kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочное занятие духовно-нравственного направления "Лествица послушания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие духовно-нравственного направления развивает твердые ориентиры добра, уважения и любви к своим родителям, близким, старшим на примере жизни библейских героев и героев современности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие духовно-нравственного направления "Лествица послушания"»

Класс: 4

Учебный предмет: внеурочное занятие по православной культуре.

Тема учебного занятия: «Лествица послушания».

Цели учебного занятия:

  • организовать деятельность учащихся по повторению

понятий:

«послушание – почтительность – красота – радость - счастье»;

  • обеспечить деятельность учащихся по применению знаний и способов действий в разнообразных нравственных ситуациях по отношению

к ближним;

  • обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности, применяя нравственные ситуации и игры;

  • развивать твердые ориентиры добра, уважения и любви к своим родителям, близким, старшим на примере жизни библейских героев и героев современности.


Тип учебного занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Оборудование: Наглядные пособия: «Иллюстрации», «Птицы», «Кувшин».

Презентация к учебному занятию.


Структура учебного занятия:

  1. Организационный этап.

  2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

  3. Повторение и уяснение новых знаний и способов действий.

  4. Первичная проверка понимания изученного.

  5. Закрепление новых знаний и способов действий.

  6. Применение знаний и способов действий.

  7. Информация о домашнем задании.

  8. Подведение итогов занятия.

  9. Рефлексия.












Ход учебного занятия


I Организационный этап.

Учитель:

У меня сегодня замечательное настроение и я хочу передать его вам,ребята

Как можно приподнять настроение? Конечно, хорошими, добрыми, красивыми словами. Послушайте стихотворение Ирины Языковой.


Как сияют небеса-

Высота и красота!

А по небу звонко скачет

Солнце, словно желтый мячик!

Ночью, чтоб не страшно было,

Зажигаются светила:

Звёзды-россыпи алмазов,

Млечный путь – как мёд намазан.

На травинках ранним утром

Блещут росы перламутром.

И стоит, как удивлённый,

Лес в своей листве зелёной.

Но откуда это диво?

Почему вокруг красиво?

Это Бог для нас с тобой

Праздник на земле устроил.

Бог, рисует, как художник,

Белым – снег и синим – дождик.

Голубым, лиловым, красным

На лугу цветы раскрасил.

А на Бабочкиных крыльях

Вышил пёстрые мантильи.

Каждой мошке, каждой пташке

Дал нарядные рубашки.

И, любуясь этим даром,

Будем Богу благодарны.

Он, кто создал мир чудесный,

Наш Отец, Отец Небесный!

Учитель: Я передала вам свое хорошее настроение? А теперь, конечно, в хорошем настроении можно продолжить занятие. Выполните, пожалуйста, моё задание.






Учитель:

Встаньте все, кто:

  • имеет старших сестру или брата и не ссорятся с ними;

  • послушается маму, если она попросит почитать, а у вас последний уровень компьютерной игры;

  • имеет младших сестренку или брата;

  • послушается младших сестренку или братишку, если они попросят вас с ними поиграть, а у вас футбол во дворе;

  • с радостью выполняет просьбу бабушки и дедушки помочь по хозяйским делам;

Вижу вы современные, добрые, заботливые и послушные дети.

Определите ключевое слово в моих вопросах.

О чем мы сегодня будем говорить?


II Определение темы и цели занятия

Тема нашего занятия: « Лествица послушания»

Лествица в переводе с церковнославянского языка – это лестница.

Сегодня мы будем подниматься по ступеням нашей лествицы.

Чтобы подняться на ступень выше, мы должны получить новое знание, сделать вывод или проверить знание на практике, на себе.

Первая ступень « Радость послушания». На эту ступень мы поднимаемся уверенно, легко. Почему?

(С понятием «послушания» знакомы. Тему «Радость послушания. Дети и родители» проходили в 3 классе).

Но чтобы подняться на следующую ступень, мы с вами, ребята, должны проверить знание о послушании.


III Подготовка к работе на основном этапе.


  1. Мир, созданный Богом был действительно чудесным.

В раю жили самые красивые, пестрые, яркие, как радуга птицы. А когда они пели, то даже ручьи затихали, и ветер переставал дуть, чтобы послушать их пение. И вот однажды, когда затих ветер, и остановились ручьи, и птичье пение повисло в воздухе, Бог сотворил человека.

Бог человеку дал законы, по которым он должен был жить в раю.

- Что должны были делать первые люди Адам и Ева?

(Возделывать рай, быть послушным Богу, любить друг друга).

- Кому ещё были даны Божьи законы?

( Пророку Моисею – 10 заповедей)

- Назовите 5 заповедь

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой»

(«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и ты долго жил на свете».)

- Что означает слово «почитать»? 
(Почитать – быть послушным, вежливым, внимательным, заботливым по отношению к родителям)

Почитание – это глубочайшее уважение, к кому-то, послушание, пропущенное через сердце. 

- А что такое послушание?

(Послушание - это быстрое радостное исполнение воли)

-А чью волю мы должны исполнять?

(Родителей, бабушки и дедушки, учителя.)

-Какого ребенка можно назвать послушным?

( Кто помогает родителям, старается учиться, не спорит, вежлив…)

  1. Проверим знания на практике.

У Василия Сухомлинского есть такой рассказ «Просьба внука».

Послушайте и определите герои рассказа послушные дети или нет?


К дедушке Тарасу пришли на баштан трое внуков – Петя, Ивась и маленький Тарасик. Долго гостили они у дедушки. Угощал он внуков и арбузом, и дыней, и медом, и яблоками, и вишневым соком.

На прощание каждому дал по большому арбузу. Проводил внуков за курень, к кустарнику, который рос рядом с баштаном. Дедушка уже подходил к куреню, вдруг слышит: Тарасик, семилетний внук, возвратился из кустарника и окликает:

– Дедушка Тарас!

Дед спрашивает:

– Что такое, Тарасик? Почему ты возвратился?

– Позвольте нам, дедушка, один арбуз украсть…

От неожиданности дедушка растерялся. Уже рот открыл, чтобы

накричать: «Ах, шалуны, разбойники…», но, взглянув на умоляющие глаза Тарасика, на его облупленный от жары нос, что-то вспомнил и, боясь улыбнуться, сказал строго:

– Смотрите мне… чтобы не больше одного арбуза… И берите, то есть крадите, вон с той стороны…

Дед Тарас повернулся и пошел в курень, шел и все время улыбался, вспоминая свое детство.

Внук Тарасик, подпрыгивая, побежал к кустарнику сообщать радостную весть: дедушка разрешил украсть один арбуз…

-Разве хорошо воровать?

-Внуки у деда Тараса послушные?

- Почему дедушка боялся улыбнуться при Тарасике?

(Дедушка сам в детстве, наверное, воровал арбузы, он понимал, что эта шалость так нравиться детям, но рад был, что внуки понимают – это делать нельзя)

Молодцы, ребята. Мы повторили тему «Радость послушания».Переходим на вторую ступень «Лествицы послушания»


IV Усвоение новых знаний и способов действий.

Вторая ступень «Настоящее послушание».


Исповедник, Оптинский старец Никон об истинном послушании говорил так:

«Настоящее послушание, приносящее душе великую пользу, это когда за послушание исполняешь то, что несогласно с твоим желанием, наперекор себе. Тогда Сам Господь берет тебя на свои руки…»  

 

Как вы понимаете эти слова?

Настоящее послушание - это когда тебе очень не хочется что -то делать, а ты все равно выполняешь просьбу.


На примере послушания героев литературных произведений постараемся выяснить, какое послушание настоящее.


  1. Василий Сухомлинский «Кому идти за дровами»

На краю села живет вдова с тремя сыновьями. Два сына уже юноши – высокие, статные, сильные. А младший, подросток Юрко, маленький, тонкий, как жердинка.

Было это зимой. Выпал глубокий снег, подул северный ветер, разгулялся мороз.

Мама и говорит тихонечко, будто сама себе, но так, чтобы дети слышали:

– Холодно. А топить нечем. Кто же пойдет за дровами? Молчат старшие. Наклонили головы, смотрят в землю.

– Я пойду за дровами, мама, – сказал младший.

– А мороза ты не боишься? – спрашивает мать и на старших сыновей поглядывает.

– Нет, не боюсь, – отвечает Юрко, а сам уже одевается.

– Ну что ж, сын, иди, – сказала мать, вздыхая. И поцеловала его.

Ушел Юрко. И сразу в доме стало тихо-тихо: Все словно прислушивались, что же будет дальше. Даже ветер на дворе затих.

Старшие братья подняли головы, посмотрели в материнские глаза и сказали:

– Мы тоже пойдем в лес, мама:

– Идите, дети, – прошептала мать и облегченно вздохнула.


-Почему мать облегченно вздохнула? (Переживала за Юрка, он же меньшой, мог без братьев не справиться. Переживала за старших, вдруг она их воспитала неправильно)

- Это настоящее послушание? Почему? ( Ветер, мороз, снег – кому захочется идти в лес)


  1. Притча о послушании

Валентина Столярова

  Пришли три молодых человека в монастырь с просьбой о принятии их в послушники.
  Старец вежливо спросил: «Дети мои, что привело вас в наш монастырь?» Они отвечали: «Отче, прими нас в послушники». Тогда старец переспросил у них: «Правильно ли я вас понял, что вы хотите научиться послушанию?» Молодые люди хором ответили – «Да. И хотим стать иноками».
  «Ну, хорошо, пойдёмте я вам дам работу" - сказал старец. Привёл их на огород, показал место, где они должны посадить капусту, и показал, как нужно посадить.
Взял в руки рассаду и посадил к верху корнями, и добавил: «Вот так и посадите». И ушёл. 
  Парни переглянулись между собой и в один голос сказали – «Так же нельзя сажать, он всё перепутал, вся рассада пропадёт, посадим, как положено».
  Посадили они капусту, как положено и пошли доложить старцу. 
  « Ну, пойдёмте, посмотрим вашу работу» - сказал старец. Когда пришли на огород, то увидев, как парни посадили капусту, он у них спросил: «Почему посадили не так, как я сказал?» Они ответили: « Так, как Вы нам показали посадить капусту к верху корнями, она бы не выросла».
  Старец помолчал, а потом сказал: « Да, капуста бы не выросла, зато из вас могли бы  вырасти настоящие послушники. Идите детки домой». 


Почему старец не принял молодых людей в послушники?

( Они должны были научиться не сажать капусту, а научиться послушанию)


Послушание у монахов сильно отличается от послушания простых людей, нас с вами. Послушнику сказал старец поливать сухую палку, и он будет с радостью выполнять эту работу, хотя и понимает, что палка не зацветет.

Это настоящее послушание у послушника.

А в миру настоящее послушание иное.

Переходим на следующую ступень

Третья ступень « Разумное послушание»


  1. Александр Васильевич Суворов – великий полководец, глубокий христианин, который не проиграл ни одного сражения, требовал от своих солдат, начиная от рядового и до генерала, разумного, творческого послушания. Обращаясь к своим солдатам, говорил: “Каждый солдат должен понимать свой маневр. Если я командую направо, а надо налево – меня не слушать”.

Почему так говорил Суворов? Разве в армии солдаты не должны слушать командира?

(Суворов не ошибался никогда потому, что знал и любил свое дело, требовал этого и от солдат. Он был уверен, когда человек видит ситуацию и понимает, что нужно делать, понимает своего командира – это настоящее послушание. Таким подходом Суворов лишал себя права на ошибку)

Настоящее послушание должно быть творческим, активным, решительным, инициативным, понимать, что нужно для пользы дела.

  1. Практическое занятие. Работа в группах.

Незнакомый человек вежливо попросил показать дорогу до ближайшей больницы. Предложил сесть в машину и обещал привести обратно. Ему срочно нужно передать лекарства для его друга. Друг попал в аварию в твоем поселке. А живет в городе откуда и приехал незнакомый человек.

Будете ли вы послушным ребенком и поможете незнакомому человеку. Как поступите?

Три девочки из вашего класса собрались в пятницу после уроков на пикник. Закупили продукты, отпросились у родителей и с нетерпением ждали этого дня. Но закончился последний урок и Людмила Ивановна, их учительница предупредила, что Света остается после уроков на дополнительное занятие мо математике, она пропустила важную тему из-за болезни, нужно позаниматься.

Будет ли Света послушным ребенком и останется заниматься с Людмилой Ивановной?

Как поступите?

Давайте послушаем рассказ нашего белгородского писателя.

Герои этого рассказа реальные.


« Кормилец» Валерий Черкасов (Белгород)

Серёжке – четырнадцать. Отец давно умер. Поэтому лет с девяти мальчишка добывает деньги для семьи, и мама называет его кормильцем. Она получает копейки, которых едва хватает на оплату квартиры да на простую еду для Серёжки со Светкой. Света уже барышня, учится в одиннадцатом, но после уроков, когда подруги уходят домой, она моет в школе полы: тоже какие-то деньги.

Серёжка встаёт в шесть часов. Пьёт чай с чем-нибудь и бежит на ближайшую автостоянку: владельцы машин начинают выводить свои «тачки» и самое время предложить помыть «красавицу». Если работа не подворачивается, мальчишка спешит на рынок: торговцы открывают ларьки, кому-то надо подсобить подвести или принести товар. Есть у него еще один источник доходов – ездить на «маршрутках» за кондуктора. Несколько знакомых парней охотно берут парнишку. Прибыль – пять рублей с круга.

Обедает Серёжа дома. К вечеру всё тот же путь – только в обратном порядке – рынок, автостоянка. Заработанные деньги отдаёт вечером маме, на карманные расходы оставляет, как правило четвёртую часть: он уже покуривает, иногда заходит в компьютерхолл, бывает, покупает мороженое.

В школу он, ученик девятого класса, ходит два раза в неделю: ему дома разрешили заниматься. Уроки готовит вечером. Мама и Светка помогают. Учится средне, но нажимает на физику и математику, так как хочет поступить в профтехучилище и стать автослесарем. Его мечта – выучится, заработать денег, купить хоть какую-нибудь древнюю машинёнку, чтобы возить на дачный участок маму, Светку и старенькую бабушку. Земля для семьи – тоже кормилица, как и он Серёжка.


- Как вы относитесь к герою этого реального рассказа?

(Серёжа положительный герой)

- Можно ли Серёжу назвать хорошим сыном, если он покуривает? (Вопрос-ловушка)

(Он выполняет работу взрослого мужчины, содержит семью, хочет выглядеть взрослым, но ещё многого не понимает, ведь он ребёнок.)

- Какую черту характера хотел подчеркнуть нам автор?

(Трудолюбие, любовь к близким, самостоятельность.)



V Применение знаний и способов действий.

Четвертая ступень «Послушание и любовь»

Послушание – это любовь или послушание и любовь стоят рядом?


Физкультминутка.

( За учителем повторяются все движения).

В жаркий весенний день вывела гусыня своих маленьких жёлтых гуся на прогулку. Она впервые показала деткам большой мир. Этот мир был яркий, зелёный, радостный. Гусыня стала учить деток щипать нежные стебельки молодой травы. Стебельки были сладкие, солнышко тёплое, мир добрый.

Вдруг надвинулись тёмные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали, что мир не такой уж уютный и добрый. Гусята побежали к матери. Она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. А тем временем с неба посыпались крупные градины. Под крыльями было тепло и безопасно. Гусятам и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло, а снаружи – холодно и опасно.

Когда всё утихло, гусята выбежали на траву. Они видели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Она пыталась расправить крылья, но у неё ничего не получалось. Но гусятам и в голову не пришло спросить:

«Мама, что с тобою?»

Жёлтые гусята рассыпались по траве. Светило солнышко. Красиво пели пчёлы и шмели. И мать Гусыня была счастлива.

- Почему гусыня была счастлива, ведь у нее были изранены крылья?

(Все дети ее были живы)

Почему гусята не пожалели мать?

(Они еще очень малы не научились любить)

Такова легенда, созданная народной мудростью. Нет любви сильнее материнской.

- Почему мы должны слушать родителей? ( Они нас любят и плохого не пожелают)

- Почему мы стараемся быть послушны своим родителям? (Мы их любим).

Значит, послушание и есть любовь. Очень трудно быть послушным, если нет в сердце любви. Поэтому надо учиться любить.

Каждый день думать кому сделать добро, как родному человеку подарить тепло. Каждый шаг добра размягчает наше окаменевшее сердце. Мы должны использовать любую возможность, чтобы научиться любить близких, друзей, животных, природу.

  1. Нравственная ситуативная игра.

«Волшебное ожерелье с четырьмя лучами».

Увидело Солнышко больную Девочку. Жаль стало Солнышку Девочку. Склонилось Солнышко над её головкой и тихо прошептало:

- Возьми, Девочка, волшебное ожерелье с четырьмя лучами. Четырёх несчастных можешь сделать счастливыми. На кого направишь луч, тот и станет счастливым. Лежит на груди у Девочки волшебное ожерелье, четыре луча на стене играют.

- На кого же направить счастливые лучи? – думает Девочка.

Девочка тяжело вздохнула: несчастными были бабушка, дедушка, мама и папа: у бабушки зуб болит, у дедушки кровать скрипит, папа водку пьет, мама слёзы льёт.

Направила девочка луч на бабушку - и зуб у неё сразу перестал болеть. Направила луч на дедушку – кровать скрипеть перестала. Направила на папу – перестал папа водку пить. Направила луч на маму – перестала мама слёзы лить, радостно улыбается. О себе, о своей болезни девочка позабыла. Но когда все люди стали счастливыми, девочка стала самой счастливой и болезнь оставила её.

- Подумай, на кого ты мог направить волшебное ожерелье? Почему?

(Детям даётся ожерелье. Они высказывают свои мысли.)



  1. Игра «Доброе дело».

Учимся быть заботливыми и добрыми.

Я перечисляю дела, если вы считаете, что дело доброе хлопаете, если нет –руки на стол.

Доброе дело – это когда …


  • пекут для кого-нибудь печенье,

  • учат играть малыша в мяч,

  • поддерживают товарища в беде

  • уступают слабым

  • жалеют тех, кто плачет

  • дают списать товарищу

  • дерутся, доказывая справедливость

  • выполняют просьбы и указания родителей

  • выполняют домашнее дело, когда уже поздний вечер

  • перечат родителям

  • вежливо здороваются со всеми

  • обсуждают чужие недостатки

  • подкармливают птиц зимой

  • дают приют брошенному котёнку

  • шепчутся у кого-то за спиной

  • замечают в людях хорошее.

  • указывают людям на их ошибки

  • слушают старших не перебивая


Вывод: Знания, как проявлять заботу – обязательно применяйте в практике.



  1. Игра «Покорми птиц».

Задание:

У вас на столе разместились птички. У меня в руках кормушка. В ней вкусные зёрна. Мы сможем покормить птичек тогда, когда назовём самую хорошую черту характера соседа по парте.

У меня тоже есть птичка. Я хочу сказать слово о вашей учительнице, Людмиле Ивановне. Мне кажется она у вас очень творческий человек и веселый. А Тамара Викторовна спокойная и добрая. Её глаза светятся добротой и любовью. А какие же рядом с вами одноклассники трудолюбивые или смелые, щедрые или скромные, внимательные или искреннее?


  • Послушание

  • Скромность

  • Правдивость

  • Отзывчивость

  • Дружелюбие

  • Вежливость

  • Честность

  • Жизнерадостность

  • Милосердие

  • Усердность

  • Уважительность

  • Щедрость

  • Дисциплинированность

  • Доброта

Вывод: своим умением замечать в людях хорошее, доброе вы сумели собрать и покормить столько много птиц. Я уверена, что будут не только бумажные птички, но и настоящие, живые.


VI Итог урока.

У меня в руках «Чугунок счастья»

Скажем, чему мы научились на занятии и бросим в наш чугунок.

Добавим в чугунок чашу терпения. Нальем полное сердце любви. Бросим две пригоршни щедрости. Плеснем туда же юмора. Добавим как можно больше веры. Все это хорошо перемешаем и доведем до кипения! Всю жизнь кипит над огнём наш чугунок, готовится в чугунке наш характер. Положишь в чугунок доброту и любовь, будет в твоём характере доброта и любовь, а значит и в жизни твоей много будет счастья.

Получилась похлёбка на славу!



Три несчастья есть у человека: старость, смерть и плохие дети. Старость и смерть неотвратимы, а вот третье зависит от вас. Будьте хорошими детьми. Умейте быть добрыми в мыслях и чувствах.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеурочное занятие духовно-нравственного направления "Лествица послушания"

Автор: Елена Ивановна Бондаренко

Дата: 10.09.2020

Номер свидетельства: 557308


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства