kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вода-растворитель

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира разработан в соответствии с ФГОС, цель которого познакомить учащихся со свойством воды - растворять в себе вещества. Формы работы, используемые в ходе урока: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах (мини-лабораториях), фронтальная работа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вода-растворитель»

Предмет: Окружающий мир, 2 класс.

Тема урока: Вода-растворитель.

Учебник: «Окружающий мир» Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков.


Сценарный план урока.

Цель урока: познакомить со свойством воды растворять в себе вещества.


Дидактические задачи урока:

  • опытным путем установить свойство воды растворять вещества, ознакомить с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами;

  • обучить работе в группе;

  • развивать умения наблюдать, делать выводы, получать информацию из различных источников (из таблиц);

  • прививать интерес к окружающему миру.

Педагогические задачи урока:

  • познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности;

  • научить различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы;

  • заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов.


Тип урока:

По дидактической цели: урок изучения нового материала.

По содержанию элементов деятельности – урок - исследование.


Формы работы учащихся: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах (мини-лабораториях), фронтальная работа.

Предметные результаты:

Обучающие научатся: проводить опыты, опытным путем установить свойство воды – растворять вещества, ознакомятся с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Познавательные УУД:

Общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в тексте, логические: устанавливают причинно – следственные связи; осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков, приводят доказательства.

Регулятивные УУД: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке,

Коммуникативные УУД: оформляют диалогическое высказывание, в соответствии с требованиями речевого этикета, учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.


Используемые технологии, активные формы обучения: развивающее обучение, использование современных информационных технологий (программа – презентация), развитие исследовательских навыков.



Оборудование:

  • для опыта: стакан с водой, поваренная соль, песок, сок, глина, фильтрованная бумага, стеклянная воронка, палочка для размешивания (на каждую группу);

  • таблицы для записи результатов исследования;

  • таблички с основными понятиями темы;

  • компьютер;

  • иллюстрации воды в различных состояниях.


Технологическая карта урока.


п/п

Этап урока

Деятельность учителя


Время

(в мин.)


1

Мотивация к учебной деятельности (этап самоопределения).


Здравствуйте, ребята!

Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Озвучив мысли ваши, мненья
Мы вместе сочиним урок!

- Как видите, настроение у меня замечательное и мне хочется подарить вам интересный урок!


1 мин.

2

Актуализация знаний, мотивация учащихся.



Ребята, перед вами «Лесенка знаний», по которой мы с вами будем перемещаться сегодня на уроке. Нас ждет интересная работа. Ребята, если вы готовы, поднимите руки вверх, взявшись друг за друга. У вас получится домик. На столах лежат задания.

1) Ребята, сидящие в первом ряду, работают в паре, выполняя задание «Рассыпались картинки».

Жидкое

Твердое

Газообразное

Дождь
Роса

Лед
Снег

Пар

2) Ребята второго ряда, объединившись в группу, выполняют задание «Для чего нужна вода»

По отрывкам из детских произведений определите, для чего используют воду.


1. С.В. Михалков «Овощи»

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

      Горох,

        Петрушка и свекла.

          Ох!..

суп овощной оказался не плох!



2. К.И.Чуковский «Федорино горе»

«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»
Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»


3. К. И. Чуковский «Мойдодыр»

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, -

И в ванне, и в бане,
Всегда и везде -
Вечная слава воде!


3) Ребята, сидящие в третьем ряду, индивидуально выполняют задание «Зачеркни лишнее» (Приём «Лови ошибку»)

Я предлагаю одному ученику это задание выполнить у доски. Убери лишние таблички, если они есть.

Без запаха

Свойства воды

Зачеркни лишнее.

Свойства воды:

  • не имеет формы

  • имеет форму

  • бесцветна

  • белая

  • прозрачная

  • текучая

  • без запаха

  • без вкуса






Без вкуса

Не имеет формы

Имеет форму



Бесцветна




Белая




Прозрачная



Текучая















Ребята, мы вспомнили всё, что изучили о воде. И поднялись на нашей лесенке на ступеньку вверх.







    Морковка,

      Горох,

        Петрушка и свекла.

          Ох!..


- Какими свойствами обладает вода? Выберите из таблицы эти свойства и запишите ответы соответствующими цифрами.

Свойства:

  1. без цвета;

  2. не имеет запаха;

  3. плохо проводит тепло;

  4. долго удерживает тепло;

  5. прозрачность;

  6. текучесть.

5 мин.




















































3

Постановка проблемы.


1) Слушаем ребят 1 ряда.

2) Ребята 2 ряда нам расскажут, что выполняли они.

3) Ребята, а теперь вы расскажите о своем задании.

- Ребята, скажите, пожалуйста, почему в свойствах воды осталась табличка без надписи?

- А какое это свойство?

- Выскажите ваши мнения.

Мы поднялись с вами на 1 ступеньку по лесенке знаний.

Я вам предлагаю послушать историю.

Ослик шёл по дороге с кладью. Он нёс мешки с солью. Шёл, едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша.

Вскоре ослик подошёл к озеру. Осёл, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он, то ложился в воду, то снова становился на ноги. И когда он вышел из воды, ему стало так легко, что он стал весело прыгать и бегать.

- Почему же ноша осла после купания стала легче?

- Каким ещё свойством обладает вода? (вода растворяет вещества)

2 мин.

4

Определение темы и цели исследования.


- Ребята, какой будет тема нашего урока?

Тема урока «Вода – растворитель».

-Какую цель мы поставим перед собой? (Выяснить, что происходит в воде с различными веществами).

-Мы назвали с вами тему урока, цель и поднялись ещё на ступеньку вверх.


- Нам предстоит исследовать, что происходит в воде с различными веществами.

Работать вы будете в группах. В каждой группе существуют правила.

Давайте их повторим.

- Правила работы в группах

Первое правило: умей слушать и понимать других.

Второе правило: не перебивай.

Третье правило: дай возможность высказать свое мнение каждому.

Четвертое правило: умей договариваться и приходить к общему мнению.


Я попрошу ребят 1 ряда пройти в лабораторию №1, ребят 2 ряда- в лабораторию №2, ребята 3 ряда занимают 3 лабораторию. Вы маленькие, но настоящие исследователи. Назначаем в каждой группе руководителя, его помощников, которые будут помогать во время проведения опытов и, 1 из вас будет записывать результаты ваших исследований.

Роли в ваших группах уже распределены, правила работы мы повторили.


Соблюдая все правила, ваша группа сделает точный вывод!
- Поднимите руки, соединив их домиком, кому понятны правила.





2 мин.

5

Выдвижение рабочей гипотезы, ее подтверждение.


- Вашим «лабораториям» задана задача, ход работы написан на листочках, которые вы видите на столах, читаем и приступаем к исследованию.


Ход работы.

Ответы после эксперимента.

Ход работы.

Ответы после эксперимента.

В стакан с солью налейте воды.

Размешайте.

  1. Какой получился раствор? Изменил ли он цвет?

  2. Что произошло с солью?

  3. Сделайте вывод.


В стакан с песком налейте воды.

Размешайте.

1.Какой получился раствор? Изменил ли он цвет?

2.Что произошло с солью?

3.Сделайте вывод.


(Раствор прозрачный, соли не видно. Значит, соль растворяется в воде.)

(Раствор стал мутным, песок опустился на дно. Значит, песок не растворяется в воде)

Ход работы.

Ответы после эксперимента.

В стакан с соком налейте воды.

Размешайте.

  1. Какой получился раствор? Изменил ли он цвет?

  2. Что произошло с соком?

  3. Сделайте вывод.


Ход работы.

Ответы после эксперимента.

В стакан с растительным маслом налейте воды.

Размешайте.

  1. Какой получился раствор? Изменил ли он цвет?

  2. Что произошло с маслом?

  3. Сделайте вывод.













(Раствор остался прозрачным, масло плавает на поверхности. Значит, масло не растворяется в воде)

(Раствор поменял цвет, сок смешался с водой. Значит, сок растворяется в воде)

Ход работы.

Ответы после эксперимента.

Ход работы.

Ответы после эксперимента.

В стакан с глиной налейте воды.

Размешайте.

  1. Какой получился раствор? Изменил ли он цвет?

  2. Что произошло с глиной?

  3. Сделайте вывод.


В стакан с сахаром налейте воды.

Размешайте.

1.Какой получился раствор? Изменил ли он цвет?

2.Что произошло с сахаром?

3.Сделайте вывод.


-Наши исследователи готовы рассказать о проделанной работе, послушаем их внимательно.

- Мы заслушали отчеты групп.

Какой вывод сделаем?

Вода – растворитель, но она растворяет не все вещества.


10 мин.


































6

Формулирование вывода по результатам исследования


Спасибо за работу. Попрошу вас вернуться за свои рабочие места.

- Ребята, скажите, где можно увидеть раствор, в котором смешаны вода и песок?

- А может из водопроводного крана течь вода с примесями песка? Идеально она чистая?


Мы пришли к выводу, что: одни вещества растворяются в воде, другие нет. Ребята, а если мне нужно очистить воду от песка, как это можно сделать? Как очистить воду от нерастворимых веществ?

Ваши версии, исследователи! Выдвигаем гипотезы.

- Проверим вашу версию. Мне нужен помощник.

  1. Возьми пустой чистый стакан; стакан, в который добавлен речной песок; фильтрованную бумагу (бумажную салфетку); воронку и палочку.

  2. Бери фильтр. Фильтр – это приспособление для очистки воды. Сложите вчетверо бумагу. Отогните одну часть, вложите фильтр в воронку.

  3. Воронку поставь в пустой стакан.

  4. Вылей воду с растворенным песком в воронку, предварительно размешав песок.

  5. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки.

- Что произошло? Сделайте вывод. (Нерастворенные вещества остались на фильтре).

- Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры, чем у нас.


5 мин.

7

Первичное закрепление.



А теперь сделаем вывод, что мы узнали. СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА

Перед вами на столах таблицы, которые вы сейчас заполните.

Выберите карточку с названием темы нашего урока и приклейте её в верхний прямоугольник.

Во время исследования мы увидели, что одни вещества растворяются в воде, как их назовём? растворимые

Другие – нет, они называются ……нерастворимые. Клеим прямоугольники под темой урока.

И расклейте вещества, относящиеся к растворимым и нерастворимым.

И посмотрите на слайд. У кого получилась такая же таблица, поднимите руки. Молодцы!

Замечательно, ребята, я довольна вами. Посмотрите, что у меня в руках. (минеральная вода)

Какие же вещества растворились в ней?

Если мы посмотрим на этикетку, увидим надпись –газированная-, значит, что растворено в воде? (ГАЗЫ).

Ребята, а можно их увидеть, как? (встряхиваем бутылку и наблюдаем, как газы появляются и вновь растворяются в воде).

Ребята, значит, вода растворяет не только твёрдые, жидкие, но и газообразные вещества.

Подробнее вы об этом узнаете в старших классах на уроках химии. Благодаря растворению газа в воде, а кислород, которым мы дышим, относится к газам, в водоёмах обитают живые организмы.



И мы с вами вновь на одну ступеньку поднялись вверх.

5 мин.

8

Подведение итогов урока.


-Вы проделали огромную работу - ставили опыты, наблюдали, совещались и как результат - открыли новое для себя свойство воды. Назовите его еще раз.

(Вода – растворитель)

- Как вы доказали, что вода – растворитель? (Ставили опыты.)

- Достигла ли цели ваша лаборатория? (да)

- И мы стали ещё на ступеньку выше.

-Посмотрите на лесенку, как вы думаете, почему одна ступенька белая, без надписи?

-Мы с вами всё узнали о воде? Об окружающем нас мире?

Белая ступенька-это символ того, что впереди у вас много интересного и лесенка знаний будет расти и делаться ещё выше.




2 мин

9

Домашнее задание.


Ребята, вам понравилось проводить эксперименты, быть в роли учёных?

А хотите дальше продолжить исследование?

Такая возможность у вас будет. Я предлагаю вам дома проделать следующий опыт: смешать глину, древесные стружки и воду. А затем попробовать их отделить друг от друга. Как вы считаете это возможно?

Что будете делать? Где и как будете искать ответ?

- подумаем сами,

- вспомним материал прошедшего урока,

- проведем опыт дома,

- спросим у старших,

- обратимся к Интернету и др.

Замечательно, это интересное исследование будет вашим домашним заданием. А на следующем уроке вы расскажите о результатах.

Реквизиты для проведения исследования после урока получите в лаборатории.


1,5 мин

10

Рефлексия

-Ребята, вам интересно было на уроке?

У вас на партах лежат капельки, я предлагаю вам разместить их на той ступеньке лесенки знаний, где вам было интересно и комфортно на уроке.

Давайте сначала девочки разместят свои капельки, а теперь мальчики.

Ребята, вы сегодня молодцы. Спасибо вам за работу на уроке. Каждый из вас сегодня заслужил отметку. И я хочу вам подарить вот такие отметки, которые вы сможете наклеить в свои дневники за сегодняшний урок.


5 мин


Вода-растворитель

Тема:





?




Итог урока



Исследования




Тема урока и цель



Проверка знаний









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Вода-растворитель

Автор: Милякова Любовь Викторовна

Дата: 22.02.2016

Номер свидетельства: 297209


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства