kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вода – основа жизни. 2 класс. Методический конструкт урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по окружающему миру. 2 класс. Вода – основа жизни. Свойства воды. Комбинированное занятие, 2 урок. Представляет собой учебный проект (собственные опыты, наблюдения, эксперименты). Разработан с учетом требований ФГОС НОО. Успешно реализован в лицее и представлен на школьном методическом объединении учителей начальных классов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вода – основа жизни. 2 класс. Методический конструкт урока. »

ГБОУ ДПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №3










ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»







МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ УРОКА





ИСПОЛНИТЕЛЬ: ДЕДЮХИНА

ЕЛЕНА АЛЬБЕРТОВНА,

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,

ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ





ЕКАТЕРИНБУРГ, 2011



Интегрированный курс: «Мы и окружающий мир»

Тип урока: комбинированное занятие.

Тема урока: Вода – основа жизни. 2 класс.

Цели:

  1. Целенаправленное обучение поисковой деятельности;

  2. Актуализация личностного смысла учащихся к изучению темы;

  3. Создание условий для самостоятельного развития навыков общения и совместной деятельности;

  4. Создание ситуации успеха;

  5. Психологического комфорта.

Задачи:

  • Воспитательная: совершенствование умений работать в группе, формировать способность к самоанализу и рефлексии, здоровому образу жизни.

  • Развивающая: развитие навыков мыслительных операций, совершенствование умений формулировать личностно – значимые цели, способствовать развитию исследовательских и творческих навыков.

  • Образовательная: содействовать формированию научного мировоззрения учащихся на основе молекулярного строения веществ.

  • Оборудование:

  • компьютер;

  • экран;

  • проектор;

  • сосуды различной формы и объёма;

  • полоски цветной бумаги: серой, синей, желтой, белой, зеленой, красной;

  • питьевая вода;

  • сахарный песок;

  • соль;

  • растолченный мел;

  • речной песок;

  • наборы химической посуды.


Перед уроком обучающиеся объединяются в 4 группы (обучающиеся в подобных группах работают не первый раз, «роли» каждый раз участников группы меняются, объединение каждый раз происходит по-разному – чаще всего, по желанию; можно предложить детям жетоны четырёх цветов – каждый цвет определяет свою группу). У каждой группы своё задание. В каждой группе есть – исследователи, помощники, художник – дети знают свои функции:

Исследователям даётся задание – провести опыт, записать выводы, высказать свою точку зрения.

Помощники по мере работы помогают в проведении опыта.

Художник выполняет зарисовки во время работы.

На протяжении нескольких занятий ученики путешествуют, превращаясь в птиц. Актуализация задания происходит в виде сказки с продолжением.

В конце урока обучающиеся анализируют свою деятельность, заполняют лист самооценки, подводят итог. Каждый учащийся выставляет себе оценку за урок и обосновывает свой выбор (приложение 1).



Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Закройте глаза, посидите немного в тишине, послушайте эту тишину. даже сейчас, когда тихо, сюда проникают какие-то звуки. Перечислите их.

По мере того, как вы слушаете эти звуки, ваше дыхание изменяется. И пока оно становится иным, вы понимаете, что вы сейчас в полной безопасности и можете расслабиться и пофантазировать.

Сейчас вы представите себе всё, о чём я говорю. Вы легко представите себе, что перед вами лежит ковёр. Рассмотрите его, какого он цвета, какого он цвета. Насколько он пушистый, есть ли по краям бахрома.

Чтобы лучше его исследовать, представьте себе, что вы ложитесь на него. Почувствуйте, какой он – мягкий или не очень?

Вы устраиваетесь поудобнее, полностью спокойные и расслабленные… И ковёр плавно начинает подниматься вверх. Это не простой ковёр, а самый настоящий ковёр – самолёт. И он может отнести вас в то место, где вы отдыхаете, в то место, где вам интересно. Вы поднимаетесь всё выше, видите над собой небо, облака…

И пока вы так спокойно лежите, вы рассматриваете, какой формы эти облака, какого они цвета, как они двигаются. Плавно двигаясь вместе с ними, вы ощущаете покачивание ковра и можете увидеть, как проплывают внизу прекрасные пейзажи.

И вы выбираете то место, в котором вы хотели бы оказаться. Вы выбираете то место, необыкновенно прекрасное для вас, где можно просто быть радостным и спокойным, где вам интересно, где вы наслаждаетесь и отдыхаете.

Это может быть лесная поляна или вершина горы, берег моря или лужайка у реки, а может быть ковёр принесёт вас ещё куда-то… Найдите это место и прикажите ковру так: «Вниз!»

И вот вы плавно опускаетесь вниз, в это волшебное место, оглядываетесь вокруг, обращаете внимание на все детали: какой здесь ландшафт, какие вокруг краски…

Это яркие краски или нежные? Есть ли здесь растения, камни, животные, люди? Вы всё запоминаете, всё впитываете. Какие у вас чувства?

Побудьте в этом прекрасном месте столько, сколько вам хочется…

А теперь сожмите кулаки и на вдохе откройте глаза. Запомните хорошенько, что вы себе представляли, какие у вас были чувства… Ваше настроение, ваши чувства, ваше умение наблюдать нам понадобиться на занятии.

Подготовка класса к работе.


2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Сказка:

И вот полетели наши птицы, наши добры молодцы да красны девицы по белу свету. День летят, другой летят, а на третий видят – вдали город показался с церквами высокими, домами богатыми, куполами позолоченными.

Решили здесь осмотреться, счастья попытать. Ударились оземь да и превратились снова в людей. Вышли на улицы городские ничего понять не могут.

Город богатый, стольный. Добра всякого видимо-невидимо, а народ на улицах ходит мрачный да понурый.

Обратился тут Иван меньшой к прохожему:

  • Скажи, отчего все вы тут невесёлые, отчего даже ребятишки на улицах не смеются и нигде песни удалой не слышно?

Отвечает прохожий:

  • Напала на нас хворь небывалая в прошлом году. Никто понять не может, что такое вода, какие у неё свойства, почему нельзя прожить без воды. Целый день мы решаем эту задачу, а радости от этого не чувствуем. Призвал наш царь мудрецов учёных, да только, видать, они тоже заразились, ничего придумать не смогли.

Выслушал Иван меньшой прохожего, задумался, в затылке почесал. Хочется помочь горожанам от хвори избавиться да страшновато. Вернулся он к своим братьям и сёстрам и рассказал им о своём разговоре.

Подумали ребята, посомневались да и говорят: «Ладно, где наша не пропадала…Попробуем..».


Регулятивные: готовность к преодолению трудностей, формирование основ оптимистического восприятия мира;

познавательные: развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества; готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач.


3.Постановка учебной задачи.

На какой вопрос не могут ответить жители этого города?

Можем ли мы вынести этот вопрос, как тему урока?

Что мы можем сделать, чтобы помочь жителям этого города? Что для этого нужно знать?

Ставят цели, формулируют (уточняют тему урока).

  • Что такое вода, какие у неё свойства, почему нельзя прожить без воды?

  • Мы можем провести опыты и рассказать жителям города о свойствах воды.

Регулятивные: целеполагание;

познавательные: формулирование познавательной цели;

личностные: стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу.

4. Построение проекта выхода из проблемной ситуации.

Организует учащихся на исследование проблемной ситуации.

Нам необходимо вспомнить – какой будет тема нашего исследования (карточка – подсказка). Приложение 2.

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить.

Если я вас правильно поняла, то для помощи горожанам нам необходимо провести несколько опытов.

Составить свой отчёт и передать свои записи и зарисовки горожанам, чтобы хворь отступила. У каждой группы будет своя работа. Проведя опыты, нужно будет рассказать, к каким выводам вы пришли. Учащиеся из других групп, должны внимательно слушать выступления своих одноклассников и заполнить свои листы – наблюдения.

Всё необходимое для проведения опытов и составления отчётов находится у вас на партах. Работайте строго по инструкциям. Соблюдайте правила сотрудничества.

На протяжении выполнения работы детьми педагог оказывает необходимую помощь обучающимся.



На партах лежат три названия тем – фантастическая, экспериментальная, теоретическая. Дети в группах обсуждают эти названия и выбирают только одно, доказывая, почему они выбрали именно это название.

Работают по инструкции (Приложение 3, 4).



Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: решение проблемы, построение логической цели рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, умение работать по инструкции.


5.Закрепление.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Вода – это удивительное вещество и в этом мы сейчас в этом убедились.


По окончании проведения опытов дети выходят к доске и докладывают о проведённой работе. Подтверждают либо не подтверждают гипотезу, показывают рисунки. Дети из других подгрупп задают вопросы и заполняют свои листы – наблюдения (Приложение5).

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации;

Регулятивные:

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

  1. Представление исследовательской работы обучающего (одноклассника).

Представление исполнителя работы. Нацеливание на работу.

Беляков Максим темой своего исследования выбрал тему «Свойства воды». Послушайте, пожалуйста, что у него получилось.

Будьте внимательны, я уверена, что Максим расскажет о тех свойствах воды, о которых мы с вами не говорили. Ваша задача: выслушать внимательно и дополнить свои листы – наблюдения.

Представление работы.


Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно строить речевые высказывания;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Личностные: самоопределении.

  1. Закрепление.

При необходимости помогают в обобщении прослушанного материала.

Одноклассники: внимательно слушают, обсуждают и вносят дополнения в листы – наблюдения.

Задают вопросы Максиму.

Оценивают работу одноклассника (приложение 7).

Выступают перед группами, обосновывая и доказывая свой ответ.

Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действия партнёра, умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности.

  1. Рефлексия и самооценка.

Организует обучающихся.

У вас на столе лучики от солнышка.

Красные – активно работал, все получилось, было легко и интересно.

Желтые – понял, усвоил, но нужно закрепить. Трудно, но интересно.

Белые – не все понял, не все усвоил. Трудно, скучно, не интересно.

Оцените свою работу и состояние на уроке, удовлетворены ли вы своей деятельностью (приложение 6).

1.Учащиеся приклеивают лучики к солнышку.

Рассматривают получившееся солнышко.

Делают вывод – какого цвета наше солнышко.

2. Учащиеся анализируют свою деятельность, заполняют лист самооценки, подводят итог. Каждый учащийся выставляет себе оценку за урок и обосновывает свой выбор.

Познавательные: рефлексия, умение сравнивать цель и результат;

Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении.

  1. Итог урока. Домашнее задание.

Отнёс Иван результаты исследований. И тут же прошла хворь – беда у жителей красивого города. Взошло на небе солнышко. Поняли жители города, что умеет вода.

Домашнее задание:

  • Почему вода не всегда остаётся прозрачной?

  • Почему вода может загрязняться?

  • Можно ли очистить ее так, чтобы снова стала чистой, прозрачной?

Узнайте, как можно очистить воду в домашних условиях. Подготовьте и проведите дома опыт по очистке воды в бытовых условиях. На следующем уроке мы подведём итоги по оцениванию работы Максима и самооценке вашей работы.

Записывают домашнее задание.

Личностные: выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.





Приложение 1.

Лист самооценки

Вид деятельности

Оценка

1. Оценка готовности к уроку:

5 – хочу знать, интересно.

4 – я готов к работе

3 – я не готов, не все понял на предыдущих уроках.

 

2. Выдвижение цели:

5 – активно участвовал в обсуждении, осознанно поставил цель

4 – участвовал в обсуждении, понял цель

3  только слушал

 

3. Выполнение исследовательской работы

5 – получил предполагаемый результат самостоятельно, доволен работой

4 – получил предполагаемый результат с помощью группы, учителя

3 – не все понял

 

4. Индивидуальная работа

5 – выполнил быстро

4 – пришлось подумать

3 – просил помощь группы, учителя

 

5. Итог

 





















Фантастическая

Теоретическая

Экспериментальная

Приложение 2.




Все возможные темы можно условно распределить на три группы:

  • Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

  • Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;

  • Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.














Приложение 3.

1 группа.

ОПЫТ 1.

Форма воды.

  1. Какой формы бывает вода?

  2. Выдвинете свою гипотезу о форме воды.

  3. Выполните опыт: перед вами разная посуда: стакан, чашка, блюдце, банка. Вы можете выбрать дополнительные предметы со стола учителя. В приготовленную посуду налейте воду. Какую форму принимает вода в каждом сосуде.

  4. Сделайте выводы.

ОПЫТ 2.

Цвет воды.

  1. Какого цвета бывает вода?

  2. Выдвинете свою гипотезу о цвете воды.

Выполните опыт: приготовлены полоски цветной бумаги - серой, синей, желтой, белой, зеленой, красной. Сравнивай цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду серой, синей, белой, зеленой, красной?

3. Сделайте выводы. Какого цвета кажется вода в реке, в море, в луже, в озере? Почему как ты думаешь? Как этого избежать?




Опыт.

Тема опыта


Гипотеза



Вывод:

Наша гипотеза (не) доказана:


Рекомендации:





Опыт.

Гипотеза



Вывод:

Наша гипотеза (не) доказана:



Рекомендации:

















2 группа.

ОПЫТ 3.

Прозрачность воды.

  1. Прозрачна вода или нет?

  2. Выдвинете свою гипотезу о прозрачности воды.

3. Выполните опыт:

  1. На столе стакан с чистой водой. Убери чайную ложку за стакан. Что происходит?

  2. Опусти чайную ложку в стакан. Что происходит?

  1. Сделайте выводы. Что можно сказать о прозрачности воды? Всегда ли вода бывает прозрачной? Почему? Как этого избежать?

ОПЫТ 4.

Вкус воды.

  1. Прозрачна вода или нет?

  2. Выдвинете свою гипотезу о вкусе воды.

  3. Выполните опыт: каков вкус соли, сахара, лимона, лука? Соль соленая, сахар сладкий, лимон кислый, лук горький. Хорошо знаком тебе вкус хлеба, молока, вареного картофеля. Попробуй воду на вкус. Можно ли назвать ее сладкой, соленой, кислой, горькой? Можно ли один из знакомых тебе вкусов отнести к воде?

  4. Сделайте выводы. Обрати внимание на то, что перед тобой чистая питьевая вода, а если вода загрязнена?




Опыт.

Тема опыта


Гипотеза



Вывод:

Наша гипотеза (не) доказана:


Рекомендации:





Опыт.

Гипотеза



Вывод:

Наша гипотеза (не) доказана:



Рекомендации:













3 группа.

ОПЫТ 5.

Запах воды.

  1. Есть ли у воды запах?

  2. Выдвинете свою гипотезу о запахе воды.

  3. Выполните опыт: Когда твоя мама печет пирожки, аппетитный его запах ты почувствуешь уже за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А чем пахнет вода? Понюхай ее.

  4. Сделайте выводы. Обрати внимание на то, что перед тобой чистая питьевая вода, а если вода загрязнена?

ОПЫТ 6.

Текучесть воды.

  1. Может ли вода течь?

  2. Выдвинете свою гипотезу о текучести воды.

  3. Выполните опыт: Приготовь фанерку или толстую картонку, пластмассовую пластинку. Вылей на нее немного воды. Что ты заметил? Наклони пластинку. Что произошло с водой?

По ровной поверхности вода растекается в разные стороны, по наклонной – стекает под уклон.

Возьми один стакан пустой. Другой - с водой. Перелей воду в пустой стакан. Вода течет из стакана в стакан. Во всех этих случаях проявляется одно свойство воды. Подумай какое. Проверь себя: это свойство называется текучестью. Вода текуча.

  1. Сделайте выводы.



Опыт.

Тема опыта


Гипотеза



Вывод:

Наша гипотеза (не) доказана:


Рекомендации:





Опыт.

Гипотеза



Вывод:

Наша гипотеза (не) доказана:



Рекомендации:











4 группа.

ОПЫТ 7.

Вода – растворитель.

  1. Может ли вода растворять другие предметы?

  2. Выдвини гипотезу о воде как растворителе.

  3. Выполни опыт:

  1. приготовлены четыре стакана с питьевой водой.

  2. В один стакан положи немного соли, в другой – сахар, в третий – измельченный мел, в четвертый – речной песок.

  3. Хорошо помешай воду в стаканах.

  4. Наблюдай, что произошло с солью, сахаром, мелом, песком.

  5. Попробуй на вкус воду в первом и втором стакане. Изменилась ли вода? Почему?

  6. Посмотри, что стало с водой в третьем и четвёртом стакане? Почему?

4. Сделай выводы.



Опыт.

Тема опыта


Гипотеза



Вывод:

Наша гипотеза (не) доказана:


Рекомендации:





Опыт.

Гипотеза



Вывод:

Наша гипотеза (не) доказана:



Рекомендации:
















Приложение 4.


Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтвержденная опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hipothesis – основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого – либо явления. Обычно гипотезы начинаются словами:

  • Предположим…

  • Допустим…

  • Возможно…

  • Что, если…

Для решения проблемы потребуется гипотеза – предположение по теме вашего исследования.



































Приложение 5.



Свойства воды

Форма



Цвет



Прозрачность



Вкус



Запах



Текучесть



Растворитель







































Приложение 7.

Название темы, имя и фамилия автора

Критерии

Познавательная ценность темы

Оригинальность и ценность собранного материала

Исследовательское мастерство

Структура и логика работы

Язык и стиль изложения, ответы на вопросы

Общий балл

1.

Беляков

Максим

«Исследование свойств воды»











Оценочный лист





Баллы:

3 – мне понравилось, работа интересная, полезная;

2 – мне понравилось, но работу ещё нужно додумать и доделать;

1 – мне не понравилось.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Вода – основа жизни. 2 класс. Методический конструкт урока.

Автор: Дедюхина Елена Альбертовна

Дата: 29.09.2015

Номер свидетельства: 234950


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства