1 | Мотивация к учебной деятельности (этап самоопределения). | Здравствуйте, ребята! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений. Но без труда талант не впрок. Озвучив мысли ваши, мненья Мы вместе сочиним урок! - Как видите, настроение у меня замечательное и мне хочется подарить вам интересный урок!
| 1 мин. |
2 | Актуализация знаний, мотивация учащихся. | Ребята, перед вами «Лесенка знаний», по которой мы с вами будем перемещаться сегодня на уроке. Нас ждет интересная работа. Ребята, если вы готовы, поднимите руки вверх, взявшись друг за друга. У вас получится домик. На столах лежат задания. 1) Ребята, сидящие в первом ряду, работают в паре, выполняя задание «Рассыпались картинки». Жидкое | Твердое | Газообразное | Дождь Роса | Лед Снег | Пар | 2) Ребята второго ряда, объединившись в группу, выполняют задание «Для чего нужна вода» По отрывкам из детских произведений определите, для чего используют воду. 1. С.В. Михалков «Овощи» Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. Ох!.. суп овощной оказался не плох! | 2. К.И.Чуковский «Федорино горе» «Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать, Буду, буду я посуду И любить и уважать!» Засмеялися кастрюли, Самовару подмигнули: «Ну, Федора, так и быть, Рады мы тебя простить!» | 3. К. И. Чуковский «Мойдодыр» Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться В ушате, в корыте, в лохани, В реке, в ручейке, в океане, - И в ванне, и в бане, Всегда и везде - Вечная слава воде! | 3) Ребята, сидящие в третьем ряду, индивидуально выполняют задание «Зачеркни лишнее» (Приём «Лови ошибку») Я предлагаю одному ученику это задание выполнить у доски. Убери лишние таблички, если они есть. Без запаха Свойства воды Зачеркни лишнее. Свойства воды: не имеет формы имеет форму бесцветна белая прозрачная текучая без запаха без вкуса Без вкуса Не имеет формы Имеет форму Бесцветна Белая Прозрачная Текучая Ребята, мы вспомнили всё, что изучили о воде. И поднялись на нашей лесенке на ступеньку вверх.
Морковка, Горох, Петрушка и свекла. Ох!.. - Какими свойствами обладает вода? Выберите из таблицы эти свойства и запишите ответы соответствующими цифрами. Свойства: без цвета; не имеет запаха; плохо проводит тепло; долго удерживает тепло; прозрачность; текучесть. | 5 мин. |
3 | Постановка проблемы. | 1) Слушаем ребят 1 ряда. 2) Ребята 2 ряда нам расскажут, что выполняли они. 3) Ребята, а теперь вы расскажите о своем задании. - Ребята, скажите, пожалуйста, почему в свойствах воды осталась табличка без надписи? - А какое это свойство? - Выскажите ваши мнения. Мы поднялись с вами на 1 ступеньку по лесенке знаний. Я вам предлагаю послушать историю. Ослик шёл по дороге с кладью. Он нёс мешки с солью. Шёл, едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Вскоре ослик подошёл к озеру. Осёл, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он, то ложился в воду, то снова становился на ноги. И когда он вышел из воды, ему стало так легко, что он стал весело прыгать и бегать. - Почему же ноша осла после купания стала легче? - Каким ещё свойством обладает вода? (вода растворяет вещества) | 2 мин. |
4 | Определение темы и цели исследования. | - Ребята, какой будет тема нашего урока? Тема урока «Вода – растворитель». -Какую цель мы поставим перед собой? (Выяснить, что происходит в воде с различными веществами). -Мы назвали с вами тему урока, цель и поднялись ещё на ступеньку вверх. - Нам предстоит исследовать, что происходит в воде с различными веществами. Работать вы будете в группах. В каждой группе существуют правила. Давайте их повторим. - Правила работы в группах Первое правило: умей слушать и понимать других. Второе правило: не перебивай. Третье правило: дай возможность высказать свое мнение каждому. Четвертое правило: умей договариваться и приходить к общему мнению. Я попрошу ребят 1 ряда пройти в лабораторию №1, ребят 2 ряда- в лабораторию №2, ребята 3 ряда занимают 3 лабораторию. Вы маленькие, но настоящие исследователи. Назначаем в каждой группе руководителя, его помощников, которые будут помогать во время проведения опытов и, 1 из вас будет записывать результаты ваших исследований. Роли в ваших группах уже распределены, правила работы мы повторили. Соблюдая все правила, ваша группа сделает точный вывод! - Поднимите руки, соединив их домиком, кому понятны правила. | 2 мин. |
5 | Выдвижение рабочей гипотезы, ее подтверждение. | - Вашим «лабораториям» задана задача, ход работы написан на листочках, которые вы видите на столах, читаем и приступаем к исследованию. Ход работы. | Ответы после эксперимента. | Ход работы. | Ответы после эксперимента. | В стакан с солью налейте воды. Размешайте. | Какой получился раствор? Изменил ли он цвет? Что произошло с солью? Сделайте вывод. | В стакан с песком налейте воды. Размешайте. | 1.Какой получился раствор? Изменил ли он цвет? 2.Что произошло с солью? 3.Сделайте вывод. | (Раствор прозрачный, соли не видно. Значит, соль растворяется в воде.) (Раствор стал мутным, песок опустился на дно. Значит, песок не растворяется в воде) Ход работы. | Ответы после эксперимента. | В стакан с соком налейте воды. Размешайте. | Какой получился раствор? Изменил ли он цвет? Что произошло с соком? Сделайте вывод. | Ход работы. | Ответы после эксперимента. | В стакан с растительным маслом налейте воды. Размешайте. | Какой получился раствор? Изменил ли он цвет? Что произошло с маслом? Сделайте вывод.
|
(Раствор остался прозрачным, масло плавает на поверхности. Значит, масло не растворяется в воде) (Раствор поменял цвет, сок смешался с водой. Значит, сок растворяется в воде) Ход работы. | Ответы после эксперимента. | Ход работы. | Ответы после эксперимента. | В стакан с глиной налейте воды. Размешайте. | Какой получился раствор? Изменил ли он цвет? Что произошло с глиной? Сделайте вывод. | В стакан с сахаром налейте воды. Размешайте. | 1.Какой получился раствор? Изменил ли он цвет? 2.Что произошло с сахаром? 3.Сделайте вывод. | -Наши исследователи готовы рассказать о проделанной работе, послушаем их внимательно. - Мы заслушали отчеты групп. Какой вывод сделаем? Вода – растворитель, но она растворяет не все вещества. | 10 мин. |
6 | Формулирование вывода по результатам исследования | Спасибо за работу. Попрошу вас вернуться за свои рабочие места. - Ребята, скажите, где можно увидеть раствор, в котором смешаны вода и песок? - А может из водопроводного крана течь вода с примесями песка? Идеально она чистая? Мы пришли к выводу, что: одни вещества растворяются в воде, другие нет. Ребята, а если мне нужно очистить воду от песка, как это можно сделать? Как очистить воду от нерастворимых веществ? Ваши версии, исследователи! Выдвигаем гипотезы. - Проверим вашу версию. Мне нужен помощник. Возьми пустой чистый стакан; стакан, в который добавлен речной песок; фильтрованную бумагу (бумажную салфетку); воронку и палочку. Бери фильтр. Фильтр – это приспособление для очистки воды. Сложите вчетверо бумагу. Отогните одну часть, вложите фильтр в воронку. Воронку поставь в пустой стакан. Вылей воду с растворенным песком в воронку, предварительно размешав песок. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. - Что произошло? Сделайте вывод. (Нерастворенные вещества остались на фильтре). - Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры, чем у нас. | 5 мин. |
7 | Первичное закрепление. | А теперь сделаем вывод, что мы узнали. СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА Перед вами на столах таблицы, которые вы сейчас заполните. Выберите карточку с названием темы нашего урока и приклейте её в верхний прямоугольник. Во время исследования мы увидели, что одни вещества растворяются в воде, как их назовём? растворимые Другие – нет, они называются ……нерастворимые. Клеим прямоугольники под темой урока. И расклейте вещества, относящиеся к растворимым и нерастворимым. И посмотрите на слайд. У кого получилась такая же таблица, поднимите руки. Молодцы! Замечательно, ребята, я довольна вами. Посмотрите, что у меня в руках. (минеральная вода) Какие же вещества растворились в ней? Если мы посмотрим на этикетку, увидим надпись –газированная-, значит, что растворено в воде? (ГАЗЫ). Ребята, а можно их увидеть, как? (встряхиваем бутылку и наблюдаем, как газы появляются и вновь растворяются в воде). Ребята, значит, вода растворяет не только твёрдые, жидкие, но и газообразные вещества. Подробнее вы об этом узнаете в старших классах на уроках химии. Благодаря растворению газа в воде, а кислород, которым мы дышим, относится к газам, в водоёмах обитают живые организмы.
И мы с вами вновь на одну ступеньку поднялись вверх. | 5 мин. |
8 | Подведение итогов урока. | -Вы проделали огромную работу - ставили опыты, наблюдали, совещались и как результат - открыли новое для себя свойство воды. Назовите его еще раз. (Вода – растворитель) - Как вы доказали, что вода – растворитель? (Ставили опыты.) - Достигла ли цели ваша лаборатория? (да) - И мы стали ещё на ступеньку выше. -Посмотрите на лесенку, как вы думаете, почему одна ступенька белая, без надписи? -Мы с вами всё узнали о воде? Об окружающем нас мире? Белая ступенька-это символ того, что впереди у вас много интересного и лесенка знаний будет расти и делаться ещё выше. | 2 мин |
9 | Домашнее задание. | Ребята, вам понравилось проводить эксперименты, быть в роли учёных? А хотите дальше продолжить исследование? Такая возможность у вас будет. Я предлагаю вам дома проделать следующий опыт: смешать глину, древесные стружки и воду. А затем попробовать их отделить друг от друга. Как вы считаете это возможно? Что будете делать? Где и как будете искать ответ? - подумаем сами, - вспомним материал прошедшего урока, - проведем опыт дома, - спросим у старших, - обратимся к Интернету и др. Замечательно, это интересное исследование будет вашим домашним заданием. А на следующем уроке вы расскажите о результатах. Реквизиты для проведения исследования после урока получите в лаборатории. | 1,5 мин |
10 | Рефлексия | -Ребята, вам интересно было на уроке? У вас на партах лежат капельки, я предлагаю вам разместить их на той ступеньке лесенки знаний, где вам было интересно и комфортно на уроке. Давайте сначала девочки разместят свои капельки, а теперь мальчики. Ребята, вы сегодня молодцы. Спасибо вам за работу на уроке. Каждый из вас сегодня заслужил отметку. И я хочу вам подарить вот такие отметки, которые вы сможете наклеить в свои дневники за сегодняшний урок. | 5 мин |