Содействовать развитию интереса детей к тяжелым военным и послевоенным годам в судьбе Севастополя и достижению ими определенного уровня образованности.
Задачи :
а ) обучающие: повышать уровень знаний о родном крае; формировать эмоционально-ценностное отношение к родному краю; увязать содержание обучения с реальной жизнью; вызвать интерес к познанию своего родного края;
б ) развивающие: развивать умения по актуализации ранее полученных знаний и умений, внимание, память, речь, творческие способности, интерес к историческим фактам, личностям, стремление к активной деятельности по изучению родного края;
в ) воспитательные: воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к историческому прошлому, наблюдательность, внимательное отношение к окружающему, жизненную ясность суждения, социальную чуткость; духовно-нравственное воспитание учащихся через изучение исторических фактов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Возрожденный Севастполь »
Тема: Возрожденный Севастополь.
Цель: Содействовать развитию интереса детей к тяжелым военным и послевоенным годам в судьбе Севастополя и достижению ими определенного уровня образованности.
Задачи :
а ) обучающие:повышать уровень знаний о родном крае;формировать эмоционально-ценностное отношение к родному краю; увязать содержание обучения с реальной жизнью; вызвать интерес к познанию своего родного края;
б ) развивающие: развивать умения по актуализации ранее полученных знаний и умений, внимание, память, речь, творческие способности, интерес к историческим фактам, личностям, стремление к активной деятельности по изучению родного края;
в ) воспитательные: воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к историческому прошлому, наблюдательность, внимательное отношение к окружающему, жизненную ясность суждения, социальную чуткость; духовно-нравственное воспитание учащихся через изучение исторических фактов.
Оборудование:
1. Запись песни «День Победы».
2. Запись песни «Легендарный Севастополь»
3. Док. фильм «Освобождение Крыма и Севастополя»
4. Фото разрушенного и возрожденного Севастополя
5. Тетрадь «Мой любимый город Севастополь»
Тип урока: комбинированный.
( В ходе урока могут принимать участие ученики старших классов или родители.)
Ход урока:
I.Организационный момент:
Учитель:
- Здравствуйте, дети, здравствуйте наши уважаемые гости и помощники!
Сегодня мы продолжим знакомство со славной историей нашего любимого города Севастополя.
А как называется предмет, который изучает наш край?
Каждому человеку очень важно знать историю своего родного края, города, так же важно, как уметь читать и писать. Ведь, у того, кто не знает прошлого, нет будущего.
- Остановись, прохожий, не спеши;
Здесь Севастополь- город бастионов.
Его железным воздухом дыши,
Чтоб в трудный час остаться непреклонным.
- Нам всем очень повезло. Мы живем в славном городе, городе , « достойном поклонения». Сегодня мы вспомним пожалуй самые трагические годы в судьбе нашего города и его жителей. Итак, в путь!
II. Актуализация опорных знаний:
Эпиграф к уроку - отрывок из поэмы Э. Асадова « Шурка».
Севастополь – синяя волна!
Сколько раз, шипя девятым валом,
На тебя со злобой налетала
Под любыми стягами война?!
И всегда, хоть любо, хоть не любо,
Та война, не ведая побед,
О тебя обламывала зубы
И катилась к черту на обед!
Потому что, позабыв о ранах,
Шли в огонь, не ведая преград,
Тысячи героев безымянных –
Стриженых «братишек» и солдат.
Видео. Отрывок из фильма « Освобождение Крыма и Севастополя».
Учитель:
- Когда началась Великая Отечественная война?
- Сколько дней продолжалась Вторая оборона Севастополя?
- Расскажите о подвиге Ивана Голубца.
- Что такое «таран»? Кто совершил таран в Севастопольском небе?
- Чем бы ты мог помочь защитникам осажденного Севастополя?
- Где находился последний рубеж обороны?
- Когда начался штурм Сапун- горы?
- Война пришла в Севастополь в 3 часа 15 минут 22 июня. Еще не прозвучал ни один залп на западной границе, еще не погиб ни один солдат, а Священный город уже встретил врага, и первые жертвы на алтаре Великой Отечественной были его…История сохранила нам имена первых ее жертв. Фашистская донная мина упала на дом и разнесла его в клочья. В огне взрыва погибли: Александра Белова (бабушка), Варвара Соколова (дочка) и Леночка Соколова (внучка). За долгую и кровопролитную войну еще погибнут миллионы и миллионы, но именно этим трем выпала страшная участь открыть скорбный и бесконечный мартиролог. Запомним же и мы их имена.
Ученик:
Тогда нам было 10 лет, Мы помним ночь войны, Ни огонька в окошках нет, Они затемнены.
Учитель:
- Несмотря на официальное переименование Севастополя в Готенбург, сами же немцы даже в официальных документах почему-то упорно продолжали именовать город — Севастополем. Как это объяснить? Возможно, что это происходило в силу сложившейся привычки, или известного прусского самолюбия. Ведь что такое Готенбург не знал никто, зато Севастополь был известен всему миру! Но, может быть, дело здесь вовсе не в этом? Может быть, сам Священный город отторгнул от себя чуждое ему имя, и оккупанты просто побоялись осквернить эту необыкновенную землю своим враждебным ей Готебургом. Увы, это их не спасло. Пришло время, когда они были в несколько дней вышвырнуты с севастопольской земли, испытав не себе то, что некогда готовили другим. Священный город отомстил им за кровь и слезы своих защитников сполна. И совсем не случайно последних гитлеровцев добивали именно на мысе Херсонес, где два года до этого сражались последние защитники Севастополя, погибая, но не сдаваясь… Все вернулось на круги своя и посеявшие ветер, пожали бурю, ибо Священный город всегда и во всем оставлял последнее слово за собой. Настал этот долгожданный день! Его ждали 1480 дней…
Ученик:
- Бал день, как день. Светило солнце, И вдруг пришла к нам весточка: «Победа!» И нет боев, и нет войны.
Звучит песня «День Победы».
Учитель:
- Ежегодно 9 Мая мы вспоминаем павших в жестокой войне и низко кланяемся ветеранам- освободителям.
Поклонимся великим тем годам, Тем командирам и бойцам, И маршалам страны и рядовым, Поклонимся и мертвым, и живым…
III. Объяснение нового материала.
Работа с тетрадью.
Чтение вслух «цепочкой». ( с. 14)
Учитель:
- Когда был освобожден Севастополь?
- Сколько зданий и домов осталось в освобожденном Севастополе?
- Какие первые работы по восстановлению нужно было произвести?
- Сколько взрывоопасных предметов было обезврежено?
Родители:
- В годы Великой Отечественной войны Севастополь был разрушен на 94%.Все жилые дома, магазины, предприятия, учреждения были превращены пожарами, воздушными налетами и взрывами в груды развалин. Везде на земле зияли огромные воронки и котлованы. Вместо улиц - сплошное каменно- земляное месиво. Так выглядел Севастополь в мае 1944 года.
(Фото послевоенного Севастополя.)
Фото № 2.
Учитель:
- Что вы видите на фото?
- Чем заняты люди на фото № 2 ?
- Какие объекты попали в объектив камеры ?
- К какому времени относятся события на фото ? Докажите свое мнение.
- Каким был замысел фотографа ? Какие чувства он хотел возбудить ?
Родители:
- Масштабы разрушения были настолько огромны, что многие даже предлагали отстраивать город на новом месте. Президент Рузвельт, приехав сюда в 1945 году сказал, что на его реконструкцию потребуется не менее 50-ти лет. Однако, уже к 1957 году Севастополь был практически полностью восстановлен. На его постройку было привлечено 32 тысяч лучших специалистов разных отраслей со всего Советского Союза.
-Послевоенный Севастополь реконструировали согласно генерального плана, который был разработан группой московских архитекторов во главе с профессором Г.Б. Бархиным. Новые здания были построены в величественном стиле — «сталинском ампире» с элементами средиземноморского стиля. Белоснежные здания были построены из инкерманского известняка были покрыты черепичными крышами.
- Реконструирована парадная площадь у Графской пристани и пл. Ушакова, созданы новые площади на Большой Морской и Пушкинской. В застройке города акцентированы основные достопримечательные и исторические места, памятники и монументы - Исторический бульвар, где возвышается здание Севастопольской панорамы, Матросский и Приморский бульвары и др. Прибрежную полосу освободили от остатков старой хаотической застройки и благодаря этому из бухт открывается теперь неповторимая по красоте и величию панорама города-героя, ведь в сторону моря и бухт ориентированы его лучшие здания и сооружения.
Ученики:
- На бульвар по косогору
Я с рассветом поднимусь.
В эту утреннюю пору
Чистым воздухом напьюсь.
- Склянки нежным перезвоном
Прочь прогонят наши сны,
И придет рассвет к нам в город
С Корабельной стороны.
- Исторический бульвар,
Ты не молод и не стар,
- Я с почтением к тебе иду.
Поклонюсь местам святым-
Сердце города под ним,
Это сердце не молчит-
Стучит.
Родители:
- Ядро центра возрожденного Севастополя, которое группируется в районе возвышенности на западном берегу Южной бухты, как бы доминирует над городом, а у подножья возвышенности находятся главные магистрали - улица Ленина, проспект Нахимова, Большая Морская, образующие замкнутый треугольник, в вершинах которого находятся площади. Кроме транспортных магистралей имеются проложенные по крутым склонам лестницы для пешеходов, что придает городу особую привлекательность и оригинальность.
- Широко применялись лоджии и балконы, кроме секционных использовались дома галерейного типа. Архитекторы верно нашли масштаб зданий и центра Севастополя, ансамбли его белокаменных улиц и площадей чаруют не только многочисленных туристов, но и всех, кто живет и трудится в этом прекрасном городе.
Физкультминутка.
Мой город любимый Ни с кем несравнимый! Прославлен в веках На всех языках!
Родители:
- За послевоенный период возрожденный Севастополь стал не только крупнейшей военной-морской базой и промышленным центром, но и средоточием науки и культуры.
В городе основывается ряд академических и отраслевых НИИ: Институт биологии южных морей (на базе Морской биологической станции), Морской гидрофизический институт, Севастопольское отделение государственного института океанологии и океанографии, Черноморский филиал НИИ технологии судостроения и ряд других.
- Появляются в Севастополе и вузы: Севастопольский приборостроительный институт, быстро вставший в ряд крупнейших политехнических вузов страны, и два высших военно-морских училища: Черноморское им. П.С. Нахимова (ЧВВМУ) в Стрелецкой балке и Севастопольское инженерное в бухте Голландия (СВВМИУ). Грандиозное здание СВВМИУ, до сих пор являющееся самым длинным в Европе (около 500 м.), построено на основе проекта и на фундаменте здания Севастопольского морского кадетского корпуса, который был основан в 1916 году и выведен в Бизерту при эвакуации Белой армии в 1920 году.
- Для основанных еще до войны севастопольских театров - им. А.В. Луначарского и флотского им. Б.А. Лавренева в 50-е годы были построены замечательные здания, ставшие гордостью и украшением Севастополя. Еще с 40-х годов ХIХ века, когда здесь появился первый стационарный театр, Севастополь был городом театральным. Театры здесь любили и любят, и артисты всегда отвечали зрителям тем же. Третий профессиональный театр - Молодежный на Большой Морской появился в конце 80-х годов и быстро стал неотъемлемой частью культурной палитры города, его визитной карточкой на многих международных фестивалях. Длящееся уже почти десять лет строительство постоянного здания театра подходит, наконец, к завершению. На рубеже тысячелетий, в 1999 году в Севастополе появился четвертый профессиональный театр - Театр танца.
- Севастополь всегда был еще городом-музеем.
Учитель:
- До 1954 года Севастополь был возобновлен в объеме жилищного фонда и городского хозяйства, что превышал довоенный уровень. А 19 февраля 1957 года Севастопольский городской комитет Коммунистической партии Украины сообщил в ЦК КП о завершении восстановления Севастополя.
- Какие изменения вы заметили во второй группе фото?
- Как фото показывает городскую жизнь ?
- Какие здания вы узнали ? На каких улицах они находятся?
- Какие архитектурные памятники вы заметили ?
Учитель:
- Ребята, давайте посчитаем, сколько лет наш город и мы, его жители, живем в мире ( 2014 - 1944 = 70 лет ).
Ученики:
- Вот он стоит, белизною сверкая!
Взберись по ступенькам – он весь на виду:
Суворова, Большая Морская
И Графская пристань – к морю ведут.
Где бомбы свистели и пахло золою,
Давно деревца набирают рост,
И девушки, руки испачкав землею,
Сажают колючие кустики роз.
- Тут сыплет акация белым цветом,
А там обтекает уже синева-
Подросшие тополи, чтобы поэтам
С названием города их рифмовать.
- И тут же щебенка хрустит под ногами:
Строители новый кончают квартал.
Был частью горы инкерманский камень –
Домами, дворцами, школами стал.
- Шумит детвора, и по новым аллеям
Проходят матросы: в плечах широки.
Их форменки пены морской белее,
Синее моря воротники.
- И жизнь охраняя, и павших покой,
Любви всенародной достоин,
Стой, Севастополь, над синью морской –
Строитель и воин.
Учитель:
- 70 лет севастопольцы ходят по улицам родного города, выросшим из руин. Миллионы гостей ежегодно приезжают в наш город, чтобы прикоснуться к священной истории Севастополя.
- Мы - севастопольцы! Судьба подарила нам такое счастье – жить в городе – герое Севастополе!
Ученики:
- Мой город, краше нет тебя на свете.
Мой Севастополь – город моряков.
Здесь корабли такие, словно ветер,
Что охраняет город от врагов.
- Я в любви к тебе признаюсь,
Скажу, что в сердце ты моем,
И каждый раз тобой я восхищаюсь,
Ты, Севастополь, хорошеешь с каждым днем!
- Сравню тебя я с чайкой белокрылой,
С закатом нежным, с алою зарей,
Влечешь к себе такой неповторимый,
Влечешь к себе ты редкой красотой.
- Пройдут века, ведь время быстротечно,
И новые построят города,
Мой Севастополь, будешь жить ты вечно,
Светить, сиять, как яркая звезда.
Итог урока.
Учитель:
- Сегодня мы с вами прикоснулись к теме Великой Отечественной войны в жизни нашего города Севастополя и его жителей и его послевоенного возрождения. Я благодарна вам всем за эту работу! Любите свою Родину, свой край, свой город! И никогда не забывайте, что вы – севастопольцы!