1. | 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности). | Цель нашего урока – продолжить работать над развитием читательских умений, значит, Тексты будем мы …….., Информацию из текста … Точку зрения… На вопросы ……………, И, конечно, без сомненья, Речь при этом …………..! (Слова-подсказки: читать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать.) Слайд 2. Методический прием «Корзина идей». -Вы узнали кто это? -Глядя на портрет, что вы можете сказать об этом человеке? Соберём все сведения, которые мы знаем о нём. Слайд 3. Составление «Кластера»: В.Ю.Драгунский – писатель – поэт – о детях – о войне - о природе - рассказы – повести – стихи – вызывает чувства – смеёмся – задумываемся, грустим, огорчаемся. Вывод: -Проведем логические цепочки (по записям). Слайд 4. - С каким произведением вы работали дома? -Для всех учащихся - самостоятельная работа. Задание: выполнить тест по произведению. Приложение 1. Проверка по образцу на экране. Слайд 5-6. - У кого такой же ответ? Ключ: 1-в, 2-а, 3-а, 4-б, 5-в, 6-а, 7-а, в, 8-б, 9-б, 10-б. -Оцените свои работы. Отметки я перенесу в журнал и в дневник. Спасибо за работу. Вывод. Рассказ «Метро» юмористический, он вызывает добрую улыбку, но в то же время учит нас не смеяться над другими. -Надо ли детям читать такие рассказы? Что хотел передать Н.Носов? Главную мысль можно выразить словами пословицы - Над другими посмеешься, над собой поплачешь. | Включаются в урок, во взаимодействие с учителем. Отгадывают фамилию писателя. Вспоминают и отвечают на поставленные вопросы. Дети высказывают мнения. Дети предполагают свои версии ответа Выполняют тест по произведению Оценивают свои работы Отвечают на поставленный вопрос. | Коммуникативные (умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем) Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами) Познавательные (умение извлекать информацию). Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) |
| 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | Многие писатели в своих рассказах описывают смешные случаи из жизни. Назовите писателей, которые пишут такие рассказы? (Н. Носов, В. Драгунский) 3. Метод «Чтение с пометами». А теперь вернёмся к Драгунскому. -Все ли знаете об этом писателе? При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях. Слайд 7. V – уже знал + - узнал новое ? – хочу узнать а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами. Приложение 2 б) Проверка. -Что узнали нового? - Что хотите узнать? (фельетон, реприза) Работа в группах с толковым словарём. Проверка. Вывод: Продолжим изучение произведений писателя. - Скажите мне, пожалуйста, а вы любите читать смешные рассказы? -А любите фантазировать, придумывать рассказы, мечтать? | Вспоминают и отвечают на поставленный вопрос. Самостоятельно работают с карточками «Биография Виктора Драгунского». При чтении биографии карандашом выставляют пометки на полях. Дают ответы, доказывая словами из текста. Работают с толковым словарём. Комментируют слайды. Работают с толковым словарём | Познавательные (умение добывать новые знания из предложенной информации) Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме) Личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы.) |
| 3. Выявление места и причины затруднений (постановка проблемы, формулирование темы урока) | -Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? -Сформулируйте тему урока, цель. Методический прием «Предположение». -Мы продолжим чтение произведений В.Драгунского. Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа. Слайд 8. Тема: о детях. -Как бы вы озаглавили? - Рассказ называется «…БЫ» - Я думаю, что у вас появилось желание прочитать это произведение. -Что бы вы хотели узнать? -Что может произойти в рассказе с таким названием? | Формулируют тему и цель урока. Обучающиеся строят предположения. | Регулятивные (умение самостоятельно формулировать тему и цели деятельности на уроке) Познавательные (выдвижение предположений, их обоснование.) Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами) |
| 4. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация | Сейчас мы послушаем это произведение в исполнении автора - Виктора Драгунского. Слайд 8 (произведение слушается по частям). Методический прием «Чтение с остановками (2 остановки). Задание до чтения: 1. Определить, какой это рассказ? 2. Ответить на вопрос: Что поразило? Прослушивание 1 части («Что и говорить, я всё бы им припомнил!»). Методический приём «Дерево предсказаний» Групповая работа. (На столах карточки с заданием). Приложение 3. Слайд 9 (1часть) Подумайте и дайте ответы на вопросы. 1.Что будет дальше? 2.Чем закончится рассказ? 3.Как могут развиваться события? Дети обмениваются идеями, распределяют деятельность в группе по «Дереву предсказаний». -Озвучить свои мысли (по 1 ученику на 1 вопрос). -У кого другой вариант? Прослушивание 2 части. Слайд 10 (2часть) -Какие у Вас возникли чувства? - Что произойдет дальше? Прослушивание текста до конца. Слайд 10 (3часть) После чтения рассказа «Мозговой штурм». -Совпали ли предположения? -Что это рассказ или сказка? Докажи. -Понравился? Чем? - Какое настроение сложилось у вас после прочтения? - Значит это рассказ какой? (юмористический) -Почему автор выбрал такое странное название? - О чём мечтал мальчик? -Зачитайте. - Зачем он хотел быть взрослым? Докажите словами текста (Хотел быть главным, командовать, не нравилось, что взрослые им командуют, отомстить им). Слайд 11 - В какой последовательности Дениска примерял на себя роли родителей? -Найдите в тексте и прочитайте слова, которые хотел адресовать Денис маме. Зачитайте только слова мальчика. - А что герой рассказа сказал бы папе? Зачитайте. - Какие слова Дениска говорил бы бабушке? Зачитайте. Слайд 12(заполнение таблицы) - Смешно разговаривает мальчик с родителями ? - И смешно, и грустно…. - Кого высмеивает автор? (Родителей и мальчика). - Почему мальчик обращается к взрослым именно с такими словами, он сам их придумал? (Взрослые с ним так разговаривают в его семье, он научился у них). - Каким голосом, с какой интонацией он с ними разговаривает? Почему? (Недовольно, нравоучительно, требовательно, назидательно. Хочет чтобы они тоже знали как неприятно все это выслушивать). Чтение по ролям. Инсценирование. - Найдите отрывок, в котором описывается разговор мальчика с мамой и папой. Давайте попробуем себя в роли артистов и инсценируем эпизод. -Сколько героев нам надо? – 3(слова автора мы брать не будем). Вы должны изобразить мимику, интонацию, силу голоса, действия. - Остальные готовят рецензию. | Слушают произведение Обучающиеся работают в группе, высказывают свои предположения, объясняют свой выбор. Дают ответы. Дети высказывают свои мнения, аргументируют их. Высказывают свои предположения. Дают ответы. Зачитывают отрывки. Отвечают на вопросы, а затем зачитывают. Помогают учителю заполнять таблицу Дети высказывают свои мнения. Высказывают свои предположения. Читают по ролям. | Познавательные (выдвижение предположений, их обоснование.) Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ) Коммуникативные (умение слушать, осмысливать). Личностные (формирование интереса к чтению, потребности в чтении) Личностные (умение высказывать свою точку зрения, понимать и принимать точку зрения другого.) Познавательные (умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник). Познавательные (умение добывать новые знания из предложенной информации) Познавательные (умение извлекать информацию).
Коммуникативные (овладение диалогической и монологической речью). Личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы ). Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ) |
| 6. Обобщение.
| -У меня сложилось мнение, что мальчик не любит своих родителей? -А вы как считаете? - Понимают родители его? - Чего не достает Денису в семье? (понимания.) -А Дениска всегда ли понимает родителей, прислушивается к их замечаниям? То есть Денис тоже их не понимает -Так чего же в семье не хватает? Сын не понимает родителей, родители не понимают сына. -Чего недостает в семье? Слайд 13 ( взаимопонимания) Прочитайте в конце текста, какие слова говорит мальчик о маме. (Вошла мама самая настоящая, живая). - Как мальчик относится к своей маме? (Он любит её, радуется, когда она рядом, а то, что он придумал, то всё было не настоящее). - Имеем мы право обижаться на своих родителей? (Нет, ведь чтобы они не говорили, они любят нас и желают только добра). | Дают ответ, аргументируя и доказывая свою точку зрения. Делают вывод. Решают проблему . | Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ) |
| 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Вывод: -Почему так озаглавлен текст? -Что хотел автор донести до читателей этим произведением? Итог: составление «синквейна» в парах. Слайд 14. 1. Написать имя существительное по теме. 2. 2 имени прилагательных 3. 3 слова-действия 4. Предложение 5.Слово-смыс темы. (Взаимопонимание.) Выслушиваются ответы детей. - Какая проблема перед нами стояла? Смогли мы её решить? Имеем мы право обижаться на своих родителей? Все ли вы делаете для того чтобы вас мама с папой поняли? К какому выводу вы пришли? -Молодцы! Вы понимаете своих родителей и уважаете их! Пусть в ваших семьях царит любовь и взаимопонимание! Методический приём «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Выслушиваются ответы детей. Слайд 15 | Определяют меру своего продвижения вперёд. Составляют синквейн в парах Осуществляют самооценку усвоения материала и работы на уроке в целом; формулируют конечный результат. | Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию) Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) Регулятивные (подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности). |