«Весна идет - весне дорогу!» Создание детского литературного журнала.
«Весна идет - весне дорогу!» Создание детского литературного журнала.
Работая над проектом, детям предлагается принять участие в разработке и выпуске литературного журнала «Весна идет - весне дорогу!». Создавая свою страницу журнала, каждая группа детей самостоятельно находит материал о весне (пословицы, поговорки, приметы), сочиняет загадки о птицах и сказку на весеннюю тему, рисует весенние картины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Весна идет - весне дорогу!» Создание детского литературного журнала.»
Урок - творческий проект по литературному чтению
«Весна идет - весне дорогу!»
Создание детского литературного журнала
Аннотация
“Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать…”.
Л.Н.Толстой
Работая над проектом, детям предлагается принять участие в разработке и выпуске литературного журнала «Весна идет - весне дорогу!». Создавая свою страницу журнала, каждая группа детей самостоятельно находит материал о весне (пословицы, поговорки, приметы), сочиняет загадки о птицах и сказку на весеннюю тему, рисует весенние картины. Использование проектной технологии способствует развитию индивидуальности каждого ребёнка, помогает раскрытию их наклонностей и способностей. Работая в группах, ребёнок учится осознавать свою значимость, ответственность перед другими детьми, приобретает неоценимый навык участия в коллективной деятельности. Так как младшим школьникам ещё очень трудно ориентироваться в огромном потоке информации, помощь родителей просто необходима при сборе материала к проекту. И в этом много положительного, так как родители держат постоянный контакт, как с ребёнком, так и с учителем.
Ценность проекта в том, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Этапы работы над творческим проектом
1этап
Погружение в проект
Определение темы, цели, актуальности.
Формирование рабочих групп.
Распределение задач и обязанностей между членами групп.
Выработка групповых и индивидуальных планов работы.
Определение источников и способов сбора информации для каждой группы.
2 этап
Осуществление деятельности
Сбор из источников нужной информации (работа в библиотеке, дома с книгами, журналами, в Интернете)
Запись детьми важной информации в блокнот, которую узнали из книг, газет и журналов, Интернета, от других людей.
Сочинение сказки, оформление рисунков.
3 этап
Оформление и защита проекта
Создание детского литературного журнала «Весна идет - весне дорогу!»
Задания творческим группам
(Дети распределяют между собой задания по желанию)
1 группа
Узнать, как в старину называли месяц март. Объяснить, почему месяц получил такое название.
Записать в блокнот, какие картины вы себе представляете, когда слышите название месяца март.
Найти и записать в блокнот приметы, поговорки и пословицы марта.
Найти информацию о граче и записать в блокнот несколько важных сведений.
Сочинить небольшую сказку о сосульке.
Нарисовать рисунок «Что бывает в марте».
2 группа
Узнать, как в старину называли месяц апрель. Объяснить, почему месяц получил такое название.
Записать в блокнот, какие картины вы себе представляете, когда слышите название месяца апрель.
Найти и записать в блокнот приметы, поговорки и пословицы апреля.
Найти информацию о скворце и записать в блокнот несколько важных сведений.
Сочинить небольшую сказку о подснежнике.
Нарисовать рисунок «Что бывает в апреле».
3 группа
Узнать, как в старину называли месяц май. Объяснить, почему месяц получил такое название.
Записать в блокнот, какие картины вы себе представляете, когда слышите название месяца май.
Найти и записать в блокнот приметы, поговорки и пословицы мая.
Найти информацию о жаворонке и записать в блокнот несколько важных сведений.
Сочинить небольшую сказку об одуванчике.
Нарисовать рисунок «Что бывает в мае».
Урок - творческий проект по литературному чтению
Тема: Создание детского литературного журнала «Весна идет - весне дорогу!»
Цель:
Формировать у младших школьников умение использовать знания, полученные при работе над темой «Весна идет - весне дорогу!», для создания детского литературного журнала, проявляя оригинальность при решении творческой задачи.
Формировать умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
Формировать чувство уверенности в собственных силах, высокую позитивную оценку себе, веру в то, что можно достичь высоких результатов.
Оборудование:
Репродукции картин великих художников: «Март» И.Левитана, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Большая вода» И. Левитана, А. Васнецов «На пашне. Весна»;
Презентация на мультимедиа, под названием «Весна идет — весне дорогу!»;
Странички журнала (листы формата А-4);
Карандаши, фломастеры, ножницы, клей.
Ход урока:
Организационный момент
Интересный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из вас.
Чтоб умными быть надо много знать,
Уметь думать, логически рассуждать.
(Заставка, Слайд № 1)
2. Вступительное слово учителя
-Ребята! К этому уроку вы долго готовились, провели интересное исследование, и каждая группа спешит порадовать остальных своими открытиями.
Сегодня мы с вами будем создавать очередной проект, и я приглашаю вас в гости к… .
А к кому вы сейчас сами мне скажите, отгадав загадки. (Слайд № 2)
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит, в полях сверкая, -
Значит, к нам пришла… (весна)
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поет пичужек стая,-
Значит, к нам пришла… (весна)
- Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, это она уже пришла к нам, в наши края и сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о прекрасном времени года – о весне!
Весна – это пробуждение! (Слайд №3)
Показ клипа о весне под музыку Фредерика Шопена — «Весенний вальс»
На его фоне учитель читает стихотворение:
Весна всему свой голос дарит-
Воде, листве, земле - всему:
Кострам в лесу и птичьей паре,
Глазам и сердцу моему.
Всё началось с простой капели,
И вот уже текут снега,
И зажурчали, зазвенели
Деревья, воздух и луга.
Несётся плеск с лесных излучин,
В овраге ветер струны рвёт,
Весь мир разбужен и озвучен
И дирижёру смотрит в рот.
3.Постановка цели
-Ребята, скажите, как выражают люди свою любовь к весенней природе, к природе вообще? ( Пишут стихи, рассказы, музыку, рисуют картины, делают фотографии)
-Вот и мы с вами выразим свое чувство любви к весенней природе через создание проекта на тему: «Весна идет — весне дорогу!» (Слайд № 4)
-Вы уже знаете, что проект – это дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки, газета и многое другое.
-Как вы думаете, а что может стать результатом (продуктом) вашей проделанной работы, если мы объединим в одно целое ваши пословицы, поговорки, приметы, рисунки, сочиненные вами сказки, загадки? (Книга, журнал)
-Правильно, результатом (продуктом) нашей работы будет весенний литературный журнал.
- Какую цель мы поставим перед собой на этом занятии?
(Создать литературный журнал о весне)
- Итак, цель поставлена, а знание изученных произведений о весне и сбор литературного и другого материала на весеннюю тему поможет вам в создании этого журнала, который мы так и назовём: «Весна идет — весне дорогу!»
-Работать, ребята, сегодня вы будете в группах. Каждая группа будет создавать свою «весеннюю » страничку. Каждая страничка будет особенной, вы создадите её своими руками. Проявите творчество и фантазию. Помните, что результат зависит от всех в группе, трудитесь дружно, помогайте друг другу, равномерно распределяйте выполнение заданий и постарайтесь сделать работу интересной и красивой.
4.Основная часть урока
Создание продукта проектной деятельности
- Ребят,- сейчас я буду читать вам загадки, а вы должны отгадать, о каком месяце идет речь?
(Слайд №5)
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, быстро тает,
Грач горластый прилетает,
Что за месяц? Кто узнает?
(Март)
(Слайд №6)
Яростно река ревет
И разламывается лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе раздается трель.
Это к нам пришёл …(Апрель)
(Слайд №7)
Жаворонок - гость полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет, угадай,
Что за месяц это?(Май)
-Ребята! Каждая страничка нашего литературного журнала имеет своё название по весенним месяцам – МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ. Две недели назад вы распределились на группы, и каждая группа выбрала себе один весенний месяц и работала над полученными заданиями. Я думаю, что каждая группа хорошо подготовилась, и мы можем начать создание весеннего литературного журнала.
(Каждой группе раздаются страницы журнала, в которых они будут выполнять предложенные задания).
1 задание
-Вы отгадали названия весенних месяцев. А как эти месяцы называли в старину?
Сейчас на странице журнала возле названия вашего месяца напишите старинное название (Дети записывают название месяца из домашних заготовок в блокноте)
2 задание
Весна – красивое время года. Послушайте, какие ассоциации(как бы образные картины) вызвала весна у автора детской песенки Я. Жабко «Это всё весна»:
Первый тёплый дождик
И раскат грозы,
Молодая травка,
Первые цветы,
Кружева берёзы,
Неба синева,
Жёлтый одуванчик -
Это всё Весна.
Звонкие капели,
Быстрый ручеёк,
И пернатых трели,
Солнечный денёк.
На сухих дорожках
Скачет детвора,
Всё вокруг смеётся -
Это всё Весна.
А какиеассоциацииу вас вызывает «ваш» весенний месяц года? Подумайте и запишите их на вашей странице. (Дети записывают ассоциации из блокнота)
3 задание
- Весна приходит к нам по-разному. У весны свои приметы и признаки.
- Ребята, а как узнать, что к нам пришла Весна? По каким признакам и приметам?
- растаял снег,
- появились проталины;
- бегут ручьи;
- освободились реки ото льда;
- прилетели птицы и звонко поют;
- солнце находится высоко над горизонтом и светит ярче;
- стало тепло;
- появилась травка, цветут цветы;
- небо стало выше и прозрачнее, голубее и по нему плывут облака;
- дни стали длиннее и т д.
-Каждый весенний месяц имеет свои приметы. С давних времен люди внимательно наблюдали за явлениями, происходящими вокруг. Это помогало им не только лучше узнавать природу и окружающий мир, но и предсказывать погоду, урожай. Так в народе появились и крепко вошли в нашу жизнь различные приметы. С детства все мы знаем, что если воробьи летом купаются в пыли, значит, скоро похолодает и возможен дождь. К дождю и ласточки летают низко над землей, влажность делает тяжелее их крылья и не дает высоко взлететь. Вот сейчас вам нужно записать приметы своего месяца на свою страничку. (Дети записывают приметы из блокнота)
4 задание
-Народ на Руси был очень наблюдательным. Люди прослеживали серии закономерностей в происходящих событиях, накапливал по этому поводу опыт и отображал этот опыт в создании устного народного творчества, в частности,
в поговорках и пословицах.
Пословицы, в большинстве своём, довольно краткие изречения, иногда в стихотворной форме. Дома вы находили пословицы и поговорки по своим месяцам. Запишите их на следующих строчках (Дети записывают пословицы и поговорки из блокнота)
Физминутка (Слайд №8)
Просыпается цветок
Тянет к солнцу лепесток
И от ветра он качается
Низко, низко к земле наклоняется
А потом опять поднимается
И всем мило улыбается!
5 задание
-Молодцы, ребята! Весне все радуются: и люди, и птицы, и звери, и деревья, и природа просыпается, и прилетают птицы из теплых стран. А какие птички прилетают раньше других? Посмотрите на экран и отгадайте загадки, если отгадаете правильно, то услышите пение этих птиц.(Слайд №9, №10, №11)
Трактора поле пашут.
За ними птицы крыльями машут.
Бегают по вспаханному полю,
Клюют червячков вволю.
Вот двое нашли червяка.
Съел один, второй думал пока.
Поздно, приятель, кричи не кричи.
Ждет гостей высокий клен –
Дом на ветке укреплен.
Краской выкрашена крыша,
Есть крылечко для певцов…
В синем небе щебет слышен –
К нам летит семья….. (Скворцов)
Что же за птицы, ответьте? (Грачи)
- Правильно! Грачи – предвестники начала весны.
Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полёт
Вошли в стихотворения. (Жаворонок)
В старину, всегда, в знак прилета жаворонков бабушки выпекали из теста птичек – жаворонков и угощали детишек, радуясь весне и прилету птиц.(Слайд №12)
- Теперь вам творческое задание: составить загадку-описание про птицу, характерную для вашего месяца и записать возле картинки на вашей весенней странице.
6 задание
-Итак, у нас царит Весна. Мы поговорили о птицах, об их возвращении из теплых стран. А как просыпается природа ото сна? Ребята, отгадайте мои загадки:
(Слайд №13, №14, №15)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Есть один такой цветок,
не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок - и нет цветка. (Одуванчик)
Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый самый нежный,
Чистый маленький …
(Подснежник)
-Вы, наверное, догадались, каким будет следующее задание. Я знаю, что вы любите сказки? И любите их сами сочинять. Готовясь к сегодняшнему занятию, каждая группа получила задание сочинить и оформить рисунками весеннюю сказку.
Месяц март выбрал сосульку, апрель-подснежник, май-одуванчик. Все справились с этим заданием? Молодцы!
-Итак, странички журнала у нас уже готовы, сказки вы сочинили, рисунками оформили.
Сейчас наступает самый ответственный момент. Каждой группе предоставляется возможность рассказать о своей работе, познакомить нас со своей весенней страничкой, своей сказкой.
(Идет защита каждого проекта: дети рассказывают, кто был исследователем, художником, сочинителем; показывают, какие странички журнала у них получились и зачитывают название месяц, приметы, пословицы, поговорки и объясняют их, зачитывают загадку и сказки, показывают рисунки к своему месяцу).
5. Итог урока. Рефлексия.
-Подошёл к концу наш урок. Вы очень хорошо потрудились. Вы сегодня молодцы! Ваши странички великолепны! Мы еще раз убедились, что весна – это замечательное, удивительное, восхитительное, прекрасное время года! С ней пробуждается всё! Всё начинает жить, петь, любить.… С приходом весны и мы становимся добрее, милее, улыбчивее, счастливее!
- Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале нашего урока? Достигли мы этой цели?
-Действительно, посмотрите, из ваших страничек получился великолепный журнал под названием «Весна идет - весне дорогу!». В него вошли приметы, пословицы и поговорки, загадки, сказки, рисунки о весне. Создавая этот журнал, вы пробовали себя в роли писателя, исследователя, художника. И мне бы очень хотелось знать, понравилась ли вам эта работа? У каждого из вас на парте лежат два листика: один розовый, другой зеленый. На доске ветка дерева. Если создавать весенний журнал вам понравилось, и было интересно, то на веточку приклейте зеленый листик, а если было скучно, и в создании следующих проектов вы не хотите принимать участие, то - розовый. (Дети выбирают и приклеивают листочки)
-Посмотрите, на нашем уроке распустились зеленые листики!!! Весна заглянула в наш класс!!! Я желаю Вам всем весеннего настроения!(Слайд №16)
Пусть первый подснежник
Подарит Вам нежность! Весеннее солнце подарит тепло! А майский ветер подарит надежду, И счастье, и радость, и только добро!
Так будьте добрыми, простыми, Всегда с улыбкой на лице! Ну словом, будьте Вы такими, Как подобает быть Весне.
Домашнее задание
- Ребята, символом весны является яркое солнце. Солнце - это пробуждение, жизнь, счастье, радость, тепло. Дома попробуйте написать синквейн на тему «Солнце» или «Весна».
Занятие окончено. Большое спасибо вам за работу! (Слайд №17)