Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Грамотный читатель".Басня И.А.Крылова "Крестьянин в беде"»
Конспект занятия
Звучит песня дружба крепкая………..(слайд 1)
О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок .Какие вы знаете поговорки и пословицы о дружбе?(слайд 2)
Учитель:- Так что же такое дружба?
-Что вы можете рассказать о своих друзьях?
-Слово «дружба» в нашей жизни встречается постоянно
- Мне хочется уточнить значение понятия «дружба».
- Давайте за более точным определением обратимся к толковому словарю Ожегова. В нём можно найти:
Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Учитель: В литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с этим понятием:
Как вы думаете о чем пойдет речь на нашем занятии?
А сейчас внимательно посмотрите на слайд и скажите из каких произведений эти строки.(слайды 4,5,6,7,8,9,) Кто автор этих строк? (И.А.Крылов-слайд 10)
Посмотрите внимательно на портрет Ивана Андреевича Крылова.Иван Андреевич Крылов (1769 - 1844) - русский баснописец, драматург, журналист, автор более 200 басен. В баснях Крылов высмеивал общественные и человеческие пороки. В жизни - нарочито отстранялся от общества, подчеркивал собственные пороки: лень, чревоугодие, неряшливость, увлеченность картами.
К какому жанру относятся его произведения? Басня.
У. Что такое басня?(ответы детей-слайд 11)
Ребята, перед вами листы овальной формы. Это лепестки нашего цветка.А это его сердцевинка. Подумайте и напишите признаки басни.
И разговор о дружбе мы продолжим с вами, ознакомившись с басней И. А. Крылова , которая называется "Крестьянин в беде".(видео-слайд 14 )
-Какое событие описывается в басне?(кража, участие друзей в беде крестьянина)
Кто главные герои? (крестьянин и его друзья)
Какие пороки высмеивает автор? (Автор в своём произведении высмеивает жадность, глупость, скупость) слайд15
Когда вы слушали басню, то, вероятно, обратили внимание на то, что встречаются слова ,которых мы не используем в современной жизни. Давайте обсудим их значение. Открываем учебник на стр.117,читает Ирина ,а мы следим и работаем с устаревшими словами.(слайд16)
Поскольку басняэто поучительный рассказ, то давайте подумаем, чему учат нас события происходящие в этой басне? Беседа по содержанию:Какую картину вы себе представили?
-Какие советы давали крестьянину?
-Помогли ли ему эти советы советы?
А вы так представляете себе настоящую дружбу? Нет не так, объявляю мозговой штурм.
Вам нужно быстро придумать и предложить пути решения проблемы этого бедного крестьянина. Представьте, что вы с ним настоящие друзья. Чем бы вы могли помочь? (Построить новую клеть, повесить на нее надежный замок; собраться все вместе и построить высокий забор; сброситься деньгами с другими друзьями).
Когда мы составляли кластер, вы в признаках басни указали мораль? А что такое мораль? В чем заключается мораль басни?
Мораль басни заключается в том, что друзья познаются в беде. Нередко люди, которых мы считаем нашими друзьями, в трудную минуту оставляют нас или "помогают" бессмысленными советами. Как вы понимаете выражение « Что лучший друг И нем и глух." (Он мало разговаривает, но много делает). А теперь предлагаю вам составить два синквейна о ненастоящих друзьях и настоящих .
Недруги
Лживые равнодушные
Болтают завидуют не помогают
Много слов –мало дела
Враги
Друзья
Настоящие верные надежные
Поддерживают, помогают, сочувствуют
Друг познается в беде
Единомышленник
Ребята, а есть ли у вас настоящие друзья? А давайте будем учиться дружить и быть настоящими друзьями.
А теперь я предлагаю каждому записать свое самое главное привило дружбы.
-Для чего нужны друзья?
-Легко ли быть настоящим другом?
-С другом не страшны никакие трудности – правда ли это?