kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Возникновение денег. Русская монетная система. 3 - 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство учащихся  с сущностью денег, усилить интерес к изучению экономики;

Формирование навыков объяснения экономических понятий, стремление к изучению дополнительного материала по предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Возникновение денег. Русская монетная система. 3 - 4 класс»

Возникновение денег. Русская монетная система. 3 - 4 класс


Цели мероприятия:

- знакомство учащихся с сущностью денег, усилить интерес к изучению экономики;

- формирование навыков объяснения экономических понятий, стремление к изучению дополнительного материала по предмету.

Задачи мероприятия:

  • показать значение денег в жизни людей;

  • рассказать, как появились деньги;

  • объяснить, какие виды денег существуют;

  • формировать коммуникативные навыки учащихся.

Ход занятия

1. Вступительная часть

- Сегодня на занятии мы окунемся в мир истории.

Ну а чтобы попасть нам с вами в далекие времена, давайте вспомним, сколько лет в веке и соотнесем год с веком.

(работа в группах – задание на листочках)

1799 г.

1444 г.

700 г.

5 г.

44 г.

1501 г.

1314 г.

789 г.

1900 г.

937 г.

1699 г.

1994 г.


18 век

15 век

7 век

1 век

1 век

16 век

14 век

8 век

19 век

10 век

17 век

20 век


слайд

проверка задания

- Как в наше время люди узнают о жизни людей в древние времена?

- Как называют людей, которые занимаются раскопками, поисками древности?

слайд

- Давайте посмотрим на слайд и определим, какие инструменты не нужны для раскопок?

слайд

- Что могут найти археологи при раскопках?

2. Работа по теме

И вот мы сегодня с вами поговорим о возникновении и истории денег.

Изучать историю помогают не только предметы, вещи, но и символы, знаки, такие как гербы, флаги, ордена, деньги.

- Вы знаете о том, что все люди пользуются деньгами, и очень их ценят. Как вы думаете, для чего нужны деньги?

  • Во -_первых, с помощью денег мы можем вести обмен и торговлю.

  • Во -_вторых, с помощью денег можно измерить стоимость всех товаров.

  • В -_третьих, деньги можно использовать для накопления (если их не тратить).

- Как называется наука, которая изучает монеты

Нумизматика – историческая наука, изучающая монетное производство. Название происходит от греческого слова «номизма» (монета). Слово «монета» римского происхождения.

слайд

- Как вы думаете, всегда ли были деньги?

А ведь действительно, было такое время, когда люди совсем не знали денег. Жили они тогда племенами, занимались охотой, скотоводством, изготовлением примитивных орудий.

Люди сами обеспечивали себя всем необходимым: едой, одеждой, различными вещами.

Для того чтобы иметь всё необходимое для жизни, людям пришлось обменивать одну вещь на другую. Со временем количество товаров увеличивалось, и обменивать их становилось все труднее.

Тогда в качестве денег стали использовали скот, кожи, меха, табак, бусы из ракушек, сушеную рыбу, зерно, вино, соль.

У народов Азии, Африки и Океании раковины каури – морского моллюска – применялись в качестве денег еще до появления монет. В ХIII веке они использовались в Индии и Японии.

показать фотографий и рассказы детей

(со слайда по гиперссылке перейти к фотографиям)

Также деньгами в Древней Руси служили вытертые безволосые шкурки белки, связанные по 18 штук и скрепленные специальной свинцовой пломбой с изображением княжеского знака.

Известны так называемые «свиные деньги». Они представляли собой длинные (иногда в несколько метров) связки раковин, клыков и свиных хвостиков. За эти деньги покупали свиней и платили выкуп за невесту.

Вы, ребята, прекрасно понимаете, что такие деньги очень неудобно использовать.

Именно поэтому люди стали применять металл для изготовления денег.

Первые металлические монеты появились очень давно, в XII веке до нашей эры, в Китае.

В малазийском государстве Лидия они были круглыми и овальными, прямоугольными и квадратными, а монета Парфии эпохи царей Аршакидов имела форму треугольника.

Греческая колония Северного Причерноморья — Ольвия имела монету в форме дельфина.

показ монет на слайде

- Из каких металлов чеканились монеты в Росси? Давайте попробуем отгадать ребус.

практическая работа

- У вас на столах лежат конверты со словами, которые разрезаны на две части. Попробуйте составить слова и вы узнаете из чего чеканились монеты.


проверка на слайде


В России металлические деньги известны со времён Древней Руси (X века – 1000 лет назад). А вот XIII – XIV века историки называют безмонетными, т.к. археологи не нашли монеты этого периода. Это можно объяснить тем, что почти все серебро увозили татаро – монголы, которые в это время захватили Русь. Но именно в это время появляется денежная единица – рубль.

Назывались монеты златниками и серебряниками, так как чеканились из золота и серебра. Употреблялся в качестве денег и слиток серебра весом около 200 грамм. Из них примерно семьсот лет назад начали отрубать куски поменьше, которые получили название — рубль, а его половина – полтиной.

номинал русских монет на слайде

Рубль (тин) – 100 копеек или 10 гривен

Полтина – половина рубля

Гривна – 10 копеек

Алтын – 3 копейки

Копейка – 2 деньги, 4 полушки

Деньга - полкопейки

Полушка – четверть копейки

Копейка существует около четырехсот лет, название своё эта монета получила благодаря изображенному на ней всаднику с копьём в руке.

С 1700 по 1800 год чеканились медные полушки, равные 1/4 части копейки. Они были такими маленькими, что русские продавцы горстями клали их в рот, чтобы не потерять, и это вовсе не мешало им говорить.

В России были и очень большие деньги. В первой половине XVIII столетия на Екатеринбургском монетном дворе выпускались медные рубли в виде четырехугольных плит, клеймённые пятью штемпелями. Весила такая «плита - монета» 1 килограмм 640 граммов. Позднее чеканились круглые монеты такого же веса, назывались они сестрорецкими рублями. ВXIX веке Демидов чеканил на Урале государственные монеты из платины достоинством в 3, 6, и 12 рублей.

Слайд

- А теперь представьте, что мы попали на московский базар ХVII века.

Слайд

Представьте, что к чаю нужно купить один лимон и голову сахара (голова сахара напоминала по размеру среднюю свеклу). В ХVII веке один лимон стоил 1,5 копеек. Это много или мало? Да, для нашего времени очень мало, но в ХVII веке простые люди работали по 12 часов в сутки и получали всего 1 копейку. Доступен ли простому человеку лимон?


Если мы рассмотрим монету, то увидим, что на ней есть надписи на двух сторонах. Как называются части монеты? Давайте разберемся.

  • Аверс – лицевая сторона монеты;

  • Реверс – оборотная сторона монеты;

  • Гурт – ребро монеты;

  • Легенда – надпись на монетах.


Кроме металлических монет, были и бумажные деньги. Наука, которая изучает бумажные деньги – БОНИСТИКА.

слайд

Бумажные деньги в Европе впервые появились в XVIII веке во Франции, а изобрели их древние китайские купцы как замену золотым деньгам. В России бумажные деньги появились чуть больше двухсот лет назад — в 1769 году.

Сейчас их выпускают из плотной бумаги с водяными знаками.

слайд

А сейчас давайте проверим, что вы запомнили с этого занятия.

Слайды «проверь себя»

Показ бумажных и металлических денег

Прочитать текст про деньги

Деньги


Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Человечеству понадобилось много времени, чтобы изобрести деньги и усовершенствовать их до такого вида, к которому мы привыкли сегодня.

В далёком прошлом племена первобытных людей жили далеко друг от друга. Всё необходимое – еду, одежду, орудия труда – они делали сами, между племенами не было никакого обмена. Со временем люди научились изготовлять больше, чем им было необходимо. Они начали обмениваться друг с другом различными предметами. Но обмениваться было очень сложно. Как сосчитать, сколько и какого товара следует отдать, чтобы выменять нужную вещь? За одного барана, например, можно было получить два топора или четыре кувшина, а за ожерелье из клыков и когтей леопарда – лодку или пару быков.

Чтобы упростить обмен, люди начали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Перепробовали многое: и домашних животных, и продукты, и куски ткани. В разное время у разных народов деньгами служили: топоры, ткани, мечи, копья, шкурки животных, зерно, рыба, гвозди. На Руси в качестве денег служили шкурки куниц, соболей, чёрно – бурой лисы. Но какими же неудобными были первые деньги! Овец и быков нужно где – то держать и кормить, продукты от хранения портятся, меха портит моль.

Люди поняли, что деньги не должны портиться при хранении, их должно быть легко носить с собой. Важно, чтобы они могли делиться на мелкие части и при этом общая ценность денег не уменьшалась даже при самом мелком делении. Ведь если, например, разделить на мелкие кусочки шкуру соболя, чему будет равняться стоимость всех кусочков? Нулю! Одними из первых денег, которые хоть отчасти отвечали всем этим требованиям, были раковины каури, добывавшиеся в южных морях. Их просверливали и нанизывали на верёвочку, как бусы. Но стоили они не очень дорого – за одного быка нужно было отсчитать тысячи раковин.

Постепенно человечество догадалось, что всем требованиям к деньгам отвечают металлические деньги. С их появлением торговать стало значительно проще. Можно было изготовлять монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие. Монеты не сразу стали такими, какими мы их видим теперь. Первоначально они представляли собой золотой или серебряный слиток с клеймом, указывающим его вес. Постепенно слиток уменьшился до размеров клейма. В Китае в качестве металлических денег пользовались золотыми кубиками. Русские монеты тоже имеют свою историю. Слово «рубль» произошло от слова «рубить» - в 14 веке рубль представлял собой рубленый кусок серебра без всякого изображения. В начале 16 века на Руси мелкие монеты делались так: мастер из слитка чистого серебра раскатывал прут диаметром около 1 сантиметра, затем рубил его на тонкие круглые пластинки и на каждой пластинке специальным молотком – чеканом выбивал какое – нибудь изображение. В Новгороде мастера чеканили на серебряных монетах всадника с копьём, поэтому и прозвали эти монеты «копейной деньгой», так появилось слово «копейка». Позже копейки стали чеканить не из серебра, а из меди.

У металлических денег всё же оказался важный недостаток – они и тяжёлые, и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далёкими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. И поэтому люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.

В настоящее время люди пользуются как металлическими, так и бумажными деньгами. На деньгах обязательно есть надписи, которые рассказывают, в какой стране выпущены эти деньги, каково их достоинство и год выпуска. Некоторые страны вводят общие денежные единицы, например, несколько стран Европы в 2002 году ввели единую денежную единицу – евро.


3. Итог занятия

- Что запомнили с этого занятия?

Деньги — это величайшее изобретение человечества. За одно занятие всё о них узнать просто невозможно.

Деньги изучают сразу несколько наук: бонистика изучает бумажные денежные знаки, нумизматика—монеты, экономика — денежное обращение.

И вы тоже можете присоединиться к изучению денег. В любом случае, без денег вам в современной жизни не обойтись. Я надеюсь, что мой рассказ о деньгах был для вас полезным и интересным.

4. Домашнее задание: написать сочинение «Деньги будущего»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Возникновение денег. Русская монетная система. 3 - 4 класс

Автор: Плотникова Ольга Александровна

Дата: 04.06.2018

Номер свидетельства: 472188


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства