Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие " Царство симметрии"»
Внеурочная деятельность. Кружок « Мыслители».
Тема: « Царство симметрии».
Цель: ввести понятие «симметрия». Учить строить симметричные фигуры. Ввести понятие оси симметрии. Научить находить ось симметрии некоторых фигур.
Задачи:
1 Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
Личностных результатов:
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
учиться выражать свои мысли, аргументировать;
Коммуникативные УУД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
развивать доброжелательность и отзывчивость;
развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
применять правила сравнения;
задавать вопросы;
находить закономерность в числах, фигурах и словах;
строить причинно-следственные цепочки;
находить ошибки в построении определений;
делать умозаключения.
Основные методы и технологии развития УУД
- организация учебного сотрудничества в парах и группе
- игровые технологии в форме упражнений
- рефлексия
1.Оргмомент. (1 мин.)
Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всё: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и накормить голодных птиц, и накрыть стол.
Какие добрые и умные у вас руки.
Что за чудо-чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая,
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Потому что сегодня, мы будем работать в группах. А чтобы работа была успешной, нам поможет сотрудничество ( прислушиваться друг к другу, советоваться и помогать). К тому же ваши ручки вам будут нужны, чтобы творить. Я думаю, что в конце занятия вы все получите большую радость и удовлетворение от своего творения!
Постановка учебной задачи, определение темы урока.
Хочу, чтобы вы сами догадались , какая тема сегодняшнего занятия. Прошу двух ребят выйти и по чертежу построить 2 пирамиды. ( одна симметричная, другая- нет, и она падает.
- Почему одна устойчивая, а другая- нет? ( одна симметричная, а вторая-нет).
Значит, какая тема занятия?
Тема: Царство симметрии. ( слайд 1)
- Что по-вашему мы должны будем сегодня делать и узнавать?
- Предположите, что будем делать на уроке?( что такое симметрия ,вырезать симметричные фигуры , правильно выражать свои мысли).
Верно, но ещё наша задача сегодня подумать, где мы в жизни встречаем симметрию и
что она полезного нам даёт?
Я предлагаю, выдвинуть по этому поводу гипотезу.
Гипотеза: Симметрия - это гармония и красота
Равновесие
Устойчивость ( слайд 2)
В ходе занятия нам предстоит выяснить, так ли это?
Открытие нового знания
И так начнём. Самый первый вопрос, на который мы должны ответить, это:
Что такое симметрия?
Симметрия? Что это? - Это не прозвище,
Это не имя, не злая болезнь,
Это не птица, не зверь, не чудовище,
Нельзя это выпить, нельзя это съесть.
В симметрии множество тайн и загадок,
В ней красота открывается нам.
Симметрия- то, что рождает порядок
Об этом, дружок, ты задумайся сам.
( ответы детей).
В словаре Ожегова сказано, что в переводе слово «симметрия» означает «соразмерность в расположении частей чего-либо или строгая правильность».
( слайд 3)
Вокруг нас существует много предметов. А как определить, симметричный или нет тот или иной предмет или существо? ( сложить его пополам). Давайте проверим симметричны ли грибок и лицо девочки, лежащие на вашем столе. ( складываем пополам). Вывод. Они симметричные. Почему так решили? ( когда их складываем пополам, они совпадают).
А как называется эта линия, которая делит фигуру на 2 одинаковые половинки? ( ось симметрии). ( слайд 4)
Если ось делит фигуру по вертикали,значит она называется: вертикальная.
А если ось делит фигуру по горизонтали, значит она- горизонтальная. (Слайд 5)
Итак, симметрия относительно прямой — это осевая симметрия ( слайд 6).Это один из видов симметрии. С её мы и начнём.
Где же мы её встречаем в жизни?
Я буду немного направлять ваши мысли по этому поводу. И так, думаю вы без проблем мне назовёте науку, где встречается осевая симметрия.
1. В математике. А где именно? Что в математике имеет симметрию?
( Геометрические фигуры) .
Давайте посмотрим, сколько осей имеют некоторые фигуры. Например:
Сколько осей у квадрата? 4
Равностороннего треугольника 3
Прямоугольника 2
Овал 2 ( проверяем путём складывания пополам). ( слайды 7-10)
Вывод: фигуры могут иметь несколько осей симметрии.
А есть ли симметрия в литературе?
( А роза упала на лапу азора). ( слайд 11) Что интересного в этом предложении?
( оно читается в обоих направлениях) . Значит оно…. Симметричное. ( примеры).
( слайд 12) А как называются такие слова? ( палиндромы). ( слайд 13)
А если вспомнить алфавит? ( некоторые буквы имеют симметрию. Например. ( слайд).
( слайд 14)
А теперь посмотрите на экран. Что вы видите? ( слайд 15)
Дома, здания, сооружения. А что в них особенного? ( они симметричны). А хорошо это или плохо, что они симметричны? Почему? ( красота и равновесие, устойчивость). А кто знает как называется искусство и наука проектировать и строить здания? ( архитектура).
( слайд 16). Значит в архитектуре тоже есть симметрия.
Мы сегодня побудем с вами архитекторами. У вас на столе 2 дома, выберите из них симметричный. Докажите, что он симметричный. ( наклеить его на лист А3).
Как думаете, чего в нём не хватает? ( не красивый).
Действительно, дома . чтобы они были красивыми, часто украшают орнаментом. А что это такое?
Слово « орнамент» с латинского означает « украшения». ( слайд 17)
Орнамент – это украшение из сочетания периодически повторяющихся геометрических, растительных или животных элементов. А значит, в украшении домов опять же есть симметрия. На Руси люди украшали орнаментом терема, дома. ( мозаика).
Задание: украсить дом используя мозаику. ( наличники окон, двери, крыло крыши, причелина).
А есть ли симметрия в природе ( бабочка, птица, божья коровка). (Слайд 18)
А есть ли польза в том, что бабочка, стрекоза и т.д. симметричны? ( они красивы и это даёт им равновесие). Посмотрите на нашу картину. Чего в ней не хватает? ( листьев на берёзе).А можем мы покрыть дерево листьями?
Вырезание листьев . Слайд
Осевую симметрию ещё называют другим словом. А каким нам поможет догадаться загадка:
Загадка :
Мудрец в нём видел мудреца.
Глупец- глупца.
Баран – барана.
Овцу в нём видела овца.
И обезьяну- обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова.
И Федя увидел неряху лохматого. Зеркало.
Значит осевую симметрию называют ещё зеркальной.
Почему? ( если поставить зеркало вдоль линии сгиба, то отражённая в зеркале половинка фигуры дополнит её до целой).
А какие вы помните особенности изображения в зеркале? ( левая- правая).
Физминутка.
Посмотрите на матрёшку и снежинку.( слайд 19) Оба ли эти предмета симметричные? А в чём отличие?
( у матрёшки симметрия относительно прямой, а у снежинки относительно точки и осей несколько. Давайте посчитаем сколько их. ( слайд 20)
Это Центральная ( лучевая симметрия). ( слайд 21)
Где ещё в жизни мы её встречаем?
На картине пустая клумба……….
(Вырезание цветка.)
Посмотрите, что у нас получилось!!!!! ( вывешиваю)
Замечательные картины. И что поспособствовало тому, чтобы они были такие чудесные?
( симметрия). Получается есть от неё польза? Какая? Действительно ли симметрия это: красота и гармония? Равновесие? Устойчивость? ( доказательства).
Прекрасный, безграничный,
На взгляд совсем привычный,
Но чем-то необычный
Со словом Симметричный
Открылся мир вокруг! ( слайд 22)
Мир вокруг нас прекрасен. И подчас в этом играет роль именно симметрия. Наблюдайте за этой красотой, наслаждайтесь ею всегда.