Изучение нового материала Цели этапа: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала. - Можно ли Древнюю Русь назвать – ГОСУДАРСТВОМ? Докажите. - Было ли государство у Древних славян? Докажите. Рассказ учителя. Правления у славян не было такого, как теперь у нас. В каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на вече и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да ; драки. Некоторые племена решили на вече себе князя выбрать не из своих. А из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море послы. Три варяго-русских князя Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началась в 862 Русское государство. От имени первых князей оно и называлось Русью. - Что могли увидеть иностранцы, попавшие на территорию Древней Руси в начале IΧ века? Прочитаем отрывки из их высказываний. (раздаются карточки с текстом). -Уважаемые гости! Добро пожаловать в Древнюю Русь. – Что же интересного вы у нас увидели? «Путь в эту страну идёт по степям и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян – ровная и лесистая…» (Ибн-Русте, арабский писатель IΧ века) «Земля здесь покрыта лесом разной породы… Зима столь сурова, что восемь месяцев там стоит невыносимая стужа. В это время хоть лей на землю воду, грязи не будет, разве только если разведёшь костёр… Такие холода продолжаются сплошь восемь месяцев, да и остальные четыре месяца не тепло… Кроме множества огромных рек, нет в этой стране больше ничего достопримечательного» «Борисфен (так называлась в древности река Днепр) – самая прибыльная река: по берегам её простираются прекрасные тучные пастбища для скота; в ней водится в больших количествах наилучшая рыба; вода приятна на вкус для питья, прозрачна.» (Геродот, древнегреческий историк) - Ехали в Древнюю Русь с разных концов света купцы. Везли разнообразные товары. - На пути движения торговых караванов возник Древний город - Киев, который в дальнейшем стал столицей Древней Руси. Постепенно площадь Древней Руси расширялась. СЛАЙД 7. В 879 году власть над новгородскими землями после смерти Рюрика получил Олег. В 882 Олег присоединил к Новгородской Руси Киев и перенёс туда столицу. «И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским“.» (Повесть временных лет) - Почему Киев стал Столицей Древней Руси? Задание СЛАЙД 8. - Рассмотрите карту на с. 41 учебника. - Найдите территорию Древней Руси в конце IX века . - Покажите у доски на карте территорию Древней Руси 9 века. - У вас на столах лежат контурные карты. Обведите зелёным карандашом границы Древней Руси 9 веке. - Проведите красным карандашом главный торговый путь «из варяг в греки». СЛАЙД 9. - С приходом князя Владимира размеры территории Древней Руси увеличились, границы раздвинулись. Почему? - Как вы думаете, почему? - У вас лежат карты. Обведите границы Руси 11 века. - Увеличилась ли граница Руси? Закрепление изученного материала. Каждым городом управлял свой князь. Но все они подчинялись киевскому князю. Он считался правителем Руси, главой государства именовался – Великим князем. Прочитайте о нём статью на с. 42 в учебнике - Князь не мог управлять один такой территорией? - Были и былинные воины. СЛАЙД 10. ФИЗМИНУТКА В историю вошёл киевский князь – Владимир Святославович. Его воспевали былины и легенды. Прочитайте текст на с. 43-44 чебника. Ответьте на вопросы Что стало главной заботой князя Владимира? Что делал князь для защиты своих территорий? О каких былинных богатырях того времени мы с вами знаем? На Руси богатырей было много, а былинные БОГАТЫРИ сочетали в себе все качества самых лучших богатырей. (храбрость, отвага, мудрость, любовь к Родине). СЛАЙД 11. Картина Виктора Васнецова «Три богатыря). Перед тем как Васнецов создал это полотно, он изучил сохранившиеся летописи, архивы, народные сказания, былины, в которых упоминалось о богатырях. На картине три могучих русских богатыря. Они всматриваются в даль, не движется ли враг на родную землю. Русская земля широка и необъятна. В ней много лесов и рек. За эту территорию приходилось часто воевать. Вот и мечтал русский народ о богатырях, которые смогут её защитить. Слагали о них песни и былины. - Чем ещё прославился князь Владимир? Сейчас мы об этом посмотрим фильм. ВИДЕО. СЛАЙД 12. - В историю он вошёл как креститель Руси. - Кто первым принял Крещение? СЛАЙД 13. СЛАЙД 14. На прошлом уроке мы с вами уже говорили, во что верили славяне. Вспомните, чему они поклонялись? (явлениям природы) - Жизнь древнего человека зависела от природы. Не зная причин происхождения природных явлений, люди приписывали их воле богов. Славяне верили, что богов много. Такая вера называется язычеством. В летописи есть рассказ о том, как князь Владимир послал в разные страны своих людей, чтобы те познакомились с разными религиями и рассказали ему о них. В 988 году Русь приняла христианство – религию, которая пришла к нам от греков из Византии. Как происходил этот обряд? - Что приказал сделать Владимир с идолами? СЛАЙД 15. _ Все статуи идолов Владимир приказал выбросить в реки или сжечь. - Кого мама называет солнышком? Почему? - Почему Владимира в народе прозвали – Красным Солнышком? - За введение христианства на Руси Владимир признан церковью Святым. Стр. 43-44. |