Урок чтения:
Все карандаши…»
Дидактическая система «Перспективная начальная школа».
Оборудование: учебник литературного чтения, 4 класс, ч.2; «Литературное чтение», авторы Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская.
Цель и дидактическая задача урока:
Продолжить обращать внимание школьников на знакомые им по 1, 2, 3 классам имена писателей и поэтов и напомнить произведения этих авторов, с которыми дети уже знакомы.
Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения, используя многократное чтение стихотворного текста.
При помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: во время чтения вслух и про себя, а также в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа.
Отметить, что благодаря яркой фантазии автора создаётся впечатление, что мир природы так прекрасен, что его красоту невозможно до конца описать даже самому талантливому поэту.
Подвести детей к выводу, что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными.
Оборудование урока: учебник «Литературное чтение», 4 класс.
Условные обозначения: У – учитель, Д – дети.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Тема и цель урока.
У: Давайте определим тему сегодняшнего урока. Как это сделать?
Д: Нужно открыть «Содержание».
У: Откройте «Содержание». Прочитайте тему сегодняшнего урока и название раздела, в котором он находится.
Д: Раздел «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота», урок: Владимир Соколов «Все чернила вышли…».
У: Как вы догадались, что это тема именно сегодняшнего урока?
Д: Раз тема прошлого урока: Борис Пастернак. «Опять весна», значит следующая тема – это сегодняшний урок.
У: Тогда откройте страницу 41. Этот урок рассчитан на 1 час.
Скажите, какие цели вы поставите перед собой? А что вам поможет?
Д: Мы познакомимся с новым стихотворением.
Попытаемся понять его содержание, тему, главную мысль.
Выяснить, как произведение связано с названием раздела о красоте.
3. Работа с текстом стихотворения В. Соколова «Все чернила вышли…».
Учитель читает стихотворение. Приложение 1. http://rulitbox.ru/sokolov_3.html
У: О какой птице говорится в цитате, которая предваряет стихотворение? Вы знаете?
Д: «Птица малая лесная» – это, наверное, соловей. В рассказе Сергея Козлова «Не улетай, пой, птица!» тоже был соловей.
Д: Страница 31, 4-й абзац (читает цитату): «Птица пела, а Поросёнок лежал ничком на упавшей сосне, и ему казалось, что он сам – вольная птица, летит высоко над землёй и машет лёгкими крыльями».
У (читает интригу): «Как вы понимаете начало и конец стихотворения? – продолжала Евдокия Васильевна. – Зачем нам знать, что у поэта закончились чернила и израсходована вся бумага? И при чём здесь карандаши? Какое отношение всё это имеет к тем впечатлениям, которыми поэт делится? Попробуйте ответить на эти вопросы. И только потом прочитайте, как это объясняют Миша и Костя».
Д (читают две первые и две последние строчки стихотворения):
«Все чернила вышли, вся бумага,
Все карандаши»
Д (высказывают предположения):
«Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд…».
Евдокия Васильевна объяснила так (с. 38, внизу): «Выразить свои желания он (поэт) может только в творчестве, пользуясь ручкой и чернилами. Поэтому слёзы поэта и его чернила – единое целое: «достать чернил и плакать».
Художник пишет красками, писатель (поэт) – ручкой.
Поэт Владимир Соколов, как и Б. Пастернак, с помощью ручки хочет описать на бумаге красоту природы. Когда в ручке «все чернила вышли», т.е. закончились, пишет карандашом.
Д (читают интригу):
С. 42, 3-й абзац снизу: «Поэт хотел передать, как поёт соловей, – предположил Миша. – Но у него никак не получалось. Всё было не то – только зря бумагу и чернила потратил. Когда чернила закончились, карандашами писал. Тоже напрасно!»
С. 42, 2-й абзац снизу: «Бумага, чернила и карандаши – это инструменты поэта, - сказал Костя. – Поэт их упоминает, чтобы сказать: пение соловья невозможно передать никакими средствами! Поэт не про себя говорит! Он говорит от имени всех поэтов! Все бессильны перед этой красотой!»
У: Чья точка зрения вам ближе: Миши или Кости? А может, они говорят об одном и том же?
Д: Миша и Костя говорят об одном и том же: красоту соловьиной песни невозможно передать словами. Только Миша младше. Он представляет себе поэта, который может описать пение соловья словами на бумаге. Костя старше. Он более развит, поэтому он делает обобщение: «Он говорит от имени всех поэтов! Все бессильны перед этой красотой!».
У: Почему про пение соловья поэт говорит:
«И покуда тишь не раскололась
Льдиною на льду»?
Д: Наверное, поэту звуки пения соловья напоминают звук расколовшегося льда.
У: Действительно, поэт хочет передать, насколько звонкие, хрустальные, пронзительно красивые звуки издаёт эта маленькая птичка.
У: Почему самого соловья называют «сколок с пенья льдин»? Разве льдины поют? А если поют, то как?
Д: Может быть, поэт хотел сказать, что эта маленькая птичка – осколок, часть всей природы, а её голос – это голос природы.
У: Соглашаюсь с вами: в маленьком тельце крошечной птички живёт красота всего мира природы, её необыкновенная сила.
Д (читают интригу): «Я знаю, как читать это стихотворение, – сказала Таня. – Сначала почти шёпотом, замедленно, как бы ожидая чего-то, а потом – громко и радостно! И ещё радостней! После этого опять очень тихо, как бы прислушиваясь. Но так, чтобы было понятно: скоро опять можно будет вскрикнуть от радости!»
У: Проверьте, соответствует ли Танино прочтение тому, что заложено в тексте. Действительно ли в тексте есть это чередование тишины и ярких проявлений жизни?
Д: В начале стихотворения герой (поэт) замер в ожидании соловьиной песни:
«На краю бузинного оврага
Стой и не дыши».
Д: Затем слышатся радостные восклицания: «Вот!», «Вот ещё один.», «Вот опять!». Герой услышал наконец звуки соловьиной песни.
Д: Потом соловей перелетает на другую веточку и снова готовится петь:
«Тишь…
В листах куста
Происходит перемена места –
Веточка не та».
Д: Весь мир замер в ожидании новых прекрасных звуков:
«Есть во всём
Извечный жаркий голос:
Что же ты, я жду».
У: Попробуйте прочитать стихотворение вслух.
Дети читают стихотворение вслух.
4. Итоги пятой главы «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота».
У: Миша считает, что это стихотворение чем-то похоже на сказку С. Козлова «Пой, птица!» Вы также думаете?
Д: Они очень похожи. В сказке С. Козлова поросёнок так же поглощён пением соловья и так же с замиранием сердца следит за передвижением птички с ветки на ветку и ждёт новых звуков, как и герой стихотворения В. Соколова.
Д: с. 30, посередине. «Она была совсем крошечная, серый такой комочек, а пела так, что у поросёнка защемило в груди».
С. 42, вверху:
«Замиранье целого оврага,
Листьев и души».
У: Героев объединяет не только тема, но и общее переживание, а именно: пение соловья действует на них завораживающе, очень сильно.
У (читает интригу): «Как же воздействует на людей красота? – спросила Евдокия Васильевна. – Какие впечатления порождает? Какие чувства и переживания вызывает? Делает ли красота людей лучше: более чуткими, более восприимчивыми? Как вы ответите на эти вопросы?»
Д: Умение замечать и ценить красоту – это ещё и умение радоваться проявлению чужих талантов и способностей («Как провожают пароходы», «Бумажная победа»).
Д: Иногда красота может вызывать чувство зависти («Как провожают пароходы»).
Д: Тех, кто способен бескорыстно ценить красоту, она делает более восприимчивыми («Бумажная победа»), более смелыми («Давно бы так, заяц!»), придаёт им уверенность в собственных силах («Не улетай, пой, птица!») и создаёт ощущение чуда («Не улетай, пой, птица!», «Все чернила вышли,,,»).
5. Поход в «Музейный дом». Работа с репродукцией двух картин Ван Гога: «Огороженное поле. Восход солнца» и «Звёздная ночь»
У: Вы ведь знаете уже этого художника? Помните его «комнату», «ботинки», «подсолнухи», «церковь»? Правда ли, что Ван Гог изображает всё как живое?
Д: Да, особенно запомнились старые «ботинки», у которых продырявились носки, и кажется, что это рот человека.
Д: И «подсолнухи», напоминают фигуры людей, поворачивающихся за солнцем.
У (читает интригу): «Чувствует ли художник красоту мира? – спросила Евдокия Васильевна. Рассмотри пейзажи и постарайся ответить на этот вопрос». http://sr.gallerix.ru/280359500/_EX/138986746/
Дети высказывают своё мнение, затем читают интригу:
«– Видно, как ослепительно сияет солнце – сказала Таня.
– Это ещё что! Видно, как лучи солнца бегут по полю прямо на нас! Солнце зажигает всё новые и новые участки поля! – добавил Костя».
У: Вам нравятся наблюдения Тани и Кости? Какой приём Ван Гога вам знаком по другим картинам?
Д: Художник использует прерывистые мозаичные мазки лимонно-жёлтой краски.
У (читают интригу): «А в «Звёздной ночи» небо просто сказочное! – продолжала Таня. – Сияние звёзд закручено в цветные спирали. Просто дух захватывает!» . http://impressionnisme.narod.ru/VAN_GOG/van_gog60_big.htm
У (организует работу с рамкой): А вам нравится, как художник передаёт своё впечатление от звёздной ночи? Найди и выдели рамкой самые красивые фрагменты (горизонтальный и вертикальный) со звёздными спиралями. А затем выдели два фрагмента (горизонтальный и вертикальный) с церковкой. Какая композиция тебе кажется самой выразительной?
Дети работают с рамкой, затем читают интригу:
« – Что это за тёмный костёр слева? – спросил Миша.
– Это кипарис! – ответила Таня. – У художницы Татьяны Мавриной тоже есть ночной пейзаж, в котором дерево на костёр похоже».
У: А вы помните «Костёр» Татьяны Мавриной?
Д (читают интригу):
« – Этот кипарис как будто небо зажигает, - заметил Миша.
– А мне эти звёзды праздничный фейерверк напоминают, – сказал Миша.
– А я будто музыку слышу! – смущённо произнёс Костя».
У: А вы поделитесь своими впечатлениями от этой картины Ван Гога!
6. Итоги урока.
7. Домашнее задание: учебник ч. 2, с. 41 – 43, выразительное чтение стихотворения; ответить на вопросы.
Литература:
Программы четырёхлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук и другие. – Издание 3-е, испр. – М: Академкнига/Учебник, 2006. – 195 с.
Чуракова. Литературное чтение [Текст]: 4 кл. : Учебник. : В 2 ч. / Н.А. Чуракова. – 3-е изд. –М. : Академкнига/Учебник, 2009. – Ч.2: 192с., 16 с. репрод.: ил.
Чуракова Н.А. и др. Литературное чтение [Текст]: 4 класс: Методическое пособие/Н.А.Чуракова, О.В. Борисенкова, О.В. Малаховская – М.: Академкнига/Учебник,2007. – 249 с.