|   Организационная информация.   |  
  |   Тема урока.   |    Задачи на перебор вариантов. Ознакомление с новым видом оформления решения задачи - составлением таблицы вариантов.   |  
  |   Предмет.   |    Математика.   |  
  |   Класс.   |    4   |  
  |    Автор урока (ФИО, должность)       |     Соловьёва Людмила Михайловна,  учитель начальных классов.   |  
  |   Образовательное учреждение.   |    МКОУ СОШ №11.   |  
  |   Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)   |     Центральный федеральный округ  Россия   |  
  |   Республика/край.     |    Тульская область.   |  
  |   Город/поселение.   |    Узловский район, посёлок Майский.   |  
  |   Методическая информация.   |  
  |   Тип урока (мероприятия, занятия).   |    Изучение нового материала.   |  
  |    Цели урока (мероприятия, занятия)  (образовательные, развивающие, воспитательные).   |     Образовательные: ознакомить с новым видом оформления решения задач - составлением таблицы вариантов; формировать навыки в составлении таблиц по условию задачи; закреплять умения в определении истинности высказываний.   Развивающие: развивать речь учащихся, обогащать её математическими терминами, развивать словесно-логическое мышление.  Воспитательные: прививать детям старание, терпение, любовь к труду, чувство товарищества, бережное отношение к природе.   |  
  |   Задачи урока (мероприятия, занятия).   |    Обучать составлению таблиц к задачам на перебор вариантов.   |  
  |   Используемые педагогические технологии, методы и приемы.   |    На уроке используются: словесный метод в сочетании с наглядным, самостоятельная работа, работа парами, дифференцированная работа, фронтальный опрос, работа с учебником, беседа, обобщение, презентация.     |  
  |   Время реализации урока (мероприятия, занятия)     |    45 минут.   |  
  |   Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют / приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия).   |    Закрепляются навыки в решении задач разных видов, умение читать графики, выполнять умножение и деление многозначных чисел.   |  
  |   Необходимое оборудование и материалы.   |    Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.   |  
  |   Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия).   |    Карточки с заданиями, рабочие тетради «Математика №2» (авторы: Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В.),   |  
  |   Список учебной и дополнительной литературы.     |    Учебник «Математика, 4класс, частьII» (авторы: Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В.), «Математика, 4класс. Методика обучения», В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачёва, изд-во «Вентана - Граф», 2011г.   |  
  |                                                                                                                                                                                   Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),    деятельность учителя и учеников.   |  
  |   Мотивация учащихся.   |         |  
  |         I.Организационный момент.       |          Ну-ка, проверь, дружок,   Готов ли ты начать урок?   Всё ль на месте, всё ль в порядке?   Ручка, книжка и тетрадка?   Все ли правильно сидят;   Все ль внимательно глядят?   Каждый хочет получать   Только лишь оценку «пять».       |  
  |       II.Проверка домашнего задания.                                   2 ученика выполняют аналогичное задание на построение прямоугольников, у которых площадь16 кв. см         |        -Ребята, приготовьте части квадрата, которые вы вырезали дома. Смешайте их. А теперь сложите из них квадрат. Кто быстрее всех выполнит работу, поднимет руку. Проверим вашу ловкость. Начали.   -А сейчас посмотрим, какие прямоугольники у вас получились. (№142 в учебнике.) Какой площади данный прямоугольник?   -18 кв. см   -С какими сторонами вы построили прямоугольники?   -2см и 9см один прямоугольник.   -1см и 18см другой прямоугольник.       |  
  |         III. Устный счёт.             1-ый слайд.                                                                                                                                                                                  2-ой слайд.                                           3-ий слайд.                                          4-ый слайд.   |          -Ребята, давайте посчитаем устно. Посмотрите на экран.     - На территории Тульской области обитает некоторое количество видов птиц. 163 вида из них гнездятся на территории области, 8 видов встречается только в зимнее время, 60 – во время пролёта и сезонных миграций. 16 видов птиц области занесены в Красные книги бывшего СССР и РСФСР. Сколько всего видов птиц обитает на территории Тульской области?   163+8+60+16=247 (в.)      - Дети, почему некоторые виды птиц занесены в Красную книгу?   (Загрязнение атмосферы, истребление птиц браконьерами, загрязнение водоёмов.)   - Действительно, чистый воздух уже становится дефицитным ресурсом во многих областях России, где загрязнение атмосферы представляет реальную опасность для жизни и здоровья не только человека, но и животных. Основными источниками загрязнения атмосферы области являются выбросы промышленных предприятий, процессы испарения и сжигания топлива.   На одного жителя области в 2000 году приходилось около 182кг вредных выбросов в атмосферу.   Одним из основных источников загрязнения природной среды является автомобильный транспорт. В 1999 году выбросы загрязняющих веществ от автомобильного транспорта составили 155 тысяч тонн. Вот поэтому каждый человек, гражданин своей страны должен думать о том, как сохранить чистый воздух для себя и потомков. 2013 год объявлен годом защиты окружающей среды.          Продолжительность жизни дуба 1 200 лет, а продолжительность жизни ели составляет 2/3 всех лет дуба. Сколько лет живёт ель?   (1200:3•2=800)       Летучая мышь за 6 суток съедает 300 мух. Сколько мух съедает летучая мышь каждый день?   (300:6=50)   Впервые птицу дронт европейцы обнаружили в 1681 году, а уже через 83 года дронта не стало. В каком году исчезла птица дронт?   (1681+83=1764)       Божья коровка съедает за день 100 взрослых тлей. Сколько божьих коровок съедят 600 тлей?   (600:100=6)   В Италии для приготовления кулинарных блюд ежегодно вылавливают 40 млн. птиц; ещё 30 млн. ловят с помощью специального клея, которым обмазывают ветки деревьев и кустарников; 170 млн. пернатых гибнет от пуль и зарядов охотников. Сколько всего птиц гибнет ежегодно в Италии?   (40+30+170=240)       |  
  |         IV. Сообщение темы и целей урока.       |          - Дети, сегодня мы познакомимся с задачами нового вида. Чтобы их решить, нужно нарисовать таблицу.       |  
  |         V.Работа по изучению нового материала.                                                                                             5-ый слайд.                                                                                                                                          6-ой слайд.                                                                    7-ой слайд.                                                                                                                 Физкультминутка.       |          1.Работа с учебником.   - Откройте учебники на стр.40. Найдите задачу № 144. Прочитайте условие задачи.   - Какие варианты возможны для решения этой задачи?   ( Менять расположение книг.)   - Что нужно сделать, чтобы не пропустить ни одного варианта и не повторить дважды один и тот же вариант?   - Правильно, нужно воспользоваться определённым способом. Рассмотрите таблицу в учебнике.   - Какой способ предложен в данной таблице?      (Каждая книга дважды стоит на первом месте, дважды на втором месте и дважды на третьем. Две другие книги в этот момент меняются местами. Так мы не ошибёмся при решении задачи.             |   Вариант.   |    Левая книга.   |    Средняя книга.   |    Правая книга.   |     |   1.   |    А   |    Б   |    М   |     |   2.   |    А   |    М   |    Б   |     |   3.   |    Б   |    А   |    М   |     |   4.   |    Б   |    М   |    А   |     |   5.   |    М   |    А   |    Б   |     |   6.   |    М   |    Б   |    А   |            - Давайте определим истинность следующих высказываний, используя данную таблицу:   1) В середине стоит книга Г.Х.Андерсена.   (3, 5.)   2. Книга В.Бианки стоит левее книги С.Михалкова. (1, 3, 4.)   3. Крайняя книга – это книга Г.Х.Андерсена. (1, 2, 4, 6.)   4. Неверно, что справа стоит книга В.Бианки. (1, 3, 4, 6.)      - А теперь прочитайте условие задачи №145 и рассмотрите её решение.   - Какие условные обозначения используются в решении данной задачи?   (Буквы П, М, Ч.)            |   Вариант.   |    Стакан.   |    Кружка.   |     |   1.   |    П   |    М   |     |   2.   |    М   |    П   |     |   3.   |    П   |    Ч   |     |   4.   |    Ч   |    П   |     |   5.   |    М   |    Ч   |     |   6.   |    Ч   |    М   |            2.Самостоятельная работа в парах.   - А теперь попробуйте составить и заполнить другую таблицу для решения этой же задачи.        (Дети работают парами, таблица будет выглядеть следующим образом.)             |   Вариант.   |    Простокваша.   |    Молоко.   |    Чай.   |     |   1.   |    С   |    К   |    -   |     |   2.   |    С   |    -   |    К   |     |   3.   |    К   |    С   |    -   |     |   4.   |    К   |    -   |    С   |     |   5.   |    -   |    С   |    К   |     |   6.   |    -   |    К   |    С   |            - Определите истинность высказываний, используя составленную таблицу.        1.В стакан налит чай. (4, 6.)   2.В кружку налито не молоко. (2,3, 4, 5.)   3.В стакане чай или простокваша. (1,2, 4, 6.)   4.Молоко в кружке или в стакане. (1, 3, 5, 6.)   5.Чай в стакане или в кружке. (2, 4, 5, 6.)   6.Чай в кружке или в стакане. (2, 4, 5, 6.)   7.Простокваша в кружке и в стакане. (Высказывание ложное.)   8.Если в стакане чай, то в кружке молоко. (6.)        Солнце спит, небо спит,   Даже ветер не шумит…   Рано утром солнце встало,     Всем лучи свои послало.   Вдруг повеял ветерок,   Небо тучей заволок   И деревья раскачал.   Дождь по крыше застучал.   Барабанит дождь по крыше.   Солнце клонится всё ниже.   Вот и спряталось за тучи,   Ни один не виден лучик.   |  
  |         VI.Работа над пройденным материалом.        2 ученика решают задачи у доски (за ширмой)                            2 ученика работают по индивидуальным карточкам.                  8-ой слайд.   |          1.Решение задач №150, 151. (самостоятельно, с последующей проверкой)        1) 85 • 64 = 5440 (кв. м) – площадь участка   2) 5440 – 160 = 5280 (кв. м) – остальная площадь     3) 5280 : 2 = 2640 (кв. м)   Ответ: 2640кв. м занимает сад.   (Ученик объясняет своё решение.)        1) 23 • 2 = 46 (м) – ткани отрезали от куска   2) 46 + 32 = 78 (м)   Ответ: 78метров ткани было в куске.   (Ученик объясняет своё решение.)        2.Ребята, перед вами на слайде график движения грибника. Пользуясь этим графиком, ответьте на вопросы.   1)Что обозначают числа на каждой из осей?   (На оси ОХ – время движения грибника; на оси ОУ – пройденный путь.)   2)Сколько километров прошёл грибник: за первый час движения; через 2 часа после выхода из дома?     (4км; 8км.)   3)За сколько часов грибник прошёл 10км?   (За 5 часов.)   4)Как время отдыха грибника обозначено на графике? Сколько времени он отдыхал?   (По графику можно определить, что с двух до четырёх часов от начала движения пройденное расстояние не изменялось, значит, именно в этот период грибник 2 часа отдыхал (4 – 2 = 2)).   -Вычислите, с какой скоростью шёл грибник до остановки на отдых и с какой скоростью он шёл после отдыха.   (До остановки грибник был в пути 2 часа и прошёл за это время 8км, следовательно, можно вычислить скорость его движения за это время: 8 : 2 = 4 (км/ч)     После остановки грибник был в пути 1 час (5 – 4 = 1) и за это время прошёл 2км (10 – 8 = 2), следовательно, скорость его движения после остановки 2км/ч (2:1=2).             |  
  |         VII.Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии).   9-ый слайд.   |        -Ребята, мы хорошо потрудились с вами на уроке. Отметьте своё настроение от работы с помощью вот таких цифр:   1.Урок полезен, всё понятно.   2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.   3.Ещё придётся потрудиться.   4.Да, трудно всё-таки учиться!        |  
  |         VIII.Домашнее задание (если это необходимо на уроке).   10-ый слайд.   |          - Ребята, я предлагаю вам необычное задание: попробуйте составить свою задачу на перебор вариантов при её решении. Для этого вы можете объединиться в группы по своему усмотрению. Не беда, если у вас не всё получится. На следующем уроке мы все вместе подумаем над решением этих задач.   |  
  |    Дополнительная необходимая информация.   |     Для детей, успешно выполнивших работу, дополнительное задание в рабочей тетради «Математика. 4 класс.№2».   |