Опытно-эксперементальная деятельность в старшей группе по теме естествознание.Закрепить сдетьми представление о воздухе,его свойства.Способствовать формированию мыслительных операций,развитию речи,умению аргументировать свои высказывания.Воспитывать доброту.отзывчивость.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Предварительная работа: Беседа с детьми «Чем мы дышим!», просмотор презентаций «Воздух», «Профессия лаборант-эколог»,просмотр мультфильма «Зачем нуженвоздух!»,рассматривание книжных иллюстраций энциклопедий, чтение сказки-подсказки «Южный Ветерок»автор: Т. А Шорыгита.
Оборудование: Шкатулка, полиэтиленовые пакеты, шапочки (по количеству детей); емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля ; гуашь; кисточки; фонарик, письмо, воздушные шары, ноутбук, интерактивная доска, магнитофон,свеча, фонарик,лист бумаги,спички
.
Дети стоят в кругу.
В:Ребята, сегодня к нам пришли гости .Давайте с ними поздороваемся на каз.яз.,на русском языке.
Круг приветствия:Влево, вправо повернись,
И друг, другу улыбнись!
В:Ребята, послушайте стихотворение?
Казахстан – моя земля
Дом гостеприимный.
Здесьродился, вырос я,
Край ты, мой любимый.
Хоть всю землю обойди
Города и страны.
Лучше края не найти –
Края Казахстана.
В:О чем я прочитала стихотворение?
- Республика Казахстан- наша Родина, наше отечество. На этой земле мы живем . Все вокруг для нас родное. Ни один человек не может жить без Родины. Об этом говорится в казахской народной пословице: «Человек без родины своей, что без леса одинокий соловей» В этом году Казахстан отмечает 25 лет независимости.(Слайд) Отан -Родина.
Р-К: Независимый наш Казахстан,
Год от года становится краше,
Стал одной из развитых стран,
Мы гордимся Родиной нашей!
Р-К: Ты, цвети Казахстан, расцветай,
Наш любимый и солнечный край,
В этот день поздравляем тебя,
Будь прекрасна, родная земля!
Сюрпризный момент
В. Ребята, я для вас принесла красивую шкатулку.
Как вы думаете, что лежит внутри шкатулки ? (открывает шкатулку, она пустая)
В.: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Через нос проходит в грудь
и обратный держит путь.
онневидимый, но все же
без него мы жить не можем".(Воздух) . ( Воздух- эуе)
В.: Правильно, это воздух! А как вы думаете ,что такое воздух?
В: Это то, чем мы с вами дышим.
В: Ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
В: Раз мы его не видим, значит воздух какой?(прозрачный)
Поймайте воздух ладонями, поймать воздух нельзя, он невидимый.
Помашите на себя ладошками, что вы почувствовали?(подул ветерок)
Какой воздух?(прохладный, холодный)
Давайте понюхаем ,чем пахнет воздух?
Сделайте вдох, выдох. Вы чувствуете запах? Нет, воздух запаха не имеет.
Воздух бывает тёплым и холодным. Если мы долго будем дышать холодным воздухом, то можно заболеть. Поэтому необходимо беречься и заботиться о своём здоровье.
Физминутка:
На прогулку выходи,
Свежимвоздухом дыши.
Только помни при уходе,
Одеваться по погоде.
Будем своздухом дружить,
Чтоб здоровыми нам быть.
В: Запах переносится по ветру.(освежитель воздуха) Помашите к себе руками, чем пахнет?
В:Давайте вспомним кому нужен воздух?(Слайды)
В:Воздух необходим всему живому. Воздух есть везде: вгруппе, у нас дома, и на улице. Воздух – удивительная оболочка вокруг Земли. Воздух нужен: растениям,птицам,насекомым,рыбам,животным,человеку.Мы летаем на самолете,воздушном шаре,плаваем на корабле,пользуемся пылисосом,вентилятором,феном,насосом.Если бы не было воздуха, всё живое погибло бы на нашей Земле. Я вам сейчас покажу ,как загрязняется воздух заводами, фабриками. (поджигаю бумагу) .Воздух нужно беречь, ни в коем случае нельзя его загрязнять. Трава, деревья, защищают нас от пыли и грязного воздуха.
В: Как вы думаете, что такое ветер? Это движение воздуха. Давайте послушаем, как гудит ветер.(включаю аудиозапись –шум ветра)
Сюрпризный (залетает письмо).
Почемучкин приглашает детей в лаболаторию.
Повертелись, покружились ,в лаболатории очутились.(переодеваюсь в Почемучкина)
П: Правила поведения в лаболатории: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, работать тихо, аккуратно.
Проходим за столы, одеваем шапочки.
Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).
П: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
П: Смотрите, какой он тоненький, давайте поймаем воздух в пакет. Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель: Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух в пакет. Какого цвета воздух?(ответы детей). (На столе у меня фонарик) сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет.
П: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.
В: Воздух с вами мы искали
И в пакет его поймали!
Посмотрели, посветили
И на волю отпустили! (Выпускают воздух)
П: Интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете? Давайте проверим.
Опыт 2. «Воздух в человеке». На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные палочки.
П: Что вы видите в стаканах? Какая вода? ( Вода- су.)На дне стакана горошины. Хотите оживить горошины? Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите!
Вывод: Воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Значит сейчас мы убедились. Что в человек есть воздух! Мы им дышим! Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность? Ответы детей.
Вывод: воздух легче воды.
П: Какие ещё пузыри можно пускать?
П: Интересно, что находится внутри пузырей? Ответы детей.
Вывод: В каждом пузыре находится воздух.
Физминутка «Поиграем с мыльными пузырями»(под музыку)
Опыт 3. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).
П: Хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом.
Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем-
Капельки раздуем!
На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Вам нравится? Когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!
Опыт 4: «Волшебная свеча» (Спираль)
Воздух легкий, а когда его нагревают, он может приводить в движение предметы.
Опыт 5: «Вот такой мандарин»(Очищенный и целый)
- Мы сказали, что воздух находится повсюду.
- Интересно, а в кожуре мандарина есть воздух?
Один апельсин в кожуре положить в миску с водой, даже если будем пробовать утопить его, он не утонет. Второй апельсин очистить – он утонет. Почему?
- В мандариновой кожуре есть много воздушных пузырьков, они выталкивают апельсин на поверхность.
- Без кожуры апельсин тяжелее воды.
Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности.
П: Вам понравилось проводить опыты? Ребята мне пора закрывать свою лаболаторию. Вам пора возвращаться в детский сад.
Повертелись, покружились
в детском саду мы очутились.(Снимают шапочки)
В:Ребята,чем вы занимались в лаболатории? Что вам понравилось на занятии?
Итог. Стук в дверь (появляется большой мешок с шарами от Почемучки)