kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виды орнамента.Изготовление ковра-сырмак из бумаги

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель уроков – это формировать у школьников опыт предметно-практической деятельности на примере казахских национальных изделий.

            В даннjv конспектt урокf используtтся презентации, выполненные в программе Microsoft Office Power Point, видеофильмы и аудиозаписи, которые более красочно и подробно преподносят новый материал для учащихся. В них отражены текст по теме, изображения и иллюстрации. Презентация используется при знакомстве ребят с новой темой, с целью дать наглядно-образное представление о национальных изделиях казахского народа.

            Урок помогаtт осознать тот факт, что ценность изучения казахского быта и национальной одежды, ковров, посуды связана с важностью сохранения элементов традиционного прошлого, несущих черты этнической принадлежности, сложившихся в процессе исторического развития.

                                                                                                  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виды орнамента.Изготовление ковра-сырмак из бумаги »

Тема: «Виды узоров и орнаментов. Изготовление ковра – сырмақ из бумаги»

Егорова Татьяна Владимировна

учитель начальных классов

с.Благовещенка, Жамбылский район

Северо-Казахстанская область

Цель: формирование у учащихся понятий «сырмак», «текемет», «тускииз»; обобщение знаний об орнаменте и его видах; закрепление известных способов создания орнамента. 

Образовательные задачи: 

Обучающая: познакомить учащихся с видами казахских национальных ковров, с их значением. Отработать навыки вырезания орнамента из листа, сложенного в один раз, втрое; навыки создания симметричной композиции. 

Развивающая: Развивать мыслительные операции (анализировать, сравнивать, классифицировать); моторные навыки (точность движений, их скорость), образное и наглядно-действенное мышление, художественный вкус.

Воспитательная: Воспитывать интерес и уважение к казахской национальной культуре, к традициям и обычаям;  воспитывать коллективизм, дисциплинированность. Привитие интереса к изготовлению казахских национальных изделий и орнаментов. 

Тип урока: комбинированный. 

Методы: наглядный, частично-поисковый, словесный, объяснительно-иллюстративный, практический. 

Формы организации работы учащихся: индивидуальная, групповая. 

Оборудование и наглядность: презентация, видео «Желаем успеха», раздаточный материал – кроссворд, шаблоны орнаментов, демонстрационный образец - объект труда – ковер сырмак из бумаги и картона; 

Материал для учащихся: листы цветного картона, белая бумага, клей, ножницы, линейка, карандаш. 

Ход урока

1.Организационный момент

- Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день и наш урок принесёт вам радость общения. Настройтесь на работу. Мысленно пожелайте себе и друг другу удачи.

Просмотр видеоролика «Желаем удачи»

- Ребята, настроились на урок! Я вам желаю удачных работ и правильность их выполнения.

- Свой урок мы проведём под девизом: (слайд 1)

«Ум и сердце в работу вложи, 

Каждой минутой в труде дорожи». 

- Как вы понимаете это выражение?

- В чем его смысл? 


2.Фаза интереса к уроку

- Для того, чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо отгадать ключевое слово. Сделать это можно, разгадав кроссворд.


(Класс делится на группы, и каждая группа получает лист бумаги с кроссвордом): 

1.Брюки, юбка, рубашка одним словом это … 

2.Застежка для верхней женской казахской национальной одежды. 

3.Два конца, два кольца, посередине гвоздик. 

4.Мужская и женская казахская национальная одежда без рукавов, сшитая в талию (вид плечевого изделия). 
5.Профессия, связанная с созданием моделей одежды. 

6.Казахский национальный головной убор невесты. 

7.Прямой широкий халат с длинными рукавами у казахов. 

8.Легкая матерчатая шапочка круглой или квадратной формы у народов Средней Азии. 

- Выполнив задание, вы подаете сигнал о готовности вашей группы (взявшись за руки и подняв их вверх)






1

О

р

н

а

м

е

н

т

2

к

а

п

с

ы

Р

м

а











3

Н

о

ж

н

и

ц

ы






4

к

А

м

з

о

л









5

М

о

д

е

л

ь

е

р


6

с

а

у

к

Е

л

е







7

ш

а

п

а

Н









8

т

ю

б

е

Т

е

й

к

а














- А теперь проверим, правильно ли вы разгадали кроссворд (слайд 2)

- Прочитайте выделенное слово, которое у вас получилось. рнамент)

- Итак, ключевое слово нашего урока – орнамент

- Что такое орнамент? (Орнамент – это узор, основанный на повторении и чередовании его элементов)

3.Сообщение темы урока. Постановка цели урока

- С чем мы сегодня познакомимся?

- Тема нашего урока «Образцы ковров. Виды орнаментов. Изготовление ковра-сырмак из бумаги»

(слайд 3)

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

- Цель нашего урока: закрепить полученные знания о видах орнамента, познакомиться с названием казахских национальных ковровых изделий.

- Какую практическую работу мы будем делать? 

- Цель практической части урока: Изготовление и оформление ковра-сырмак из цветной бумаги (аппликация)

- Где применяют орнамент, узоры? (декоративно-прикладном искусстве)

- Для чего в повседневной жизни нам нужны узоры и орнаменты? (Орнамент применяется в декоративно-прикладном искусстве. Им украшаются предметы быта, одежда, ювелирные изделия, юрту и ее внутреннее убранство) (слайд 4, 5, 6, 7)


4.Беседа

  Истоки возникновения орнамента исходят из далекой древности. Он имеет длинную и интересную историю. Еще пару сотен лет назад люди относились к природе совсем иначе, чем теперь. Она была их матерью, которая кормила, одевала, лечила, но могла и наказать за непочтительность. Люди верили, что Луна и Солнце, море и пустыня, ветры и скалы, животные и растения могут думать и чувствовать, разговаривать, помогать человеку или мстить.

С самых древнейших времен люди изображали на предметах домашней утвари и на убранстве жилищ знаки небесных светил, согревающего огня, воды, зеленых побегов и спелых колосьев, тучных стад как символ здоровья детей и плодородия земли, богатства и процветания дома и его хозяев.

Охотники и воины украшали свои тела, доспехи и оружие узорами с фигурами хищных зверей, чтобы стать такими же храбрыми и непобедимыми, как они.

Для казахов орнамент стал главным видом изобразительного искусства, в котором отразилась живая, поэтичная душа народа, любовь к родной природе и интерес к окружающему миру.

Известно около 200 видов казахского орнамента. Каждый орнамент может рассказать свою историю, где основой для него являются переработанные формы животного и растительного мира. 

- Весь орнамент, по изображенным на нем мотивам, делится на несколько видов. Вспомните и назовите их. (Животный, растительный, космогонический, зооморфные) (слайд 8)

- Какие узоры вы знаете. Давайте вспомним. (слайд 9, 10, 11, 12)

- Какой узор чаще всего встречается в украшении национальных изделий? («қошкар мүйіз» - «бараньи рога») (слайд 13)


4.Новый материал

Показ слайда 14, где изображены казахские национальные ковры

- А как вы думаете что это? (Это казахские национальные ковры)

Ковер – это художественное текстильное изделие из шерсти, войлока, хлопчатобумажной или шелковой ткани. Ковры бывают ручной работы и машинной. Казахские ковры можно разделить на несколько групп. Я покажу вам несколько из них:

Текемет – ковер войлочный постилочный с цветным узором.

- Что такое войлок? (войлок – плотный нетканый тестильный материал из валяной шерсти)

Текемет делается: на белый полуготовый войлок накладываются узорные фигуры из влажного окрашенного войлока. Затем войлок свертывается в рулон и укатывается вначале локтями, потом - процесс удлинения, пропарки. И так до полного создания текемета.

Сырмақ – ковер войлочный постилочный. Войлок для его основы чёрного (или темного) цвета, на который накладывается композиция орнамента из войлока белого цвета. Узор накладывается на войлок и простёгивается, а затем прошивается цветным шнуром по контуру узора. Сырмак — один из главных предметов убранства казахского народного жилища — юрты.

Сырмак и текемет - это постилочные войлочные казахские ковры. Настенный же войлочный казахский ковер называется "тускииз". 

Тускииз – ковер настенный войлочный или на тканевой основе, украшенный аппликацией из красного и черного сукна, часто сочетающейся с вышивкой. На войлок нашиваются накладные разноцветные узорные фигуры из войлока, шелковой и хлопчатобумажной ткани.

  
5.Практическая работа

- Сейчас мы попробуем изготовить ковер-сырмак из бумаги. 

- Посмотрите внимательно на готовое изделие. 

- С каким материалом будем работать? (С бумагой)

- В какой технике выполнен ковер-сырмак? (В технике аппликация)

- Что такое аппликация?  (Аппликация – это способ прикладывания на бумагу, ткань разноцветных кусочков бумаги, ткани, кожи для создания различных изображений, орнаментов)

- Давайте решим, что нам будет необходимо для работы? Какие материалы и инструменты понадобятся для работы? (цветной картон, белая бумага, карандаш, ножницы, клей) 

- Работать вы будете в группах. Вы должны договориться друг с другом, что будет выполнять каждый из вас. В каждой группе выберите руководителя группы, который будет контролировать процесс работы.

- Но сначала вы должны договориться о единой композиции – как будет выглядеть ваш ковер, какой орнамент вы будете использовать при его оформлении. На столах у вас конверты, в которых лежат шаблоны орнаментов. Вы выбираете понравившиеся вам любые образцы. Вся группа работает сообща для достижения общей цели. 

- Помните, что при украшении любого изделия важна симметрия.

-При выполнении любой аппликации нужен план работы. Попробуем его составить.

1.Возьмите шаблоны орнамента. Обведите на белой бумаге. 

2.Возьмите ножницы и вырежьте детали аппликации. 

- Помните правила ТБ при работе с ножницами. (Вспомнить ТБ при работе с ножницами)

3.Распределите детали аппликации на листе картона. 

4.Приклейте детали к основе. 

- Начинайте работу.


6.Самостоятельная работа

Наблюдение за самостоятельной работой учащихся




7.Итог урока

Анализ выполненных работ. Каждая группа вывешивает орнамент на доску, руководитель группы представляет работу.

- Что вызвало у вас затруднения при выполнении работы? 

- Что не совсем получилось? Почему не получилось? 

8.Рефлексия

- Оцени работу своей группы.

- Какое чувство вы испытываете после выполнения работы? 

- Наш урок мы завершаем! Чтобы узнать ваше мнение о том, как для вас прошел урок, нужно каждой группе выбрать смайлик: (Слайд 15)





принес пользу вызвал интерес показался трудным  

Выставление оценок.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Виды орнамента.Изготовление ковра-сырмак из бумаги

Автор: Егорова Татьяна Владимировна

Дата: 23.09.2014

Номер свидетельства: 114449


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства