Проверь все ли готово у вас к уроку. На столе должны лежать учебник, дневник, ручка.
слайды
- Девиз уроков чтения: кто много читает, тот много знает!
Артикуляционная и речевая гимнастика.
- Начнем урок с речевой гимнастики.
2. Речевая гимнастика.
3. Дыхательная гимнастика.
Задуй свечу.
* Сделай глубокий вдох и разом выдохни весь воздух. Задуйте одну большую свечу.
* Представь, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохни тремя пропорциями. Задуй каждую свечу.
*Представь, что перед тобой большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделай глубокий вдох и постарайся задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
А сейчас давай поиграем в игру «Живые слова»
На слайде стихотворение, каждая строчка должна встать на свое место. Посмотри внимательно и прочитай.
2. Игра «Живые слова»
(моделирование стихотворения)
День прибывает. (3)
Ожил лужок (2)
Когда это бывает? (4)
Тает снежок, (1)
Уточнение временных понятий.
-какое время года сейчас?
-назови весенние месяцы?
-какой сейчас месяц?
-назови день недели сегодня?
-Какое сегодня число?
3. Работа со слоговыми таблицами: (уч-ся читает слоги, составляет слова из слогов в таблицах).работа на доске (слайд)
ру
на
вес
чьи
мед
жи
лу
це
солн
ведь
(На слайде составленные слова: ручьи, весна, лужи, медведь солнце)
4. Проверка домашнего задания.
- Из какого произведения слова, составленные по слоговой таблице? (Георгий Ладонщиков «Медведь проснулся»). - Кто главный герой стихотворения?
- Как назван медведь в стихотворении? (косолапый) - Почему медведь проснулся в своей берлоге? (пришла весна) - Откуда в берлоге появилась вода? (снег растаял ,появились лужи)
Определение цели и задач урока.
Работа с репродукцией картины. Слайд картины И. Левитана «Весна. Большая вода». — Внимательно рассмотри картину. Расскажи, что на ней изображено. Обрати внимание на деревья. - Почему художник назвал свою картину «Весна. Большая вода»? Как по-другому можно сказать? (Наводнение )
Словарная работа: наводнение, на-вод-не-ние
-Как ты понимаешь слово наводнение? (Много воды)
— Причины наводнения могут быть разные: в реку или озеро стекло много воды, образовавшейся от таяния снега. Тогда говорят, что река или озеро выходит из берегов и затопляет близлежащие поля, луга, огороды, леса. - И вот такое явление природы, как наводнение, доставляет и людям, и особенно животным много хлопот, неприятностей.
Основная часть. Работа с текстом. 1. Работа с текстом до чтения. - Как называется рассказ, с которым мы познакомимся сегодня, ты узнаешь, если прочитаешь название справа налево.
.ЕВЕРЕД АН ЦЯАЗ
- Предположи, о чем пойдёт речь в этом рассказе? - Что необычного? Как заяц мог оказаться на дереве, он же не белка?
(«Заяц на дереве») В. Бианки.
- Я немного расскажу тебе об авторе: - Виталий Бианки родился в семье учёного. Своего отца писатель называл первым и главным «лесным учителем». Именно отец привил ему интерес ко всему, «что дышит, цветёт и растёт».
С 5 лет Виталик каждое лето уезжал с родителями на дачу, а оттуда в лесное путешествие. С тех пор для него лес – волшебная страна. - Ещё мальчиком Виталий Бианки много времени проводил в лесу, отец часто брал сына с собой на охоту и на прогулки. Называл ему каждую травку, каждую птицу и зверюшку. Научил его узнавать птиц по полету, зверя - по следу и, самое главное, научил сына записывать свои наблюдения. - Мальчик с жадностью прислушивался к рассказам бывалых охотников. Он пытался понять, о чём разговаривают птицы, почему так не похожи лапы у крота и у цапли, зачем одному природа подарила длиннющий нос, а другому достался махонький носишко, отчего одни животные строят домишки на деревьях, другие - в чистом поле, а третьи — под водой. - Все эти непростые вопросы не давали Бианки покоя. Обо всём, что увидел и узнал, Виталий Валентинович решил рассказать девчонкам и мальчишкам. И начал писать детские книжки, помогая ребятам тоже проникнуть в чудесные тайны природы.
(выставка книг).слайд
- В нашей библиотеке тоже есть книги В.Бианки. Если тебя заинтересовала жизнь В.Бианки и ты захочешь познакомиться с его творчеством поближе, ты можешь взять их в библиотеке и прочитать.
А сей час мы послушаем аудио рассказ
Прослушивание аудиозаписи.
2. Работа с текстом во время чтения. Осознание содержания текста, создание читательской интерпретации.
Чтение текста с остановками . Иллюстрирование по ходу чтения обучающимся.
Заяц жил на острове среди широкой реки. Это был ещё молодой, не очень умный заяц.
- Что значит не очень умный заяц?
(Заяц, который мало чему научился)
В тот день заяц спокойно спал у себя под кустом. Солнце пригревало его, и косой не заметил, как вода в реке стала быстро прибывать. - Как вы понимаете слова: «Вода стала быстро прибывать»?
Он проснулся только тогда, когда почувствовал, что его шкурка подмокла снизу.
- Как это почувствовал? Словарная работа: по-чув-ство-вал. ( ощутил )
Вскочил - а вокруг него вода.
- Что испытал заяц в этот момент?(испугался)
Началось наводнение. Замочив только лапки, заяц удрал на середину островка: там было ещё сухо.
Но вода в реке прибывала быстро. Островок становился всё меньше и меньше.
Так прошёл весь день и вся ночь. - Предположи, что произошло дальше? - Убедимся в правильности твоей точки зрения.
На следующее утро из воды торчал только крошечный кусочек острова. На нём росло толстое дерево. Перепуганный заяц бегал вокруг него. - Что значит перепуганный заяц?
Словарная работа: пе-ре-пу-ган-ный ( стало страшно)
А на третий день вода поднялась уже до самого дерева. Заяц стал прыгать на дерево, но каждый раз падал в воду. - Чем могло всё закончится?(мог утонуть) Наконец ему удалось залезть на толстый нижний сук. Заяц уселся на него и стал дожидаться конца наводнения: вода в реке уже больше не прибывала.
Три дня просидел заяц на дереве. Наконец вода ушла, и он вернулся на землю.
Так ему и жить теперь среди реки на острове – до жаркого лета. Летом воды в реке будет мало, и он доберётся до берега.
Динамическая пауза.
Дружно трудились,
Немного устали.
Быстренько сразу
За партами встали! Девочки и мальчики, Представьте, что вы зайчики. Утром зайка встал на лапки, Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо, Приседанье сделал справно, Лапки вверх и лапки вбок, И на месте прыг да скок. Лапками потёр глазок. Сел за парту. За урок!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно.
3.Работа с текстом после чтения. Соотнесение читательских взглядов с авторской позицией – наблюдения за языком произведения, чувствами героя.
Составление портрета героя. Выборочное чтение.
- Найдите и прочитайте какой заяц был в начале рассказа?
спокойный
- Как он себя повёл когда проснулся? стал волноваться
- Как повёл себя заяц дальше? Как по - другому сказать «вскочил»?
испугался
- Как ты думаешь, что должен был сделать заяц, как только заметил, что вода стала прибывать?
перебежать на сухое место
Почему он этого не сделал?
Он спал и не заметил как вода стала прибывать
-Что случилось на следующий день?
Из воды торчал только крошечный кусочек острова ,он испытал страх - Что случилось на третий день? И как себя вёл герой?
заяц стал прыгать на дерево
потерял надежду
- Как ему удалось залезть на дерево?
немного успокоился - Сколько дней просидел заяц на дереве?
Три дня
- Какие чувства ты испытывал во время прочтения произведения?
- Виталий Бианки тоже переживал за нашего героя. Заяц: спокойный, стал волноваться, испугался, испытал страх, потерял надежду, немного успокоился, спокойный. - Что мы можем сказать об отношении автора к своему герою?
- Мохнатых и пернатых, обитающих на страницах книжек Бианки, невозможно не полюбить. Виталий Валентинович рассказывает об их повадках, о ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться так, что от книжки оторваться невозможно. - Можно назвать Виталия Бианки рассказчиком? О чём и о ком рассказывал автор? Кто главные читатели его произведений?
Учитель читает стихотворение :
Повсюду: в лесу на полянке, В реке, на болоте, в полях - Ты встретишь героев Бианки, У них побываешь в гостях. Про птиц, насекомых, лягушек Рассказы и сказки прочтёшь. И лучше знакомых зверушек Узнаешь, дружок, и поймешь. Ох, так написать о природе Непросто, ведь нужно уметь На вещи, знакомые вроде, Всегда удивлённо смотреть.
VI Закрепление содержания темы урока. - С каким произведением мы сегодня познакомились? - Кто автор рассказа? - Кто главный герой рассказа? - Что с ним произошло? - Чем закончился рассказ? - Как вы думаете, что дальше произошло с зайцем?
Показ иллюстраций о том, как бывает трудно животным во время наводнения.
Содержательная рефлексия.
Результативность урока, успешность выполненных учебных задач.
Задание на дом.
Стр. 59-61: читать рассказ «Заяц на дереве»; подготовить пересказ по картинкам.