Этап урока Цель: | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Универсальные учебные действия |
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Осуществляемые действия |
1.Организационный этап. Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта. | Организую ситуацию, позволяющую настроится на положительные эмоции, проверить готовность к уроку. - Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. - Давайте подарим друг другу улыбку и начнем урок. | -Проверяют готовность и самоготовность к уроку. | Личностные: самоопределение; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка цели урока. Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока | - Вещество, которое мы будем изучать сегодня на уроке, вы узнаете из загадки: - В морях и реках обитает, но часто по небу летает. А наскучит ей летать, на землю падает опять. - Я и туча, и туман, и ручей, и океан, И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! - Вы уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить? -Молодцы! (Слайд №2) - Мы с вами определили тему нашего урока, а сейчас давайте определим его цель. - Сделайте отметку в листе самооценке. | - Вода. -Вещество, которое мы будем изучать сегодня на уроке - это ВОДА. - Проводят самооценку в индивидуальном листе (Приложение 1) | Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме. |
3. Первичное усвоение новых знаний. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: организовать и направить к восприятию нового материала. Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель занятия. | - Как вы думаете, много ли воды на Земле? - Давайте посмотрим на глобус. (Слайд №3) Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный: Как вы думаете почему? -Что изображено голубым цветом на глобусе? -Молодцы! -А сейчас давайте прослушаем небольшое выступление и попробуем определить цель нашего урока. -Ребята, а мы с вами знакомы со свойствами воды? -Так значит, какая цель нашего урока? -Верно! – Молодцы! -Давайте еще раз грамотно попробуем сформулировать тему и цель нашего занятия. (Слайд №4) - А знакомиться с этими свойствами мы будем с помощью опытов. | -Да. – Голубой - Потому, что голубой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. -Изображены моря, океаны нашей планеты. Доклад ученика, подготовленный заранее. (Приложение 2) -нет. -познакомиться со свойствами воды. - Тема занятия: «Вода и ее свойства» Цель занятия «Изучить свойства воды». | Познавательные: логический – анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: уметь извлекать важную информацию из доклада одноклассника. |
5. Физминутка |
6. Практическое применение знаний. Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности. | - Организую работу в группах. ОПЫТ 1. (Форма воды.) (Слайд №5) - У каждой команды есть стаканчики с водой, перелейте воду в контейнер. Какую форму приобретает вода? ОПЫТ 2. (Цвет воды. Прозрачность воды). (Слайд №6) - Приготовьте полоски цветной бумаги: серой, синей, желтой, белой, зеленой, красной. Сравнивай цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду серой, синей, белой, зеленой, красной? Какого же цвета вода? - Изучите теперь прозрачность воды. Для этого опусти в стакан с водой линейку. Что можно сказать о прозрачности воды? ОПЫТ 3. (Вкус воды ) (Слайд №7) -Каков вкус соли, сахара, лимона, лука? Вы все пробовали воду на вкус. Можно ли назвать ее сладкой, соленой, кислой, горькой? Опыт 4.(Запах воды) (Слайд №8) - Когда ваша бабушка печет пирожки, аппетитный его запах вы почувствуете уже за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А чем пахнет вода? Понюхай ее. ОПЫТ 5. (Вода – растворитель.) (Слайд №9) - Поставь перед собой два стакана с водой. В один стакан положи немного соли, в другой – сахар, Хорошо помешай воду в стаканах. Наблюдай, что произошло с солью, сахаром? | - Работают в группах. - Вода приобретает форму посуды. - Вода цвета не имеет. - Вода прозрачна и через нее можно увидеть предметы. - Вода вкуса не имеет. - Вода запаха не имеет. - Соль и сахар растворились в воде. | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу. Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений Регулятивные: планирование, прогнозирование; |
7. Первичная проверка понимания. Цель: проверить уровень усвоения и понимания нового материала. | - О каких свойствах воды вы узнали. (Слайд №10) | - Ответы детей. - заполняют соответствующую графу в листе самооценки. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цель для учащихся: выбрать и правильно выполнить домашнее задание из предложенного списка. | - Я предлагаю вам задания разного уровня. Вы должны выбрать любое по своему желанию. (Слайд №11) 1.Задание – из Толкового словаря выписать определение «Вода – это…» 2. Задание – записать пословицы и поговорки о воде. | - учащиеся выбирают самостоятельно домашнее задание из предложенного списка разноуровневых заданий. | Регулятивные: самостоятельно, адекватно выбирать уровень сложности задания. Коммуникативные: уметь аргументировать свой выбор. |
9.Рефлексия (подведение итогов занятия). Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Цель для учащихся: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни. | - С каким веществом мы работали сегодня на уроке и что нового мы про него узнали? - А мы часто используем воды в быту? -А вот о том, как правильно и рационально использовать воду в быту и как правильно применять ее свойства мы поговорим с вами на след уроке. - Вы МОЛОДЦЫ! Очень активно сегодня поработали! -Выполните в листе самооценке последние отметки. -А сейчас посмотрите, перед вами на столах лежат капельки воды, нарисуйте в виде улыбки на ней, свое настроение от урока, тем цветом, который присутствует на наших индикаторах, соответственно. - А теперь я предлагаю вам устроить теплый летний дождик, вывесив все ваши капельки под нашу голубую тучку. (на тучке написана тема урока и она вывешена на доску с самого начала). - Урок окончен!!! Еще раз всем большое спасибо! | - Мы работали на уроке с водой, изучали ее свойства. - Да. -Заполняют последнюю графу. Дети рисуют улыбку – зеленным цветом, если урок понравился, и он активно потрудился; желтым – если урок понравился, но что-то не получалось; и красным – урок не понравился, я работал не активно. (цвет улыбки, соответствует также и цвету в листах самооценки). | Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение. Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Вода занимает большую часть поверхности земного шара. Вода повсюду. В воздухе находится много воды, пара, облаков, туч.
Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.
Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды.
Человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).
Воду пьют поля, леса. Без нее не могут жить птицы и звери.
Но вода не только поит людей, но и кормит – по морям и океанам и днем и ночью плывут суда, везут грузы. Еще вода – это дорога для перевозки пассажиров.
Без воды не приготовить хлеб, бумагу, резину, ткань, конфеты, лекарства – ничего не сделать без воды.
- Так вот она, какая вода! Это очень ценное, полезное вещество. Вода относится к полезным ископаемым и как любое ископаемое обладает свойствами.