kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виртуальная экскурсия по произведениям Д.Н.Мамина-Сибиряка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в начальной школе "Виртуальная экскурсия по произведениям Мамина-Сибиряка" с презентацией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виртуальная экскурсия по произведениям Д.Н.Мамина-Сибиряка»

Виртуальная экскурсия по произведениям

Д.Н.Мамина-Сибиряка


Я приглашаю вас на экскурсию в библиотеку.


Здесь книги интересные

Стоят рядами тесными.

И книги Мамина-Сибиряка

На длинных полках у окна.


Мы совершим виртуальное путешествие по произведениям Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка, 170- летие которого отмечалось в этом году.

Здесь можно посмотреть его биографию.

На первой полке расположились «Аленушкины сказки». У Д.Н.Мамина-Сибиряка была замечательная дочь - Аленушка, которую он любил всем сердцем. Именно для дочери он написал большое количество сказок, которые прочно вошли в золотой фонд детской литературы.

В этих сказках весело живут и разговаривают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и игрушки. Например: Комар Комарович — длинный нос, Мохнатый Миша — короткий хвост, Храбрый Заяц — длинные уши — косые глаза — короткий хвост, Воробей Воробеич и Ерш Ершович. Рассказывая о веселых приключениях зверей и игрушек, автор умело соединяет увлекательное содержание с полезными сведениями, малыши учатся наблюдать жизнь, у них развиваются чувства товарищества и дружбы, скромности и трудолюбия. По многим из них созданы мультфильмы.

«Это моя любимая книжка - ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное», - говорил Мамин-Сибиряк.

На второй полке собраны произведения для детей постарше. В них автор рассказывает о жизни и труде рабочих и крестьян Урала и Сибири, о судьбе детей, работающих на заводах, промыслах и шахтах.

Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла посылать родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом безысходность. Кругом горе. И как бы н жалко было матери отдавать своё дитё в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает.

Вот 12-летний Прошка. С утра до ночи он вертит колесо в мастерской. Тяжелые условия работы, пыль, сырость и недоедание вызвали у него чахотку, и он умирает.

А это маленький Михалко, который просидел в рождественскую ночь в холодной темной шахте. Его отец тайком хотел добыть золота, чтобы накормить семью праздничным днем. Мальчика в корзине спускали в шахту, но тут показался приказчик. Отец приказал сыну сидеть тихо, а сам убежал.

В рассказе «Кормилец» мальчик Прошка работал  в теплом машинном отделении. Вечно сонный ребенок заснул и его сильно обварило паром. Проболев много дней, он умер

Нельзя без волнения читать эти рассказы, в которых с большой художественной силой показана горькая судьба маленьких тружеников.

На следующей полке стоят остроумные и порой необычные рассказы о животных. Они предлагают взглянуть на мир глазами божьей коровки, козявочки, мухи, собаки, воробья, утки. Автор тонко и легко учил ребят, как нужно заботиться о братьях наших меньших.

В рассказе "Постойко" бездомных собак ловят, помещают в клетку и на пятый день вешают. Рассказ учит состраданию и милосердию, даже если собака бездомная, нельзя к ней относиться бездушно и отнимать у нее жизнь. Главная мысль рассказа заключается в желании собаки жить, как хочет этого каждое живое существо на всей земле. Собаки держатся вместе, показывая, что в беде своих не бросают, можно поучиться на примере собак вести себя по- человечески.

Судьба с ранних лет связала Мамина-Сибиряка с Уралом. Недаром его часто называют "певцом Урала", открывшим целую область, ранее неизвестную. "Урал, Урал! Тело каменно, сердце пламенно... " - говорил он. Этому краю он посвятил многие произведения, которые расположились на последней полке

В рассказах Мамина-Сибиряка природа Урала и человек неразделимы. Главные герои — люди пожилые, сторожа и охотники, сроднившиеся с тайгой. Хранители лесных богатств, они любят и тонко чувствуют природу, заботятся о ней, хорошо знают повадки и привычки животных и оберегают их.

За сотню верст от поселка, на далеком зимовье, живет сторож Елеска со своей собакой Музгаркой, заменяющей ему иногда и собеседника. Музгарко занемог и умер. Старик не может жить и охотиться один — он идет к людям.. На одинокого путника нападают волки; дед не смог подняться на ноги. К утру мертвого старика засыпало снегом.

Бедняк охотник Емеля по просьбе больного внука Гришутки с выследил в лесу желтенького олененка. Но оленья матка, защищая детеныша, своим поведением напомнила старику о том, как погибла мать Гриши, спасая ребенка от напавших волков. И охотник Емеля пожалел олененка. А дома вместе с Гришуткой он вспоминал, как резво убежал олененок, и радовался, что не убил его.

В снежную зиму Богач с собакой Еремкой ловили зайцев, которые повадились обдирать кору с фруктовых деревьев в саду. Но однажды Еремка не смог убить зайца, молоденький зайчик сломал лапку. Беспомощность зайца остановила собаку, сильный и гордый пес охотился, но не убивал беззащитных. Богач выходил зайца и прикипел к нему душой, как к Еремке, который попал к нему маленьким щенком, заяц стал для Богача вторым ребенком. Поэтому Богач не смог больше убивать зайцев, его сердце разрывалось от боли и тревоги за Черное Ушко.



Сорок лет живет в одинокой рыбачьей избушке на берегу озера девяностолетний одинокий старик Тарас, с ним только собака да лебедь Приемыш, которого он спас. Птенец подрос, подружился со стариком и его собакой, да и старик полюбил его. Тарас знал, что лебедь- птица вольная, подрастёт и захочет улететь со стаей в тёплые края, но боялся, что тот не вынесет трудностей перелёта и погибнет. Он мог бы не отпустить приёмыша, но понимал, что и в неволе птица будет тосковать, поэтому отпустил, когда пришло время. Приёмыш улетел, а Тарас очень тосковал о своём питомце.

Так показал Мамин-Сибиряк доброту и благородство простых людей из народа.

Добрые правдивые книжки писателя, словно говорят: "Давайте обитать вместе!" И еще напоминают о том, что нужно крепко задуматься над нашей общей бедой: вырубаемых лесах, высыхающих морях и водоемах, затоптанных полянах, залитой мазутом травой ...

Давайте будем дружить друг с другом.

Как птица с небом, как поле с лугом,

Как ветер с морем, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и звери, и птицы,

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным друзьям!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Виртуальная экскурсия по произведениям Д.Н.Мамина-Сибиряка

Автор: Моргунова Наталья Ивановна

Дата: 07.05.2022

Номер свидетельства: 606310


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства