МОАУ СОШ № 84 с. Краснохолма
Леонтьева Н.Н.
с. Краснохолм
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФУУД (формирование универсальных учебных действий) |
Готовы вы к уроку? (да) На вас надеюсь я друзья. Вы хороший дружный класс, Всё получится у вас! - Садитесь, пожалуйста Взгляните на своего соседа, улыбнитесь. Начинаем урок. | Настрой на работу | Включение детей в деятельность | Регулятивные УУД (самоконтроль) |
II. Этап мотивирования к учебной деятельности В кружево будто одеты Деревья, кусты, провода, И кажется сказкою это, А, в сущности, только вода. Безбрежная ширь океана, И тихая заводь пруда, Каскад водопада и брызги фонтана, А всё это только вода. В бирюзовой дали, исчезая, Лебедями плывут облака. Вот туча идёт грозовая, А, в сущности, только вода. Снег белый пойдёт и укроет Родные леса и поля. Но время придёт - всё растает, И будет простая вода. | Приглашение к размышлению
| | Личностные УУД (умение любоваться красотой окружающего мира)
|
III. Актуализация и постановка проблемы - Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях. В каких состояниях встречается вода в природе? (- В твердом, жидком и газообразном состоянии) Презентация ученика | Презент Петров В. | Определение и обоснование темы урока
| Познавательные УУД (извлечение из памяти сохраненной информации |
Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…Ты самое большое богатство в мире. Антуан де Сент-Экзюпери - Почему Антуан де Сент-Экзюпери написал «вода – сама жизнь, самое большое богатство в мире»? - Жизнь зародилась в воде. - Вода необходима для организма человека, для растений и животных. - Без воды невозможна жизнь на Земле. | На доске слова открываются |
Ответы детей | Познавательные общеучебные УУД (анализ текста) Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)
|
- Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях, и моет всех людей, города, машины, дороги. А ещё вода - это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров. Вот она какая, вода! - Но все это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства воды. - Вспомним свойства, которыми обладает вода, которые вы узнали на прошлом уроке Дети работают с карточками, выбирая свойства воды: не имеет формы имеет форму бесцветна белая прозрачная текучая упругая без запаха без вкуса растворитель горюча
Растворитель – это свойство воды или нет? - Да - Нет | | Ответы детей
Выбирают карточки
| Познавательные УУД (умение классифицировать Регулятивные УУД (прогнозирование)
|
Возникает проблема – кто-то согласен, а кто-то нет. Надеюсь, что в конце урока мы придем к общему мнению, а пока карточку со свойством «растворитель» поместим на доске в стороне от свойств воды, рядом поставим знак вопроса . растворитель ? | Постановка проблемы | | Познавательные УУД (постановка проблемы) |
IV. Построение проекта выхода из проблемной ситуации - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Тема: Вода – растворитель? Что будет сегодня объектом исследования? (Объект - вода.) Предметом исследования будет свойство – растворитель. | |
| Регулятивные УУД (умение формулировать тему и выявлять объект исследования) |
- Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут пять исследовательских групп. В каждой группе 3 человек: руководитель, докладчик и лаборант. (Дети в каждой группе распределяют роли) | | | Коммуникативные УУД (лидерство и согласованность действий с партнерами) |
- Роли в ваших группах уже распределены, но этого недостаточно. В каждой группе существуют правила. Давайте вспомним ТБ при работе в группах. - Правила работы в группах И только соблюдая все правила, ваша группа сделает точный вывод! - Поднимите руки, кому понятны правила. | Пояснение работы в группах Слайд
| | Личностные УУД (умение соблюдать установленные правила) |
- Господа ученые, перед нашим научным центром стоит важная цель. Назовите ее. (Опытным путем доказать, обладает ли вода свойством «растворитель».) |
| Постановка цели | Регулятивные УУД (целеполагание) |
План действий. 1.Руководители зачитывают задание. 2.Лаборанты получают нужные вещества и выполняют опыт. 3.Все вместе наблюдают, делают опыт, записывают результат в карточку 4.Докладчики громко и чётко зачитывают выводы на конференции. - Перед вами план действий. Каждая группа будет работать с одним из пяти возможных веществ, отгадав загадку. После, на конференции мы обобщим опыт всех групп.
V. Реализация проекта - Прошу руководителей подойти за заданиями для групп Подкрашена вода и с ягодами она. (Вишнёвый сок) Отдельно - я не так вкусна, Но в пище — каждому нужна . (Соль)
Сообщаю: я спешу! Я живу, пока пишу. Исчертил всю доску белым… Исчезаю. Был я ... (мелом) Есть у соли сестра. Она Изжогу вылечить должна. Кто знает свойств моих природу, Ответит сразу, кто я: ... (Сода) Если встретишь на дороге То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу — Она понадобится сразу. (Глина) Руководители получают карточку, зачитывают ее группе (см. Приложение 1). (Руководители получают карточку, зачитывают ее группе (см. Приложение 1). - Прошу лаборантов подойти на склад за необходимым оборудованием и веществами (Лаборанты получают химическую посуду и вещества. Начинают проводить опыт, наблюдать, фиксировать результаты.) |
Музыка шума воды | Групповая работа
Проводят опыты | Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества)
Познавательные УУД (умение работать с текстом, умение выделять существенное, умение наблюдать, делать выводы) |
VI. Физкультминутка Физкультминутку проводят дежурные. Льется чистая водица. Мы умеем сами мыться. Порошок зубной берём Крепко щеткой зубы трём Моем шею, моем уши Вытираемся по суше. | | Выполнение движений, показанных учеником | Коммуникативные УУД (лидерство и согласованность действий с партнерами) |
Господа ученые, начинаем пресс-конференцию. Ждём результатов ваших исследований. На конференции выступает докладчик, лаборант демонстрирует результат. Докладчик группы №1: - После того, как насыпали в воду соль и размешали, мы увидели, что соль стала незаметной. Вода осталась прозрачной. Соль растворилась. Докладчик группы №2: - После того, как насыпали в воду соду, размешали, мы увидели, что соль стала незаметной. Вывод: сода растворяется в воде. Докладчик группы №3: Мы налили в воду вишневый сок. Он смешался с водой и равномерно по ней распределился. Вода поменяла цвет. - Какой вывод вы сделали? Соль растворяется в воде. Сода растворяется в воде. Сок растворяется в воде. - Соль, сода, сок смешались с водой и теперь их трудно или даже невозможно отделить друг от друга. Они растворились. - Итак, мы заслушали отчеты 3 групп. Результаты их опытов у вас перед глазами. Вернемся к свойствам воды (они на доске). Какие будут предложения? - Убрать вопросительный знак и добавить свойство «растворитель» к свойствам воды. |
| Самооценка и коррекция
Систематизация знаний . | Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)
Регулятивные УУД (коррекция) |
- Предоставляем слово 4 группе. Докладчик группы №4: Мы насыпали в воду глины. Она опустилась на дно. Вывод: глина не растворяется в воде. - Даем слово 5 группе Докладчик группы №5: Мы положили в воду мел. Со временем он опустился на дно. Мел в воде не растворился. - Мы заслушали отчеты еще 2 групп. Какой вывод сделаем? (Вода растворяет не все вещества.) - Вспомните вопрос, который стоял перед научным центром. (Вода – растворитель?) - Как вы сейчас ответите на него? Вода – растворитель, но она растворяет не все вещества. |
Добавляем запись (но она растворяет не все вещества) | |
Познавательные логические УУД (обобщение, формулирование выводов) |
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Открываем содержание учебника Итак, вы узнали новое свойство воды. Теперь это свойство попробуем применить в жизни Я, как руководитель, даю каждой группе объект. Загадки Ваша задача – прокомментировать, как он связан с водой и ее свойством - «растворитель». Учитель выдает по группам: 1. акварельные краски 2. таблетки 3. мыло 4. пакетик растворимого кофе 5. минеральная вода Идет обсуждение в группах с последующим озвучиванием. Группа №1: «Акварельные краски растворяются в воде» Группа №2: «Таблетки растворяются в воде» Группа №3: «Мыло растворяется в воде» Группа №4: «Кофе растворяется в воде» Группа №5: «Минеральные вещества растворяются в воде» - Минеральная вода содержит в себе растворенные минеральные вещества, полезные для организма человека. Посмотрите внимательно на бутылку с минеральной водой. Что значит надпись «газированная»? ( «Газированная» значит «содержит газы») - Что нужно сделать, чтобы их увидеть? ( Надо встряхнуть бутылку и приоткрыть крышку.) Учитель выполняет рекомендации детей. Дети наблюдают, как пузырьки газа поднимаются на поверхность. - Почему их не было видно? ( Они растворились в воде) - Сделайте вывод. (Газы тоже растворяются в воде.) - Итак, в воде растворяются не только твердые (соль, сода), жидкие (сок), но и газообразные вещества. Резерв: работа по Хрестоматии Ищем тему Вода - растворитель с.46 VIII. Рефлексия учебной деятельности - Как вам работалось в группе? - Легко ли вам было заполнять карточку? - Были проблемы в работе лаборантов? - Хорошо ли группа вас подготовила к докладу? Учитель и учащиеся оценивает работу групп. IX. Итог урока, оценивание Вы проделали огромную работу - ставили опыты, наблюдали, совещались и как результат - открыли новое для себя свойство воды. Назовите его еще раз. (Вода – растворитель) - Как вы доказали, что вода – растворитель? (Ставили опыты.) - Достигла ли цели ваша лаборатория? (да) Закрасьте воду в своём стаканчике (слайд) X. Домашнее задание У с. 85-87 Т1 с. 30 - Предположим, что смешали соль, речной песок и опилки. Как всё отделить друг от друга? Что будете делать? Где и как будете искать ответ? - подумаем сами, - вспомним материал прошедшего урока, - проведем опыт дома, - спросим у старших, - обратимся к Интернету и др. Всем спасибо за урок. | |
Работа по группам
Обсуждение в группах
Оценки за работу
Осознание темы следующего урока
| Познавательные общеучебные УУД (умение использовать полученные знания в практической деятельности)
Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)
Регулятивные УУД (самооценка)
Регулятивные УУД
Познавательные УУД (работа с информацией)
Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
и найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.
____________________________________________________________________________.
и найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.
____________________________________________________________________________.
найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.
____________________________________________________________________________.
и найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.
____________________________________________________________________________.
и найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.
____________________________________________________________________________.