kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В. Гауф «Карлик-Нос»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная: 
•    познакомить ребят с новой сказкой В. Гауфа;
•    совершенствовать навык чтения;
•    формировать навык анализа текста;
•     определить проблематику сказки В. Гауфа «Карлик-Нос»
Воспитательная: 
•    повысить интерес учащихся к изучаемому предмету;
•     воспитать волевые черты характера;
•    воспитать в учащихся этические нормы поведения в обществе, общения друг с другом
Развивающая:
•    развивать творческие способности учащихся;
•    развивать мышление, правильную, последовательную речь, воображение, внимание;
•    развивать умения анализировать, обобщать;
•    развивать наблюдательность.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В. Гауф «Карлик-Нос»»

Открытый урок по литературе в 4 «А»

Тема: В. Гауф «Карлик-Нос»

Учитель: Скачкова Т.М.


Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Вильгельма Гауфа и с его произведением « Карлик Нос»


Задачи урока:

Образовательная:

  • познакомить ребят с новой сказкой В. Гауфа;

  • совершенствовать навык чтения;

  • формировать навык анализа текста;

  • определить проблематику сказки В. Гауфа «Карлик-Нос»

Воспитательная:

  • повысить интерес учащихся к изучаемому предмету;

  • воспитать волевые черты характера;

  • воспитать в учащихся этические нормы поведения в обществе, общения друг с другом

Развивающая:

  • развивать творческие способности учащихся;

  • развивать мышление, правильную, последовательную речь, воображение, внимание;

  • развивать умения анализировать, обобщать;

  • развивать наблюдательность.



О6орудование: презентация, задания для групповой работы

- портрет В.Гауфа, видеоролик отрывка из сказки «Карлик нос»

- картины с изображением средневекового города;

- книги В. Гауфа разных изданий;

портрет писателя, флаг Германии, картины: город Штутгарт, памятник Вильгельму, замок Лихтенштейн, выставка книг, сюжетные картинки, проектор.


Тип урока: Урок сообщения новых знаний.




Ход урока


  1. Организация класса.

  1. Добрый день! __________________________________

Я очень рада видеть Вас. Садитесь.

Психологический настрой. Игра - активатор “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)


Я - это я. Во всем мире нет абсолютно, такого как я. Мне принадлежит всё, что есть во мне: сознание, мысли, образы и чувства.

Я всё умею и всё могу и ничего не боюсь. Если все трудности обрушаются на меня сразу, неожиданно, им всё равно не сокрушить моей могучей воли.

Я всё умею и всё могу.


Сегодня мы познакомимся с великим сказочником детей и с его сказками, окунемся в волшебный мир сказочного королевства;

попробуем понять смысл данного произведения и для себя ответить на извечный вопрос бытия: что есть зло и добро в нашей жизни и литературной сказке.


Нет сказки причудливей, чем сама жизнь Г. Х. Андерсен

Мы с вами отправляемся в удивительный мир сказки.

2. Минутка скорочтения (на экране)


3. Проверка домашнего задания

Тест по теме: Г.Х Андерсен «Русалочка»

  1. Г.Х Андерсен а) английский сказочник б) датский в) французский, г) немецкий

  2. К какому литературному жанру относится «Русалочка» а) повесть б) рассказ с элементами сказки; в)сказка.

  3. Расположи по порядку события: а) нож б) 15 лет; в) корабль и буря; г) с корабля в море; д) подводный народ.

  4. Какая была главная героиня?

а) зеленоглазая б) старшая сестра; в) седьмая; г) шестая; д) младшая; е) голубоглазая; ж) синеглазая.

  1. С кем жила Русалочка? а) с матерью; б) с теткой; в) отцом; г) бабушкой; д) сестрами;

  2. Кто спас принца от стихии? а) зеленоглазая девушка б) Русалочка; в) матрос;

  3. О чём мечтала Русалочка? а) о земной жизни; б)о любви принца; в) о богатстве;

  4. Что попросила от Русалочки за услугу морская ведьма? а) волосы б) голос; в) сокровища; г) одежду; д) язык;

  5. Смогла ли Русалочка , однажды приняв человеческий облик, стать снова жительницей моря? а) да; б) нет;

  6. Какие мучения пришлось вынести Русалочке? а) боль в горле б) стыд; в) боль в сердце; г) боль в ногах;

  7. На ком женился принц? а) на русалочке б) на девушке из храма где служат богу; в)на принцессе;

  8. Что отдали сестры ведьме, чтобы она смогла избавить от смерти Русалочку? а) голос б) волосы; в) нож; г)красоту;

  9. Чем заканчивается произведение? а) свадьбой; б) смертью принца; в) превращение Русалочки в морскую пену.

  10. Почему принц не полюбил Русалочку? а) не знал, что она его спасла; б) Русалочка была немая; в)не хотел жить в море; г)дал обещание что полюбит лишь ту, которая спасла его; д) земная девушка обманула его, выдав себя за спасительницу; е) не знал правды.

  11. Смогла ли Русалочка жить с принцем? а) да; б) нет;

А в воде? а) да; б) нет; Почему?

Критерии: 32 балла – «5» 31-26 «4» 25-20 баллов «3» 19 баллов и меньше «2»


ПРОВЕРКА со слайда

Ключи: 1б, 2в, 3д, б,в,а,г, 4г,д,ж 5 в,г,д 6б, 7б, 8 б,д 9б 10в,г 11б, 12 б 13в, 14 а,б,г,д,е 15*б, б+1балл Принц не полюбил Русалочку

Критерии оценивания: 32 балла- «5»

31- 26 баллов – «4»

25-20 баллов – «3»

19 баллов и меньше- «2»

Введение в тему:


Дорогие ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной замечательной литературной сказкой «Карлик-Нос”, автором которой является В. Гауф — величайший немецкий писатель-сказочник.

Давайте послушаем. что это был за человек. Он прожил всего 25 лет, но вошел в историю мировой литературы как величайший писатель-сказочник.


Выступление Сериковой Д.


  1. Подготовка к восприятию художественного произведения.

  1. Слово учителя о Вильгельме Гауфе.

Сегодня мы с вами отправимся в замечательную страну Германию, где жил и умер великий поэт и прозаик- Вильгельм Гауф. Любимый сказочник немецкого народа. Его сказки с интересом читают и взрослые, и дети во всем мире. Гауф родился 29 ноября 1802 года в Штутгарте, в семье скромного служащего Августа Фредерика Гауфа. Из четырех детей он был вторым по старшинству. Ему всего было 7 лет, когда его отец умер. Мать забрав детей, переехала в университетский город Тюбинген. Самое первое образование, которое получил мальчик, было чтение книг из огромной дедушкиной библиотеки. Мать отправила Гауфа учиться в монастырскую школу, потом он поступает в Университет Тюбингена. У Гауфа была очень удивительная профессия – доктор философии и теологии. Теология – это комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институционные формы религиозной жизни, религиозное культурное наследие. Гауфу очень повезло, после окончания Университета он находит работу домашнего учителя в богатой семье. По вечерам, оставшись один, сочиняет Гауф сказки. Именно тогда рождаются его лучшие произведения.

  1. Выставка книг Гауфа.

  • «Маленький мук»- это сказка о крошечном человечке по имени Маленький Мук рассказывает о его чудесных приключениях. (Просмотр видеоролика)

  • «Калиф-аист»- это сказка об удивительном приключении Калифа Багдада, который благодаря волшебству странствующего факира смог увидеть себя со стороны и пережив много злоключений, изменить отношение к себе и к миру. (Просмотр видеоролика)

  • «Холодное сердце»- самое романтическое произведение знаменитого немецкого писателя Вильгельма Гауфа. Молодой угольщик мечтает о богатстве и готов на всё, чтобы получить его даже отдать свое сердце. (Просмотр видеоролика)


- Если Вы прочитаете произведения Гауфа, то пройдете большую школу жизни.

Несмотря на свои 25 лет Гауф занимает должность редактора Штутгартской газеты. Гауф женился на своей кузине Луизе Гауф, которую был влюблен с раннего детства, но счастье их было недолгим, ему было всего лишь 25 лет, когда Гауф покинул этот мир.


Ребята, если вам посчастливиться быть в Германии, обязательно посетите «Музей сказок Вильгельма Гауфа» в Байреброне.


Истоки сказки Гауф, видит в неуемном желании человека «вознестись над повседневностью» ,с одной стороны, а с другой — в стремлении к творчеству и сопереживанию. Ибо только дух творчества дает ощущение свободы, стирает грань между явью и вымыслом.

Именно поэтому сказка в творческом наследии Гауфа была любимейшим жанром.


Но ведь не только Гауф с удовольствием избирает именно этот жанр, что же заставляло и других писателей – сказочников создавать свои произведения?


Особенности жанра литературной сказки:

- сказки в большинстве своем хорошо заканчиваются;

- многих писателей радует возможность создания светлой атмосферы, господствующей сказочном мире;

- как и в народной сказке , в сказках литературных всегда добро побеждает зло:

- следить за событиями сказки очень увлекательно , но развлекая , сказка учит.

А чтобы ответить на вопрос, чему же учит нас эта сказка Гауфа, за что наказан герой, какие испытания ему нужно преодолеть, мы должны обратиться к содержанию этой сказки.



А сказка великого немецкого писателя начиналась так:

«Господа! Думаю, неправы те, кто считает, что времена фей и волшебников давно прошли, а в историях, рассказанных на базаре, нет правды ». 

Давайте посмотрим, как начинался мультфильм, сравним с нашей инсценировкой, а потом для себя решим: есть ли в сказках правда, стоит ли их читать или смотреть…(просмотр небольшого фрагмента мультфильма.)

Разные искусства, не повторяя друг друга, освещают один и тот же сюжет по - разному, помогают глубже и ярче понять материал, заинтересовать читателя…

3. Первичное чтение 1 части. Чтение по ролям

Работа по тексту.

- Назовите, как звали родителей главного героя сказки и чем они занимались. (Ханна и Фридрих)

- Дайте описание сына Ханны и Фридриха.

- Передайте словами из текста описание старухи и ее поведение.

- Что говорит автор о мальчике до встречи с ведьмой?

- Что рассердило маленького Якоба? (Его рассердили слова старухи о том, как она критиковала товар)


  1. Словарная работа.

Кто знает смысл слова куренье?

Куренье- это вещество, сжигаемое для получения ароматического запаха.

А как понимаете смысл этого слова (на экране появляется, слово заклокотало). Что может клокотать?

- клокочет вода в чайнике, в водопроводной трубе, суп в горшке.

Ребята, подберите синонимы к слову ремесло. (Дети могут ответить дело, профессия, работа, занятие, искусность).

Ремесло - это профессиональное изготовление изделий ручным, кустарным способом.

  1. Вторичное чтение 1 части – чтение про себя.

  2. Ребята, давайте, откроем учебник и прочитаем 1 часть про себя, тот, кто закончит читать, сядьте ровненько, чтобы я видела.

  3. Физминутка

Мы осанку исправляем

Спинку дружно выгибаем

Влево, вправо мы нагнулись

До носочков дотянулись

Плечи вверх, назад, вниз

Улыбайся и садись.

  1. Первичное чтение 2 части.

  1. Ребята, как выглядит дом старухи?

(потолки и стены мраморные, кресла и стулья из черного дерева, украшенные золотом и драгоценными камнями).

  1. Почему, войдя в дом, Якоб стал беспрекословно подчиняться словам старухи?

(был удивлен, поддался чарам старух или же, потому что старуха вежливо с ним разговаривала).

  1. Вторичное чтение 2 части.- Выборочное чтение.

Найдите и прочитайте удивительный сон Якоба.


  1. Творческие виды работ.


Задание 1: Описать образ Якоба.


Задание 2: Расположите иллюстрации последовательно по сюжетам и подберите по три ярких цитаты к ним.


Задание3: Сочини свой «синквейн» на тему урока.

(Стихотворение состоит из пяти строк, за каждой строчкой закрепляются определенные правила: необходимо соблюдать нужное количество слов при использовании определенной части речи. Говорят, что в вольном переводе с французского языка это слово означает «пять вдохновений».

Данная работа требует синтеза информаций и материала в кратких выражениях и позволяет рефлектировать по какому – либо поводу.)

Ведьма

Дряхлая, скупая

Знает, помнит, угрожает.

Малышу, что варит каши, будет служба на века

Вот тоска.


Обобщающая беседа.

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с великим сказочником немецкого народа-….(Вильгельм Гауф), с его сказкой -…(карлик Нос) и прочитали 2 части.

- Сколько лет был на службе Якоб и чему там научился?

-Как удалось Якобу бежать с плена?

-Кого винит мальчик в своем уродстве? (Он ругал себя за то, что порицал внешность колдуньи и поэтому получил по заслугам.)

-Как произошло знакомство с гусыней? Почему она оказалась на рынке?

-Как удалось Карлику снова стать Якобом и кто ему помогает в этом?

-Как заканчивается сказка?


  1. Подведение итогов.

Понравился ли Вам урок?

Что Вам именно понравилось?

  1. Выставление оценок. Шкала оценки урока по пятибальной системе

  2. Домашнее задание.

Написать письмо злой старухе. Представим, что Вы в образе Якоба можете передать ей своё послание, в которых сообщим все то, что думаете о ней и о себе... Если бы мы могли это сделать, то, возможно, событий, описанных в этой сказке, и не произошло.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
В. Гауф «Карлик-Нос»

Автор: Скачкова Татьяна Михайловна

Дата: 20.02.2018

Номер свидетельства: 458622


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства