1) Познакомить с отличительными элементами задачи, уметь выделять задачи из предложенных текстов;
2) Развивать математическую речь; отрабатывать вычислительные навыки.
3) Воспитывать интерес учиться, правильно идентифицировать себя с позиции школьника.
- уметь различать структуру текстовой задачи, правило оформления решения задачи в тетради;
- уметь выделять задачи из предложенных текстов.
- самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.
- умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществлять последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свою точку зрения
- умение под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (подведения под понятие);
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- участие в работе группами; понимать задаваемые вопросы; выражать свою точку зрения;
- умение адекватно воспринимать другое мнение и позицию, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Этапы урока | Краткое содержание урока, действия учеников | Вид работы | Цели и задачи этапа урока |
1. Организационный этап | - Здравствуйте! Меня зовут Светлана Сергеевна. Сегодня проведу у вас урок математики. Прозвенел дня нас звонок Начинается урок, Мы за парты дружно сели И на доску посмотрели, Мы пришли сюда учиться не лениться, А трудиться! Мы хороший, дружный класс Все получится у Нас! | | Цель: приветствие, организация внимания, включение учащихся в деловой ритм посредством рифмованного начала урока |
2. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | - Ребята, какой праздник мы празднуем в конце года? - Новый год! - Сегодня мы будем готовиться к празднованию Нового года и украсим ёлочку! | | Цель: создание условий для включения учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, выделение содержательной области с помощью постановки привлекательной цели |
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Устный счет Выполните задание. Нужно украсить Машину ёлку шарами. Решите примеры и назовите верный ответ. Кто готов, поднимайте руку! 1. «Машина ёлка» 2+3 8-2 6+4 10-1 9-6 7+2 10-7 6-0 9-5 5+4 7-4 4+4 Молодцы! Вы справились с заданием и можем повесить на нашу ёлочку шар. 3. Карточки «Ёлочки с примерами» - Решите примеры и запишите ответы. 2. «Геометрические фигуры» -На доске карточки. + - + - -Что это за знаки? -Плюс и минус! -Когда используем знак «плюс»? (Когда нужно выполнить действие сложения) - Когда используем знак «минус»? (Когда нужно выполнить действие вычитания) Кто сможет продолжить ряд знаков? + - + - + - - Молодцы! Можем повесить на елку шар. - Какие геометрические фигуры изображены? - Продолжите ряд. - Почему добавили два треугольника? - Количество фигур увеличивается на один! - Молодцы! С этим заданием вы тоже справились! Можем повесить на елочку шар. | Фронтальная работа Задание на развитие наблюдательности, восприятия, и совершенствование внимания. Индивидуальная работа | Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося с помощью устных упражнений, содержащих проблемные ситуации. |
4.Целеполагание, постановка проблемы | - Ребята, вы умеете решать задачи? -Чтобы правильно решить задачи, какие знания нам нужны? (считать, складывать, вычитать, сравнивать…) - Предлагаю вам решить Незнайкины задачи. - А кто такой Незнайка? (Незнайка, коротышка из Цветочного города, который многого не знал. Незнайка - герой сказок Николая Носова) Слушайте внимательно первую задачу. У Варвары 4 машинки и 3 робота. В задаче нет вопроса. Поставьте вопрос и решите задачу. У Варвары 4 машинки и 3 робота. Сколько всего игрушек у Варвары? 4+3=7 (иг.) Какие слова помогли выбрать действие? Сколько всего? Итог. Можно ли сказать, что к каждой задаче должен быть поставлен вопрос? Слушайте внимательно вторую задачу! У Маши было 9 закладок. Сколько закладок у неё осталось? Задачу решить нельзя: не хватает данных в условии. Дополните задачу и решите её устно. У Маши было 9 закладок. Она отдала брату 7 закладок. Сколько закладок у неё осталось? 9-7=2 (з.) Какое слово подсказало выбор действия? Отдала. Итог. Можно ли сказать, что в задаче обязательно должно быть условие с данными? Вы справились с Незнайкиными задачами! Молодцы! - Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке? - Решать задачи. - А чтобы правильно решать задачи, мы должны правильно считать! | | Цель: выявление причины затруднения, обсуждение затруднений в решении задач. Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, посредством попыток решения неполных задач. |
5.Поиск путей решения проблемы - физминутка | - У каждого из вас лежит на парте рукавичка. Нужно решить равенства, а они у всех разные. Ответ записать ручкой. Как только будете готовы, поднимите рукавичку вверх. (На листочках по 2 примера на сложение и вычитание, где ответом является одно и то же число «5», «6», «7», «8», «9»). - Какие ответы получились? 5 и 5, 6 и 6,7 и 7, 8 и 8,9 и 9. Посмотрите вокруг. У нас в кабинете необычные гости. Это Снеговички, которые ждут, когда вы подарите им свои рукавички. У каждого снеговика есть ведерко с цифрой. Встаньте! Подойдите к своему снеговику! Положите рукавичку в ведерко! И останьтесь рядом со своим Снеговичком. Задание от Снеговика! Заполните домики числами! Для этого нужно вспомнить состав чисел:5,6,7,8,9. Команда №5,№6,№7,№8,№9. Называют свои ответы. Умнички! Справились с заданием Снеговика! Можно украсить ёлку шарами! Вы правильно считали! А теперь будем решать задачи! | Рукавички. Домики. Состав числа. Индивидуальная работа Работа в группах | Цель: предупреждение утомления, совершенствование общей моторики, выработка четких координированных действия во взаимосвязи с речью с помощью приемов активизации, и привлекательных ситуаций в которых ученик является субъектом деятельности. |
6.Решение проблемы | -Что такое задача? -Задача – математическое высказывание, в котором содержится вопрос и условие. И чтобы ответить на вопрос задачи, нужно её решить. - Откройте учебник на с.116 - Прочитайте задачу №2. Рыбак поймал 5 пескариков и 3 плотвички. Пескарь — небольшая рыбка; с крупной чешуей, цилиндрическим телом и двумя небольшим усикам, которые лежат в углах рта. Плотва – по форме тела похожа на сельдь. Обе рыбы из семейства карповых. - Расскажите условие задачи. Что известно? Нарисуйте схему (условный рисунок). Обозначьте числами на схеме количество пескариков и плотвичек. - Прочитайте вопрос задачи. Сколько рыб поймал рыбак? Запишите равенство. 5+3=8 №3 с.116 - Прочитайте задачу. На крыше висели 8 сосулек. Днём 6 сосулек растаяли. Сколько сосулек осталось на крыше? - Что значит растаяли? - Стало меньше. -Каким действием будем решать задачу? - Какое слово подсказало, что действием вычитания? Составим схему (условный рисунок) задачи, а равенство вы запишите самостоятельно. 8-6=2 Проверка. Что необходимо для решения задач? Знать составляющие задачи: условие, вопрос, решение, ответ. | Работа по учебнику Метапредметная связь с окружающим миром. | Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение решений. посредством диалога и выведения алгоритма. |
7. Первичное закрепление | Потеряли рукавичку, придумаем задачу по данному равенству условие придумывают вопрос ставят решение данное равенство ответ проговаривают | | Цель: проговаривание нового знания посредством записи в виде опорного сигнала: условие вопрос решение ответ |
8.Самостоятельная работа с использованием полученных знаний | Стр.116 №4 Маша скатала 4 снежных кома, а Миша 6. Сколько комьев скатали Маша и Миша? | Работа в парах | Цель: самоанализ и самоконтроль в форме самостоятельной работы. |
9.Коррекция | На ветке берёзы выросли 4 яблока, 2 яблока упали. Сколько яблок осталось на ветке березы? Задача нереальная. На берёзе яблоки не растут. Измените условие так, чтобы в задаче описывалась реальная ситуация. Решите задачу. На ветке яблони выросли 4 яблока, 2 яблока упали. Сколько яблок осталось на ветке? 4-2=2 (яб.) | | Цель: нахождение и исправление ошибок, исправление промежуточных и конечных результатов своих действий с помощью решения нереальных задач |
10.Систематизация знаний | Что необходимо для решения задач? Знать составляющие задачи: условие, вопрос, решение, ответ. | | Цель: включение нового способа действий в систему знаний, с помощью ответов на вопросы |
11.Рефлексия учебной деятельности | Удалось нам нарядить елку? На новогоднее представление принято приходить в костюмах. На столе у вас 3 колпачка: розового, голубого и белого цвета. Если бы вы были гномиками, то колпачки какого цвета надели? Розовый - тому, кому все удалось на уроке. Голубой - для тех, у кого были затруднения. Белый – все задания были сложными. Спасибо за вашу работу на уроке! Урок закончен! | | Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса посредством украшенной елки и интерпритации разноцветных колпачков |