kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Владимир Соколов. "Все чернила вышли, вся бумага, все карандаши..." Урок Литературного чтения УМК "Перспективная начальная школа". 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель и дидактическая задача урока:

  • Продолжить обращать внимание школьников на знакомые им по 1-3-м классам имена писателей и поэтов и напомнить произведения этих авторов, с которыми дети уже знакомы.
  • Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения, используя многократное чтение стихотворного текста.
  • При помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: во время чтения вслух и про себя, а также в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа.
  • Отметить, что благодаря яркой фантазии автора создаётся впечатление, что мир природы так прекрасен, что его красоту невозможно до конца описать даже самому талантливому поэту.
  • Подвести детей к выводу, что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«102_sokolov»

Урок чтения:



Все карандаши…»


Дидактическая система «Перспективная начальная школа».

Оборудование: учебник литературного чтения, 4 класс, ч.2; «Литературное чтение», авторы Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская.

Цель и дидактическая задача урока:

  • Продолжить обращать внимание школьников на знакомые им по 1, 2, 3 классам имена писателей и поэтов и напомнить произведения этих авторов, с которыми дети уже знакомы.

  • Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения, используя многократное чтение стихотворного текста.

  • При помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: во время чтения вслух и про себя, а также в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа.

  • Отметить, что благодаря яркой фантазии автора создаётся впечатление, что мир природы так прекрасен, что его красоту невозможно до конца описать даже самому талантливому поэту.

  • Подвести детей к выводу, что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными.

Оборудование урока: учебник «Литературное чтение», 4 класс.

Условные обозначения: У – учитель, Д – дети.

Ход урока:

1.  Организационный момент.

2.  Тема и цель урока.

У: Давайте определим тему сегодняшнего урока.  Как это сделать?

Д: Нужно  открыть  «Содержание».

У: Откройте  «Содержание». Прочитайте тему сегодняшнего урока и название раздела, в котором он находится.

Д: Раздел «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота», урок: Владимир Соколов «Все чернила вышли…».

У: Как вы догадались, что это тема именно сегодняшнего урока?

Д: Раз тема прошлого урока: Борис Пастернак. «Опять весна», значит следующая тема – это сегодняшний урок.

У: Тогда откройте страницу 41. Этот урок рассчитан на 1 час.

Скажите, какие цели вы поставите перед собой? А что вам поможет?

Д: Мы познакомимся с новым стихотворением.

Попытаемся понять его содержание, тему, главную мысль.

Выяснить, как произведение связано с названием раздела о красоте.

3. Работа с текстом стихотворения В. Соколова «Все чернила вышли…».

Учитель читает стихотворение. Приложение 1. http://rulitbox.ru/sokolov_3.html


У: О какой птице говорится в цитате, которая предваряет стихотворение? Вы знаете?

Д: «Птица малая лесная» – это, наверное, соловей. В рассказе Сергея Козлова «Не улетай, пой, птица!» тоже был соловей.

Д: Страница 31, 4-й абзац (читает цитату): «Птица пела, а Поросёнок лежал ничком на упавшей сосне, и ему казалось, что он сам – вольная птица, летит высоко над землёй и машет лёгкими крыльями».

У (читает интригу): «Как вы понимаете начало и конец стихотворения? – продолжала Евдокия Васильевна. – Зачем нам знать, что у поэта закончились чернила и израсходована вся бумага? И при чём здесь карандаши? Какое отношение всё это имеет к тем впечатлениям, которыми поэт делится? Попробуйте ответить на эти вопросы. И только потом прочитайте, как это объясняют Миша и Костя».

Д (читают две первые и две последние строчки стихотворения):

«Все чернила вышли, вся бумага,

Все карандаши»

Д (высказывают предположения):

  • Помните, Миша прочитал нам строчки из стихотворения Б. Пастернака

«Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд…».

Евдокия Васильевна объяснила так (с. 38, внизу): «Выразить свои желания он (поэт) может только в творчестве, пользуясь ручкой и чернилами. Поэтому слёзы поэта и его чернила – единое целое: «достать чернил и плакать».

  • Художник пишет красками, писатель (поэт) – ручкой.

  • Поэт Владимир Соколов, как и Б. Пастернак, с помощью ручки хочет описать на бумаге красоту природы. Когда в ручке «все чернила вышли», т.е. закончились, пишет карандашом.

Д (читают интригу):

  • С. 42, 3-й абзац снизу: «Поэт хотел передать, как поёт соловей, – предположил Миша. – Но у него никак не получалось. Всё было не то – только зря бумагу и чернила потратил. Когда чернила закончились, карандашами писал. Тоже напрасно!»

  • С. 42, 2-й абзац снизу: «Бумага, чернила и карандаши – это инструменты поэта, - сказал Костя. – Поэт их упоминает, чтобы сказать: пение соловья невозможно передать никакими средствами! Поэт не про себя говорит! Он говорит от имени всех поэтов! Все бессильны перед этой красотой!»

У: Чья точка зрения вам ближе: Миши или Кости? А может, они говорят об одном и том же?

Д: Миша и Костя говорят об одном и том же: красоту соловьиной песни невозможно передать словами. Только Миша младше. Он представляет себе поэта, который может описать пение соловья словами на бумаге. Костя старше. Он более развит, поэтому он делает обобщение: «Он говорит от имени всех поэтов! Все бессильны перед этой красотой!».

У: Почему про пение соловья поэт говорит:

«И покуда тишь не раскололась

Льдиною на льду»?

Д: Наверное, поэту звуки пения соловья напоминают звук расколовшегося льда.

У: Действительно, поэт хочет передать, насколько звонкие, хрустальные, пронзительно красивые звуки издаёт эта маленькая птичка.

У: Почему самого соловья называют «сколок с пенья льдин»? Разве льдины поют? А если поют, то как?

Д: Может быть, поэт хотел сказать, что эта маленькая птичка – осколок, часть всей природы, а её голос – это голос природы.

У: Соглашаюсь с вами: в маленьком тельце крошечной птички живёт красота всего мира природы, её необыкновенная сила.

Д (читают интригу): «Я знаю, как читать это стихотворение, – сказала Таня. – Сначала почти шёпотом, замедленно, как бы ожидая чего-то, а потом – громко и радостно! И ещё радостней! После этого опять очень тихо, как бы прислушиваясь. Но так, чтобы было понятно: скоро опять можно будет вскрикнуть от радости!»

У: Проверьте, соответствует ли Танино прочтение тому, что заложено в тексте. Действительно ли в тексте есть это чередование тишины и ярких проявлений жизни?

Д: В начале стихотворения герой (поэт) замер в ожидании соловьиной песни:

«На краю бузинного оврага

Стой и не дыши».

Д: Затем слышатся радостные восклицания: «Вот!», «Вот ещё один.», «Вот опять!». Герой услышал наконец звуки соловьиной песни.

Д: Потом соловей перелетает на другую веточку и снова готовится петь:

«Тишь…

В листах куста

Происходит перемена места –

Веточка не та».

Д: Весь мир замер в ожидании новых прекрасных звуков:

«Есть во всём

Извечный жаркий голос:

Что же ты, я жду».

У: Попробуйте прочитать стихотворение вслух.

Дети читают стихотворение вслух.

4. Итоги пятой главы «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота».

У: Миша считает, что это стихотворение чем-то похоже на сказку С. Козлова «Пой, птица!» Вы также думаете?

Д: Они очень похожи. В сказке С. Козлова поросёнок так же поглощён пением соловья и так же с замиранием сердца следит за передвижением птички с ветки на ветку и ждёт новых звуков, как и герой стихотворения В. Соколова.

Д: с. 30, посередине. «Она была совсем крошечная, серый такой комочек, а пела так, что у поросёнка защемило в груди».

С. 42, вверху:

«Замиранье целого оврага,

Листьев и души».

У: Героев объединяет не только тема, но и общее переживание, а именно: пение соловья действует на них завораживающе, очень сильно.

У (читает интригу): «Как же воздействует на людей красота? – спросила Евдокия Васильевна. – Какие впечатления порождает? Какие чувства и переживания вызывает? Делает ли красота людей лучше: более чуткими, более восприимчивыми? Как вы ответите на эти вопросы?»

Д: Умение замечать и ценить красоту – это ещё и умение радоваться проявлению чужих талантов и способностей («Как провожают пароходы», «Бумажная победа»).

Д: Иногда красота может вызывать чувство зависти («Как провожают пароходы»).

Д: Тех, кто способен бескорыстно ценить красоту, она делает более восприимчивыми («Бумажная победа»), более смелыми («Давно бы так, заяц!»), придаёт им уверенность в собственных силах («Не улетай, пой, птица!») и создаёт ощущение чуда («Не улетай, пой, птица!», «Все чернила вышли,,,»).


5. Поход в «Музейный дом». Работа с репродукцией двух картин Ван Гога: «Огороженное поле. Восход солнца» и «Звёздная ночь»

У: Вы ведь знаете уже этого художника? Помните его «комнату», «ботинки», «подсолнухи», «церковь»? Правда ли, что Ван Гог изображает всё как живое?

Д: Да, особенно запомнились старые «ботинки», у которых продырявились носки, и кажется, что это рот человека.

Д: И «подсолнухи», напоминают фигуры людей, поворачивающихся за солнцем.

У (читает интригу): «Чувствует ли художник красоту мира? – спросила Евдокия Васильевна. Рассмотри пейзажи и постарайся ответить на этот вопрос». http://sr.gallerix.ru/280359500/_EX/138986746/


Дети высказывают своё мнение, затем читают интригу:

«– Видно, как ослепительно сияет солнце – сказала Таня.

– Это ещё что! Видно, как лучи солнца бегут по полю прямо на нас! Солнце зажигает всё новые и новые участки поля! – добавил Костя».

У: Вам нравятся наблюдения Тани и Кости? Какой приём Ван Гога вам знаком по другим картинам?

Д: Художник использует прерывистые мозаичные мазки лимонно-жёлтой краски.

У (читают интригу): «А в «Звёздной ночи» небо просто сказочное! – продолжала Таня. – Сияние звёзд закручено в цветные спирали. Просто дух захватывает!» . http://impressionnisme.narod.ru/VAN_GOG/van_gog60_big.htm


У (организует работу с рамкой): А вам нравится, как художник передаёт своё впечатление от звёздной ночи? Найди и выдели рамкой самые красивые фрагменты (горизонтальный и вертикальный) со звёздными спиралями. А затем выдели два фрагмента (горизонтальный и вертикальный) с церковкой. Какая композиция тебе кажется самой выразительной?

Дети работают с рамкой, затем читают интригу:

« – Что это за тёмный костёр слева? – спросил Миша.

– Это кипарис! – ответила Таня. – У художницы Татьяны Мавриной тоже есть ночной пейзаж, в котором дерево на костёр похоже».

У: А вы помните «Костёр» Татьяны Мавриной?

Д (читают интригу):

« – Этот кипарис как будто небо зажигает, - заметил Миша.

– А мне эти звёзды праздничный фейерверк напоминают, – сказал Миша.

– А я будто музыку слышу! – смущённо произнёс Костя».

У: А вы поделитесь своими впечатлениями от этой картины Ван Гога!

6. Итоги урока.

7. Домашнее задание: учебник ч. 2, с. 41 – 43, выразительное чтение стихотворения; ответить на вопросы.

Литература:

  1. Программы четырёхлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова,  М.Л. Каленчук и другие.  – Издание 3-е, испр. – М: Академкнига/Учебник, 2006. – 195 с.

  2. Чуракова. Литературное чтение [Текст]: 4 кл. : Учебник. : В 2 ч. / Н.А. Чуракова. – 3-е изд. –М. : Академкнига/Учебник, 2009. – Ч.2: 192с., 16 с. репрод.: ил.

  3. Чуракова Н.А. и др. Литературное чтение [Текст]: 4 класс: Методическое пособие/Н.А.Чуракова, О.В. Борисенкова, О.В. Малаховская – М.: Академкнига/Учебник,2007. – 249 с.


Просмотр содержимого документа
«pril1»


Приложение 1

Владимир Соколов

***

...Птица малая лесная.
А. Пушкин

Все чернила вышли, вся бумага,
Все карандаши.

На краю бузинного оврага
Стой и не дыши.
Сквозь туман просвечивает зелень,
Клейкая пока.
Где-то здесь, среди её расселин,
Он наверняка.

Вот! Ни с чем, конечно, не сравнимый
Сколок с пенья льдин.
Первый, пробный, но неоспоримый.
Вот ещё один.
Вот опять! Раскатисто и тесно.
Тишь... В листах куста
Происходит перемена места -
Веточка не та.

И покуда тишь не раскололась
Льдиною на льду,
Есть во всём
Извечный жаркий голос:
«Что же ты, я жду».
Замиранье целого оврага,
Листьев и души.
Все чернила вышли, вся бумага,
Все карандаши.
1968


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Неверова Ольга Ивановна

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175471


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства