Тема. Вопросы к природе. Как экономно использовать воду дома. Литр. Правила личной гигиены.
1 класс
(Интегрированный урок природоведения, математики и основ здоровья)
Цели. Формирование у учеников ключевых компетентностей, а именно:
- умение учиться - самоорганизация учебной деятельности, планирование своих действий, доводить работу до конца;
- общекультурную компетентность – придерживаться норм речевого этикета, связно высказываться в контексте содержания;
-гражданскую компетентность – бережное отношение к природе;
-здоровьесберегающую компетентность- осознавать здоровье, как высшую жизненную ценность.
Формировать у учащихся предметные компетентности:
- природоведческие компетентности:
- обогатить знания учащихся о воде, ее значении для живой природы, о ценности ее для человека, о способах экономного использования воды дома;
- математические компетентности:
- ознакомить учащихся с литром как единицей измерения объема жидкости, учить решать компетентностно ориентированные задачи;
- формирование компетентности сохранения здоровья учащихся:
- повторить и закрепить знание правил личной гигиены;
-развивать наблюдательность, память, мышление, научное мировоззрении;
- воспитывать бережное отношение к воде , желание учиться.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint,сосуды различные по объему, наборное полотно.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: нестандартный.
Ход урока
1 Орг. Момент. (Рефлексия настроения)
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Он осенний, интересный
И гостей собрал, известно,
Давайте гостей поприветствуем дружно:
Хорошего утра, хорошего утра!
Добра Вам и мира, здоровья, удачи.
А нам не скучать и работать в придачу.
2 Повторение изученного на предыдущем уроке. ( слайд 2 )
Все сначала повторим,
Свои знанья закрепим.
1.Отгадайте загадки.
Зимой лежит,
А весной бежит. ( Снег )
( слайд 3 )
- В каком состоянии находится вода в виде снега?
Когда меня нет - ждут,
Когда приду – бегут. (Дождь)
( слайд 4 )
-Какое состояние имеет вода в виде дождя?
Сквозь густую пелену
Ничего я не пойму.
Дом, деревья, водоем
Серый гость накрыл плащом. ( Туман)
( слайд 5 )
- В каком состоянии находится вода в виде тумана?
2 Беседа.
- Когда вода кипит, в какое состояние она переходит? ( слайд 6 )
- Когда вода переходит в твердое состояние? ( слайд 7 )
3 Актуализация опорных знаний.
Беседа.
- Кому нужна вода? (слайд 8 )
- Для чего вода нужна людям?
- А растениям?
- Нужна ли вода животным?
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
4 Мотивация учебной деятельности. ( слайд 9 )
(Демонстрация зубной щетки, мыла, полотенца.)
- Что здесь изображено?
-Для чего мы используем эти предметы? ( Для выполнения правил личной гигиены)
- Что нужно человеку, что бы воспользоваться этими предметами? ( Вода)
- А где мы еще дома используем воду?
- А как вы думаете, один человек много использует воды за день? (Да)
5 Сообщение темы и целей урока. ( слайд 10 )
Сегодня на уроке мы с вами выясним, как экономить воду дома. Познакомимся с единицей измерения объема жидкости – литром. Повторим правила личной гигиены.
6 Первичное восприятие и осознание нового материала.
Постановка учебной проблемы (слайд 11 )
- Кому из вас приходилось в магазине покупать: молоко, сок, воду? Как выглядят упаковки, в которых продаются эти жидкости? (бутылка, тетропак, пакет, банка.)
-А куда мы еще наливаем воду? (Ведро, чайник, чашка…)
- Как вы думаете, одинаковое ли количество жидкости помещается в пакет и в пластиковую бутылку? Почему? Как это можно узнать? ( Измерить.)
- Давайте измерим , сколько жидкости в этих банках ( 1 л ) .
Выходят два ученика и меряют : один стаканом, другой чашкой.
- Что получилось? (Разное количество)
- Почему? Вроде бы банки одинаковые, а количество мерок разное?
( Разные мерки)
- Значит мерки должны быть одинаковыми.
- А кто знает, какой единицей измеряют объем? Что написано на бутылках, упаковках? ( Дети читают обведенную учителем надпись – 1 л)
- Так с какой единицей измерения объема мы сегодня познакомимся? Молодцы, вы правильно догадались. Это единица объема – литр.
Объяснение.
- Назовите, что я поставила перед вами. ( 1л банка )
Литр – это одна из общепринятых единиц измерения объема. Люди раньше измеряли объем разными емкостями. Но это было неудобно. И тогда они решили принять единую мерку – это литр.
- Назовите литровые емкости у меня на столе. Мы воспользуемся сегодня для измерений 1 л банкой .
Проведение опыта №1
- Как вы думаете, куда больше вмещается жидкости – в кастрюлю ( 3 л) или банку ( 3 )? (Ёмкости одинаковой вместимости)
-Как это сделать? (Нужно измерить вместимость кастрюли и банки).
К доске выходят два ученика с литровыми банками и заполняют кастрюлю и банку водой. Какой вывод можно сделать?
Вывод: эти ёмкости вмещают одинаковое количество воды.
Проведение опыта №2
- Давайте определим, сколько литров воды вмещается в кружку.
- Значит говорят, они вмещают 1 литр, 3 литра. Слово «литр» сокращённо пишут так: л. ( приклеить этикетки ) (слайд 12 )
- Давайте сравним вместимость 3л банки и кастрюли, 3 л банки и 1 л банки.
Выстраиваем на наборном полотне равенство 3 л = 3л; 1 л
- Ребята, вы поняли, что такое литр?
- А как вы думаете, много ли человек тратит литров воды за день ?
- А на что мы используем эту воду? ( Повторяем правила личной гигиены )
Информационный банк.
Оказывается, мы тратим воды больше всех в мире. Каждый день дома на
1 человека используем:
- на мытье рук (не закрывая кран) 6-8 литров (слайд 13)
Вода течет из крана быстрее, чем вы успеваете ее использовать полностью. В минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды!
Поэтому люди стараются придумать, как сэкономить воду.
Постановка проблемы.
- Давайте подумаем, как можно выполнять все правила личной гигиены, но при этом использовать меньше воды?
- Не полностью открывать кран, закрывать, когда намыливаешь руки.
- чистку зубов 6-8 литров (слайд 14)
-!!! закрывайте кран, пока вы чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.
- душ 15-20 литров в минуту ( слайд 15)
- на принятие ванны 150 литров ( слайд 16 )
- !!! Заменять, по возможности, прием ванны душем.
-!!! Принимая душ, постараться не держать воду включенной все время.
- стирка 130-150 литров за 1 раз (слайд 17)
- !!! Стирайте бельё при полной загрузке машины.
- А как еще можно экономить воду дома? (слайд 18 )
- Мыть посуду не под текущей струей, а в раковине, закрыв сливное отверстие пробкой. Мыть посуду в емкости.
( слайд 19 )
- При помощи родителей починить все краны, которые подтекают.
- А главное – не забывайте выключать воду!
Делаем вывод: ( слайд 20 )
Выполняй эти простые правила – и за год вы можете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. И ведь экономия воды – это всего лишь дело привычки.
( слайд 21)
7 Обобщение и систематизация знаний.
- Как нужно относиться к воде?
1. Дидактическая игра. («Светофор»)
- Я читаю фразу, а вы должны сказать да ( красный ) или нет ( синий )
*Лучше принимать ванну чем душ.(-)
*Кран с водой можно не закрывать. (-)
*Чистить зубы можно под водой из открытого крана. (-)
*Воду нужно……
2. Решите задачу.
На чистку зубов с открытым краном уходит 6 л воды, а при использовании стакана 1 л. Сколько литров воды мы экономим.
3. Работа с пословицами.
- Люди составили о воде много пословиц и поговорок. Послушайте некоторые из них. Как вы их понимаете?
Вода студена – тело ядрено.
Друзья не разлей вода.
Вышел сухим из воды.
8 Подведение итогов.
1. Рефлексия содержания учебного материала.
Вот-вот закончится урок,
Подвести пора итог.
Чтобы подвести итог, что узнали, чему научились, продолжите предложения.
- Сегодня я узнал…..
- Было интересно…..
- Было трудно….
- Я понял, что…..
- Я научился….
- Мне захотелось…..
2. Оценивание работы учащихся .